Комплексно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Зима в лесу» (13.01.2020 – 17.01.2020)
Старшая группа
Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, способствовать появлению у детей желания любоваться зимней природой в процессе рассматривания иллюстраций, слушанья рассказов о зиме; формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира:.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с род. | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Деятельность по инициативе участников образовательного процесса | ||||
Понедельник 13.01.2020 | Утро | 1. Утро радостных встреч «Что я видел по дороге в детский сад» Цель: Продолжать работу по активизации и расширению словаря детей, уточнить названия знакомых предметов и явлений. 2. Утренняя гимнастика. Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. 3. Беседа «Что бывает зимой»: способствовать обогащению словаря, систематизировать знания детей о зиме | Закрепить знание последовательности времен года: Д/и «Что за чем?»: закрепить знание названий зимних месяцев с Артёмом Д. и Настей | Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» Чтение рассказа Д. Зуева «Зимний лес». Задачи: обобщение и систематизация представлений о зиме. Актуализация и активизация словаря по теме «Зима». Воспитание эмоционального отклика по прочитанному, самостоятельности, творческого воображения. | Предложить: -альбом «Зима» -н/п игра «Времена года» -картинки с изображением животных -рассматривание картинок с изображением зимы, зимних месяцев | Беседа с родителями о самочувствии и успехах детей. Предложить родителям во время прогулки, понаблюдать за сезонным изменениями в природе. Составлять описательный рассказ об увиденном. |
НОД | 9.45 – 10.10 Художественно – эстетическое развитие (рисование). Тема: Зимний лес». Цель: закрепить умение передавать в рисунке особенности зимнего пейзажа. Учить изображать предметы на широкой полосе. Закрепить навыки сочетания в рисовании сыпучих материалов и гуаши, умения использовать метод тычка, смешивать краску для получения нового цвета, оттенка. 10.20 – 10.45 Познавательное развитие (ознакомление с миром природы). Тема: «Как зимуют звери в ожидании весны». Цель: закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты (медведь, белка, заяц, еж, лиса). Учить группировать птиц: зимующие, кочующие, перелетные. Дать знание о том, как человек помогает диким животным и птицам в голодное зимнее время. Приучать заботиться о птицах. 15.50 – 16.15 Физическое развитие (физическая культура) – по плану инструктора по физической культуре. | |||||
Прогулка | Прогулка 1. Распознающее наблюдение, познавательный рассказ «Ветер в январе». Познакомить детей с таким явлением природы, как метель, рассказать, почему она возникает, какие природные явления, характерные для второй половины зимы, становятся причиной возникновения метелей. Обсудить правила безопасного поведения в метель. П/и «Волк и ягнята» Цель: развивать интерес к коллективным играм, желание участвовать в них. Прогулка 2. Д/и «Угадай, чей след?» Цель игры: Закрепить знания детей о животных и птицах, уметь отличать следы животных, человека и птиц на снегу, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. . | Индивидуальная работа с Машей и Сережей Д. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах. Закреплять у детей навыки передвижения на лыжах разными способами. Развивать мышцы спины, конечностей, координацию движений, выносливость. | Трудовая деятельность: поддерживаем порядок на дорожках к групповому участку. Цель: учить детей брать на себя ответственность за поддержание порядка | Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»: сюжет «На игровой площадке». Развивать умение детей согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. | ||
Возвращение с прогулки. Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с русскими сказками, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; продолжать формировать диалогическую речь: умение участвовать в беседе. Развивающие: продолжать формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать существительные с прилагательными, расширять знания о диких животных – их среде обитания, развивать внимание, память. | ||||||
2 половина дня | Постепенный подъём, гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам - способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. Игра – викторина «Сказки о животных». Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь. | Д/и «Один - много» с Денисом Р. и Ксюшей Б. - формировать умение образовывать множественное число имен существительных. | Совершенствование умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу. | Сюжетно-ролевая игра «Больница»: сюжет «Как мишка попробовал лед». На основе имеющегося опыта предложить детям обыграть сюжет. Совершенствовать и расширять игровые замыслы, развивать умение согласовывать тему игры, договариваться о последовательности игровых действий. | ||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с род. | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Деятельность по инициативе участников образовательного процесса | ||||
Вторник 14.01.2020 | Утро | Утренняя гимнастика. Цель: способствовать пробуждению организма. Беседа «Как лесные звери проводят зиму в лесу» Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой. | Знаешь ли ты свой домашний адрес» - развитие коммуникативных способностей с Димой и Тимофеем. | Д/и «Чья, чье, чьи». Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Ситуативный разговор «Зачем лисе пушистый хвост?». Расширять знания детей о жизни лисы в зимний период. | Разместить в группе картины из серии «Животные нашего леса». В центре художественного творчества поместить трафареты диких животных, тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей. | Беседа «Одежда детей в группе». Проведение с детьми в домашних условиях закаливающих процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок на свежем воздухе с целью совершенствовани я привычки к здоровьесберегаю щему поведению.. |
НОД | 9.30 – 9.55 Речевое развитие (развитие речи). Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Цель: закрепить представление о жизни диких животных. Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Учить придумывать загадки, подбирая по смыслу названия качеств и действия (прилагательные и глаголы), отгадывать загадки, основанные на противопоставлении. 10.05 – 10.30 Художественно-эстетическое развитие (музыка) – по плану музыкального руководителя 15.45 – 16.10 Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Тема: «Зимний покой». Цель: учить передавать в аппликации своеобразие зимнего пейзажа. Побуждать использовать дополнительные материалы, технику мятой бумаги. Учить творчески воплощать задуманную тему, самостоятельно определять содержание аппликации. | |||||
Прогулка | Прогулка 1. Наблюдение за следами на снегу. Цель: продолжать развивать любознательность, наблюдательность и умение делать простейшие обобщения Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит». Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. Прогулка 2. Труд: покормить птиц. Цель: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Учить проявлять заботу о них. П/и «Русская народная игра «Волк». Цель: развивать двигательную активность | Спортивные упражнения: скольжение по ледяным дорожкам с Денисом Б. и Максимом. | Дидактическая игра: «Найди отличие» Цель: учить детей внимательно рассматривать картинку, сравнивать, находить различия. | Предложить детям атрибуты для спортивной игры хоккей с мячом. Учить детей останавливать клюшкой движущийся мяч, выполнять броски мяча по воротам. | ||
Возвращение с прогулки. Чтение рассказа К. Ушинского «Жалобы зайки». Цели: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) | ||||||
2 половина дня | Оздоровительная бодрящая гимнастика после сна и хождение босиком по дорожкам. Игровая ситуация «Встреча с животными» Цель: закрепить правила поведения при общении с животными». | Обобщить знания детей о диких животных, их поведении зимой; чем питаются, как защищаются. Учить детей отвечать на вопросы полными ответами с Аней и Назаром. | Беседа на тему: «Сравнение домашних и диких животных.» Закреплять умение сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения. | С/р игра «Путешествие в зимний лес». Цель: формировать умение детей создавать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с род. | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Деятельность по инициативе участников образовательного процесса | ||||
Среда 15.01.2020 | Утро | Утренняя гимнастика. Цель: способствовать пробуждению организма Ситуативный разговор «Зачем зимой снег?» - закрепить знания основных свойств снега, дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет он в жизни природы зимой. | Закрепить прыжки с продвижением вперед с Камиллой и Артёмом П. | Д/и «Исправь ошибку». Развивать внимание, умение объяснить свой ответ. | Игры с крупным строительным материалом: постройка жилищ для животных. В центре творчества предложить ребятам палитру и краски для подбора цветов при изображении зимнего леса. | Памятка для родителей «Безопасность детей – забота взрослых». Подбор пальчиковой и дыхательной гимнастик; подвижных, дидактических и речевых игр; артикуляционных упражнений. |
НОД | 9.15 – 9.40 Познавательное развитие (ФЭМП). Тема: «Приключение зверей в сказочном лесу». Цель: закрепить понятие о независимости количества предметов от их величины, расстоянии между ними и направления счета в пределах 10. Закрепить знание об отношениях между числами в пределах 5. Упражнять в нахождении сходства предметов с геометрическими фигурами. 9.50 – 10.15 Физическое развитие (физическая культура) - по плану инструктора по физической культуре. 15.45 – 16.10 Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность). Тема: «Безопасность на дороге: осторожно, гололед!» Цель: закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице, повторить правила поведения на улице, дорожного движении, воспитывать внимание, отзывчивость, чуткость. | |||||
Прогулка | Прогулка 1. Наблюдение за метелью. Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях в природе. Познакомить с поговоркой «Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг». Подвижная игра «Встречные перебежки». Формировать у детей умение бегать легко, ритмично, соблюдать согласованность движений рук и ног при беге навстречу друг другу. Развивать быстроту, выносливость, способность распределять внимание. Прогулка 2. Распознающее наблюдение, познавательный рассказ «Зимнее небо». Предложить детям охарактеризовать цвет нёба на закате. Обратить внимание детей на луну и звезды, познакомить с понятием «созвездие», показать созвездие Большая медведица. Рассказать детям о персонажах древних легенд, именем которых названы созвездия. | Индивидуальная работа с Костей и Настей. Цель: упражнять детей в прыжках в длину с места. | Трудовые поручения. Сбор выносного материала. Задачи. Подводить детей к пониманию того, что игра и прогулка считаются оконченными, когда собраны игрушки, спортивные атрибуты, наведен порядок на участке. Формировать у детей ответственное отношение к порученному заданию, желание доводить дело до конца. | Самостоятельная игровая деятельность. Закреплять умение детей организовывать знакомые игры, распределять роли, выбирать активные, интересные формы проведения досуга, проявлять познавательную и двигательную активность. | ||
Возвращение с прогулки. Сказка В. Бианки «Лис и мышонок». Цель: учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, выразительность речи | ||||||
2 половина дня | Оздоровительная бодрящая гимнастика после сна и хождение босиком по дорожкам. Беседа на тему: «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы. | Д/и «Один – много» с Серёжей Ш. и Машей. Цель: упражнять в умении образовывать существительные во множественном числе | Игровое упражнение «Кто зимует под снегом» Рассказать детям о том, какие животные зимуют под снегом, учить имитировать их движения (ползать на четвереньках змейкой между предметами, переползать через препятствия) | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринар». Цель: учить развивать сюжет на основе полученных знаний. | ||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с род. | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Деятельность по инициативе участников образовательного процесса | ||||
Четверг 16.01.2020 | Утро | Утренняя гимнастика. Цель: способствовать пробуждению организма и положительному эмоциональному настрою детей. Беседа по иллюстрациям «Животные в зимнем лесу». Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по картине. | Инд-я работа по ФЭМП с Варей и Денисом Р. ориентировка на бумаге: закрепить умения ориентироваться на листе бумаги. | Ситуативный разговор «Как помочь лесным обитателям зимой». Цель: развивать интерес к жизни диких животных. | Внести в группу энциклопедическую литературу о живой природе. Свободные игры в центрах активности. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей Памятка «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице». |
НОД | 9.30 – 9.55 Речевое развитие (развитие речи). Тема: С. Черный «Волк» (чтение). РНС «Заяц-хвастун» (рассказывание)». Цель: помочь понять смысл и содержание сказки, учить воспринимать наиболее образные выражения. Познакомить с иллюстрациями Е. Рачева, учить выделять художественные выразительные средства. 10.05 – 10.30 Художественно-эстетическое развитие (музыка) - по плану музыкального руководителя. 11.10 – 11.35 Физическое развитие (физическая культура (улица)) – по плану инструктора по физической культуре. | |||||
Прогулка | Прогулка 1. Наблюдение за уборкой снега. Цели: воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. П/и «Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи». Цели: закреплять двигательные навыки; развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость. Прогулка 2. Д/и «Угадай, чей след?» Цель игры: Закрепить знания детей о животных и птицах, уметь отличать следы животных, человека и птиц на снегу, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. | Индивидуальная работа Игровые упражнения со скакалкой. Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад с Ариной, Дашей, Софийкой. Индивидуальная работа Игровые упражнения со скакалкой. Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад с Ариной, Дашей, Софийкой. Индивидуальная работа Игровые упражнения со скакалкой. Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад с Ариной, Дашей, Софийкой. Инд работа «Пройди по мостику». Цель: упражнять в равновесии с Лизой и Тимофеем. | Труд: предложить детям слепить из снега фигуры животных. | Предложить детям санки, ледянки. Упражнять детей в спуске с горы вдвоем, втроем, катании друг друга на санках, спуске с горы, торможении в определенном месте. | ||
Возвращение с прогулки. Чтение сказки «Два мороза». Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам. | ||||||
2 половина дня | Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры. Комплекс гимнастики после дневного сна. Просмотр диафильма «Кто как зимует» Задачи: закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы | Разучивание считалки (зябнет нос, идет зима) с Максимом и Артёмом Д. Цель: развитие речи детей | Д/и «Назови ласково» (снег-снежок, санки – саночки, горка, лопата и. т. д.) Беседа «Что происходит в природе зимой?» Цель: учить поддерживать разговор. | С/р игра «Семья» - «Собираемся на зимнюю прогулку»: развивать и обогащать сюжет известной игры, закрепляем название деталей зимней одежды. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с род. | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Деятельность по инициативе участников образовательного процесса | ||||
Пятница 17.01.2020 | Утро | Утренняя гимнастика. Цель: способствовать пробуждению организма и положительному эмоциональному настрою детей. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима в лесу». Учить детей составлять рассказы-описания о зиме, зимней природе, погоде, сюжетные рассказы. Формировать умение по плану и образцу рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинке. | Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели с Ксюшей Б. и Серёжей ш. | Дежурство на занятии. Формировать у детей умение подбирать для работы необходимые материалы и оборудование, правильно раскладывать подготовленные материалы. Учить дежурных перечислять предметы, которые будут нужны, аргументировать свое мнение, проверять правильность подготовки к занятию. Воспитывать ответственность за порученное дело. | Рассматривание иллюстраций Е. Рачева Внести настольные игры «Лото (животные), «Кто лишний?», «Что перепутал художник», «Чей дом?» и др. Подобрать раскраски на зимнюю тематику. | Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Совместное творчество детей и родителей «Дикие, лесные звери » изготовление поделок из природного и неоформленного материала в выходные дни. |
НОД | 9.55 – 10.20 Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема: Рисование: по сказке «Заяц-хвастун». Цель: закреплять умение отображать содержание сказки. Побуждать приемы в передаче образов. Закреплять навыки рисования гуашью. 15.30 – 16.30 Клубный час. | |||||
Прогулка | Прогулка 1. Распознающее наблюдение: растения зимой. Продолжать знакомить детей с изменениями, происходящими зимой в природе. Предложить рассмотреть деревья и кустарники, учить называть характерные признаки состояния растительного мира зимой (голые ветви, хрупкие от мороза, черные стволы). Подвижная игра «Сделай фигуру». Цель: развивать воображение детей Прогулка 2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Покрошить хлеб для птиц». Цель: Развивать мелкую моторику рук, способствовать совершенствованию речи, развивать заботливое отношение к птицам. Подвижные игры по интересам детей. Цель: учить детей выбирать игру, подбирать необходимые атрибуты, собираться в команды для осуществления игры. Учить играть согласованно со сверстниками. | Индивидуальная работа по развитию движений «Попади в цель» с Варей и Костей. Цель: развивать глазомер, точность управления рукой. | Труд на участке: собрать снег в лунки деревьев, выяснить цель этой деятельности. Д/игра «Найди что опишу». Цель: развивать внимание, умение внимательно слушать, делать свои умозаключения | Самостоятельная игровая деятельность. Учить детей организовывать знакомые игры, распределять роли, выбирать активные, интересные формы проведения досуга, проявлять познавательную и двигательную активность. Повышать сплоченность детского коллектива, развивать фантазию и творчество. | ||
Возвращение с прогулки. Чтение стихотворения М. Пожарова «Разукрасилась зима». Цель: учить детей подбирать образные слова и выражения, передавая результаты наблюдения, понимать сравнения и метафоры, приводимые автором стихотворения. | ||||||
2 половина дня | Побудка - способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. Игровая деятельность Д/и «Слушай хлопки» Упражнение: «Подбери признаки» (зима-какая, снег - какой, мороз – какой). Продуктивная деятельность: лепка лесных животных и расположение их фигур на эскизе зимнего леса. | Д/и «Четвертый лишний» с Лизой и Германом. Цель: закрепить знание диких животных; развивать внимание, память | Ситуативный разговор «Правильно сидим за столом». Цель: следить за осанкой за столом. | Клубный час. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Цель: закреплять умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды, отметить изменения в одежде людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)
Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....