Программа кружка
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Михайловна Власова

"Подготовка руки к письму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgotovka_ruki_k_pismu.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка

 «Подготовка руки к письму»

Старшая группа

Руководитель кружка:

Власова Т.М.

                           2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Адресная направленность.

Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.

Новизна опыта.

использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.

Цели: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи:

1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.

2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.

3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.

Принципы построения программы:

1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении

сложных творческих работ).

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. (работы выполнялись с помощью полученных знаний такие как: работы с тетрадями, авторучкой, простым карандашом и т. д)

3. Научность. (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)

4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

5. Наглядность (наличие образца).

Условия реализации:

Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю с октября по май, то есть 30 занятия в год, длительность одного занятия  25 минут.

Перспективный план работы кружка «Подготовка руки к письму»

Октябрь.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра " Прогулка"

Штриховка (раскраска)

Обведи линии, расставь точки (прописи)

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

3. Упражнять в ориентировке на клетках.

4. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.

Пропись, авторучка, карандаш,раскраска

2.

Пальчиковая игра "Лодочка"

Штриховка (раскраска)

Графическое упражнение "обведи квадратики и линии"

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

3.

Пальчиковая игра "Четыре братца"

Штриховка (раскраска)

Продолжи узор (прописи)

Упражнять в штриховке фигур разными способами, обучать печатанию буквы. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; 

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

4.

1.Пальчиковая игра "Братцы"

2.Штриховка (раскраска)

3. Обведи и дорисуй линии по образцу (пропись)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

Ноябрь.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять»

Штриховка (раскраска)

Обведи по трафарету. (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Упражнять в штриховке фигур разными способами 

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

2.

Пальчиковая игра «Лодочка"

Выкладывание узоров из спичек.

Продолжиузор (пропись) Обведи и дорисуй треугольники по образцу (пропись)

 Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу, учить составлять слова из выбранных букв, ставя на них пальцы.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

3.

Изображение животных ладошками

Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи. (дорисуй линии и елочки)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

4.

Массаж карандашом

Выкладывание узоров из спичек

Дорисуй домики по образцу (пропись)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

Декабрь.

Занятие

Цель

Материалы

1.

 Пальчиковая игра «Строим дом"

Графическое

упражнение «Дорожки» (пропись)

Рисование по клеточкам елки (пропись)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

2.

Пальчиковая игра «Четыре братца»

Графическое

упражнение «Дождик»

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

3.

Пальчиковая игра «Пять пальцев»

Продолжи узор (волны-пропись)

Игра «Волшебный мешочек»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

4.

Пальчиковая игра «Братцы»

Рисование по клеточкам машины (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

Январь.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

Дорисуй маленьких и больших ёжиков

Штриховка

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

2.

Пальчиковая игра «Гости»

Работа в прописях. (дорисуй рыбок по образцу)

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

3.

Пальчиковая игра по выбору детей

Обведи и дорисуй фигуры по образцу (круг,квадрат)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

Февраль.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра «Помощники»

Работа в прописях. (цветы)

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

2.

Пальчиковая игра «Моя семья"

Работа  в прописях. (листики,вишенки)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

3.

Пальчиковая игра «На блины»

Рисование по клеточкам зонта. (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.Упражнять в ориентировке на клетках.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

4.

Пальчиковая игра "Пришли солдаты на постой".

Рисование по клеточкам ракеты.

Штриховка (раскраска)

Упражнять в ориентировке на клетках. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

Март.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики"

Выкладывание узора из счетных палочек.

Рисование по клеточкам " Корабль"

 Упражнять в выкладывании фигурок из счетных палочек по образцу 

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

2.

Пальчиковая игра «Гости»

Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

3.

Пальчиковая игра «Моя семья"

Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

4.

Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Рисование по клеточкам "Апельсин" (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

Апрель.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра по выбору детей

Рисование по клеточкам ящерицы (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска 

2.

Пальчиковая игра «Строим дом"

Графическое упражнение «Допиши» (пропись)

Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради)

Упражнять в ориентировке на клетках. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

3.

Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Дорисуй узор" (пропись)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

4.

Пальчиковая игра «Строим дом"

Графическое упражнение «Допиши» (пропись)

Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради)

Упражнять в ориентировке на клетках.

Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

Май.

Занятие

Цель

Материалы

1.

Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Рисование по клеточкам "Цветка" (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

2.

Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Рисование по клеточкам "зайца " (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

3.

Пальчиковая игра «Помощники»

Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска

4.

Пальчиковая игра " Баба Фрося".

Работа в прописях

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пропись, авторучка, карандаш, раскраска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...