Программа кружка
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План работы кружка
«Подготовка руки к письму»
Старшая группа
Руководитель кружка:
Власова Т.М.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Адресная направленность.
Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Новизна опыта.
использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
Цели: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи:
1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении
сложных творческих работ).
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. (работы выполнялись с помощью полученных знаний такие как: работы с тетрадями, авторучкой, простым карандашом и т. д)
3. Научность. (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
5. Наглядность (наличие образца).
Условия реализации:
Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю с октября по май, то есть 30 занятия в год, длительность одного занятия 25 минут.
Перспективный план работы кружка «Подготовка руки к письму»
Октябрь.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра " Прогулка" Штриховка (раскраска) Обведи линии, расставь точки (прописи) | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. 2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. 3. Упражнять в ориентировке на клетках. 4. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления. | Пропись, авторучка, карандаш,раскраска |
2. | Пальчиковая игра "Лодочка" Штриховка (раскраска) Графическое упражнение "обведи квадратики и линии" | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра "Четыре братца" Штриховка (раскраска) Продолжи узор (прописи) | Упражнять в штриховке фигур разными способами, обучать печатанию буквы. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | 1.Пальчиковая игра "Братцы" 2.Штриховка (раскраска) 3. Обведи и дорисуй линии по образцу (пропись) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Ноябрь.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять» Штриховка (раскраска) Обведи по трафарету. (тетрадь) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Упражнять в штриховке фигур разными способами | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра «Лодочка" Выкладывание узоров из спичек. Продолжиузор (пропись) Обведи и дорисуй треугольники по образцу (пропись) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу, учить составлять слова из выбранных букв, ставя на них пальцы. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Изображение животных ладошками Штриховка (раскраска) Упражнение в прописи. (дорисуй линии и елочки) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | Массаж карандашом Выкладывание узоров из спичек Дорисуй домики по образцу (пропись) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Декабрь.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра «Строим дом" Графическое упражнение «Дорожки» (пропись) Рисование по клеточкам елки (пропись) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра «Четыре братца» Графическое упражнение «Дождик» Штриховка (раскраска) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра «Пять пальцев» Продолжи узор (волны-пропись) Игра «Волшебный мешочек» | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | Пальчиковая игра «Братцы» Рисование по клеточкам машины (тетрадь) Штриховка (раскраска) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Январь.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики» Дорисуй маленьких и больших ёжиков Штриховка | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра «Гости» Работа в прописях. (дорисуй рыбок по образцу) Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра по выбору детей Обведи и дорисуй фигуры по образцу (круг,квадрат) Штриховка (раскраска) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Февраль.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра «Помощники» Работа в прописях. (цветы) Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра «Моя семья" Работа в прописях. (листики,вишенки) Штриховка (раскраска) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра «На блины» Рисование по клеточкам зонта. (тетрадь) Штриховка (раскраска) | Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.Упражнять в ориентировке на клетках. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | Пальчиковая игра "Пришли солдаты на постой". Рисование по клеточкам ракеты. Штриховка (раскраска) | Упражнять в ориентировке на клетках. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Март.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики" Выкладывание узора из счетных палочек. Рисование по клеточкам " Корабль" | Упражнять в выкладывании фигурок из счетных палочек по образцу | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра «Гости» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра «Моя семья" Работа в прописях. Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | Пальчиковая игра "Братцы" 2. Штриховка (раскраска) 3. Рисование по клеточкам "Апельсин" (тетрадь) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Апрель.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра по выбору детей Рисование по клеточкам ящерицы (тетрадь) Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра «Строим дом" Графическое упражнение «Допиши» (пропись) Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради) | Упражнять в ориентировке на клетках. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра "Братцы" 2. Штриховка (раскраска) 3. Дорисуй узор" (пропись) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | Пальчиковая игра «Строим дом" Графическое упражнение «Допиши» (пропись) Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради) | Упражнять в ориентировке на клетках. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
Май.
№ | Занятие | Цель | Материалы |
1. | Пальчиковая игра "Братцы" 2. Штриховка (раскраска) 3. Рисование по клеточкам "Цветка" (тетрадь) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
2. | Пальчиковая игра "Братцы" 2. Штриховка (раскраска) 3. Рисование по клеточкам "зайца " (тетрадь) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
3. | Пальчиковая игра «Помощники» Работа в прописях. Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
4. | Пальчиковая игра " Баба Фрося". Работа в прописях Штриховка (раскраска) | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги. | Пропись, авторучка, карандаш, раскраска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...