КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Ценность: Добро всегда победит зло, а трудолюбие и терпеливость будут вознаграждены.
Тема: Русская народная сказка: «Бычок – черный бочок, белые копытца».
Цель: Воспитание интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев.
Образовательные задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца»; учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Материалы: Книга с иллюстрациями, мультимедийная презентация (слайд – физкультурная минутка).
Понятия: Нюрочка-девчурочка - это уменьшительно-ласкательное от имени Анна и девочка. Одна-одинёшенька – совсем одна. Костяная нога – высохшая нога. На курьих ножках – у избушки ножки как у курицы. Пряжу пряди – делать нитку из шерсти. Бранит-ругает – сильно ругает. Хватилась – ищет. Ступа - инструмент для толчения и растирания чего-либо. Пустилась в погоню – отправилась догонять . Пест - инструмент для толчения, растирки или дробления чего-либо в ступе. Помело – тоже самое что и метла. Стадо коров - много коров вместе. Копытца – это ногти на ногах животного. Болотце – уменьшительно-ласкательное от Болото – грязная стоячая вода.
Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | |||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Собрались все дети в круг. Я твой друг, И ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Предлагаю ситуацию: -«Вы любите сказки? -Хотите встретиться со сказкой?» Итак, друзья, начнём прогулку Затей у нас большой запас, А для кого они? Для Нас! Мы знаем, вы любите игры Песни загадки и пляски, Но нет ничего интересней Чем наши волшебные сказки! Предлагаю вспомнить: -Что такое сказка? -Знаете ли вы, как «рождается» сказка? -Для чего сказки нужны? -Чем отличаются сказки от рассказов и стихов? | Дети встают в круг. Ситуация успеха. Отвечают на вопросы, проявляя устойчивый интерес; используют полученные ранее знания. | Мотивация на прослушивание сказки. Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность. |
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) | Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка. Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками. -Какие сказки называются народными? -А какие виды сказок вы знаете? -Какие сказки мы с вами уже знаем? | Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли -Сказки, которые сочинил народ, называются народными. -Волшебные, о животных. «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Крошечка - Хаврошечка» «Курочка, мышка и тетерев». | Умеют осознавать то, что уже усвоено;
умеют слушать и понимать речь других |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | -Посмотрите на обложку книги. О ком будет сказка? Побуждать детей к высказыванию. -Сейчас вы будете слушать сказку «Бычок – черный бочок, белые копытца», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова». Проводится словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл. | Дети смотрят на обложку книги, проявляют интерес. Дети слушают сказку Подбирают слова антонимы | С опорой на наглядность выстраивают ответ. Проявляют познавательный интерес в процессе слушания. Проявляют интерес к познанию новых слов. |
Игровая ситуация. Физкультурная минутка | Предлагаю детям отдохнуть. На экране показана физкультурная минутка. | (Слайд).Дети повторяют движения по видео. | Дети расслаблены, отдохнули и готовы к деятельности. |
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации. |
| ||
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение | -О чем говорится в сказке? -Кто ее главные герои? -С кем жила Нюрочка-девчурочка? -Куда и зачем позвали Нюрочку подружки? -О чём просили родители Нюрочки и почему? -Что случилось с Нюрочкой в лесу, и что она делала? -Кто проходил мимо Нюрочки и что сделал с ней? -Как относилась Баба Яга к Нюрочке? -Кто первым пытался помочь Нюрочке и как? -Что сделала Баба Яга? -Кто вторым пытался помочь Нюрочке и как? -Что сделала Баба Яга? -Кто третьим пытался помочь Нюрочке и как? -Что сказала Нюрочка? -Что сделала Баба Яга? -Как бычок спас Нюрочку? Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. -Жили-были… -Была у них дочка … -Пошла она с подругами… -Проходила мимо… -Баба Яга с утра до ночи… -Бегут мимо… -Села Баба Яга в ступу… -Бычок залез в болото…. -Пока Баба Яга…. Бычок прибежал… | -О событиях из жизни Нюрочки-девчурочки; -Нюрочка-девчурочка, Баба Яга, баран, козёл, бычок – чёрный бочок, белые копытца. -Она жила с родителями. -В лес – по грибы , по ягоды. -Не потерять её, так как она маленькая и не найдёт дорогу домой. -Она потерялась, и сидела плакала. -Баба Яга. Схватила и потащила к себе домой. -Она с утра до ночи работать её заставляла: она и печку топит, и дрова рубит, и воду носит, и пряжу прядёт, и избу метёт. Досыта не кормила, бранила-ругала. -Баран. Он посадил Нюрочку на спину и побежал. -Баба Яга села в ступу и пустилась в погоню. Догнала и вернула в избушку. -Козёл. Он посадил Нюрочку на спину и побежал. -Баба Яга села в ступу и пустилась в погоню. Догнала и вернула в избушку. -Бычок – чёрный бочок, белые копытца. Он посадил Нюрочку на спину, велел держаться за рожки и пошел. Нюрочка засомневалась, так как Бычок не мог быстро как Бара и Козёл бегать. -Баба Яга села в ступу и пустилась в погоню. -Бычок забежал в болотце и начал брызгать на Бабу Ягу грязью. Пока она протирала глаза Бычок прибежал в деревню и передал Нюрочку родителям. Дети досказывают конец предложений (муж да жена) (Нюрочка-девчурочка) (в лес – по грибы, по ягоды) (Баба Яга) (работать её заставляла: она и печку топит, и дрова рубит, и воду носит, и пряжу прядёт, и избу метёт. Досыта не кормила, бранила-ругала.) (Овцы). (Пустилась в погоню). (Стал бить задними норами по болотцу) (Протирала глаза да брови). (В деревню). | С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи; умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сотрудничают с взрослым и сверстниками. Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию Устанавливают причинно- следственные связи. Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают в речи концовки предложений. |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. | |||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | ||||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр познания | ||||||||
Центр искусства | Рисование сюжетов по сказке «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке персонажи сказок. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами | В центре искусства вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки | Бумага, белая, цветная, краски, карандаши, клей и другой материал для рисования героев сказки. | Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки | |||||
Центр кулинарии | Приготовление блюда для героев сказки на выбор. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. | В центре кулинарии вы можете попробовать приготовить блюдо для любого героя (на выбор). Проверить, легко ли было Нюрочке-дочурочке готовить еду. | Альбом «Повар» с «мнемотаблицами» по приготовлению блюд; муляжи овощей, фруктов; посуда, кухонные принадлежности, плита, форма для повара. | Блюдо для героя сказки. Проявление, активности и самостоятельности. | |||||
Центр мастерская | Изготовление книжки-малышки по сказке «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» Формировать умение создавать из бумаги книжку. Совершенствовать умение самостоятельно работать с бумагой, сгибать листы в четверо. Закреплять умение соблюдать ТБ при работе с ножницами | В центре «Мастерская» вы изготовите книжку-малышку, которая поможет рассказать самостоятельно сказку родителям, друзьям. | Образец изготовления книжки-малышки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», картон, листы бумаги для дополнительного украшения, клей, ножницы. | Изготавливают книжки- малышки с иллюстрациями. | |||||
Центр грамоты | |||||||||
Центр игры | |||||||||
Центр конструирования | Конструирование животных (баран, козёл, бычок). Формировать умение создавать из конструктора. Совершенствовать умение самостоятельно работать с конструктором, подбирать форму, цвет. Закреплять умение соблюдать ТБ при работе с мелкими деталями конструктора. | В центре конструирования вы изготовите животных. | Конструктор «Лего» для конструирования животных. | Конструирование животных. | |||||
Центр математики | Дидактическая игра «Собери грибы». Закрепить состав чисел до пяти. Эта игра также развивает память, мышление, внимание | В центре математики можно помочь Нюрочке-дочурочке собрать грибы и ягоды | Дидактическая игра «Собери грибы» состоит из ножек грибов, на которых написаны числа от 1 до 5, и шляпок грибов, на которых написан состав чисел. | Ребенок должен подобрать шляпку, которое «растет» на той или иной ножке. | |||||
Центр книги | Рассматривание иллюстраций Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации. | В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями сказки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» рассмотреть внимательно изображение лица Нюрочки, Бабы Яги, их одежду. Изображение Барана, Козла, Бычка, болотца и т.д. | Книги со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» иллюстрированные разными художниками | Дети рассматривают книги, общаются между собой, делятся впечатлениями об увиденном, определяют по картинкам животных, отражают в речи. | |||||
Центр безопасности и здоровья | «Дорисуй лицо» Формирование навыков контроля собственных эмоций и распознания чувств окружающих людей. Умение определять эмоциональное состояние по схематическому изображению лица | В центре здоровья, вы можете определить эмоциональное состояние людей, а также поупражняться в изображении эмоций. | Схемы людей с изображением эмоциональных состояний. Круги бумаги разного диметра, средства изображения | Изображают эмоциональное состояние Нюрочки и Бабы Яги. | |||||
Двигательный центр | |||||||||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). | |||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | ||||||
Рефлексивная ситуация | -Как заканчивается сказка – хорошо или плохо? -Что понравилось вам в этой сказке? -Какова основная мысль сказки? -Есть такая пословица: «Сам пропадай, друга выручай». Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете? -Есть и другая пословица: «Плохо тому, кто добра не творит никому». О ком в сказке можно так сказать? -Объясните, как вы понимаете выражения: мастер на все руки, засучив рукава, водой не разольешь. Когда так говорят? Как можно сказать по- другому? | -Дети отвечают, высказывают свои мнения -Как бы тяжело не было самому, но помогай тому, кто попал в беду. -О Бабе Яге. | Объяснение смысла пословиц; умение делать нравственный выбор. | ||||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности. Своевременно, тактично, оказывает помощь, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее игровые умения и действия. | Дети делятся впечатлениями друг с другом, демонстрируют продукты деятельности, дарят друзьям книжки и.т.д. | Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной деятельности. | ||||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | |||||||||
-Как вы думаете, а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»? А кому еще вы ее сможете рассказать? | Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Ориентированы на самостоятельную деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ _5___ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Л.Н.ТОЛСТОГО « ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ» ( БАСНЯ).
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций. Л.Н. Толстой " Отец и сыновья". ( басня) В ...
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет....
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...