Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)
методическая разработка
Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izucheniya_oposredovannogo_zapominaniya.docx | 16.36 КБ |
programma_dlya_detey_s_sd.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)
Методика пиктограммы, основанная на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, предложена А.Р. Лурия. Данная методика позволяет выявлять индивидуально-типологические особенности детей (художественный, мыслительный тип), а также особенности функционирования системы «слово – образ». Эти особенности проявляются в том, при помощи каких образных средств индивид осуществляет процесс запоминания, в том числе и иноязычного вербального материала. Методика может применяться как индивидуально, так и в группе. Участникам обследования выдаются чистые листы бумаги и ручки.
Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память то или иное изображение, которое затем поможет Вам воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова».
После предъявления инструкции учащимся зачитывают слова, очень четко и один раз, поочередно с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется го порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявленного словесного материала может быть осуществлено спустя один час и более.
Обработка результатов. Все изображения классифицируются на пять категорий: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.
К абстрактным относятся такие, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.
К знаково-символическим относятся изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.
К конкретным – относятся изображения конкретных предметов (часы, автомобиль).
К сюжетным относятся изображения нескольких конкретных предметов, связанных определенным смыслом, а также изображения человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.
К метафорическим – относятся такие изображения, в которых содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.
Подсчитывается количество изображений, относящихся к каждому типу, а также количество правильных воспроизведений и количество ошибок воспроизведения.
На основе анализа данных выделяют три группы испытуемых:
Первая группа – лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.
Вторая группа – лица, воспроизводящие предъявленный материал полностью, однако с искажениями.
Третья группа – лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями.
На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:
- группа А - в эту группу входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Эту группу можно условно назвать «мыслители»;
- группа В - в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают конкретные изображения. Условно эту группу можно назвать «реалистичные»;
- группа С - в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают сюжетные и метафорические изображения. Условно эту группу можно назвать «художники».
Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм.
Вариант 1.
1.Веселый праздник 9.Ядовитый вопрос 17.Богатство
2.Тяжелая работа 10.Дружба 18.Голодный ребенок
3.Развитие 11.Темная ночь 19.Отчаяние
4.Вкусный ужин 12.Печаль 20.Сердитая учительница
5.Смелый поступок 13.Справедливость 21.Глухая старуха
6.Болезнь 14.Сомнение 22.Мальчик-трус
7.Счастье 15.Теплый ветер 23.Неизвестность
8.Разлука 16.Обман 24.Страх
Перечни слов и словосочетаний для применения в повторных исследованиях.
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1.Веселый праздник Тяжелая работа Вкусный ужин
2.Развитие Разлука Богатство
3.Богатство Сомнение Справедливость
4.Ядовитый вопрос Смелый поступок Теплый ветер
5.Глухая старуха Слепой мальчик Девочке холодно
6.Печаль Болезнь Счастье
7.Дружба Война Ум
8.Беззубый дед Темная ночь Голодный человек
9.Сердитая учительница Мальчик-трус Больная женщина
10 Надежда Страх Отчаяние
11.Любовь Зависть Сожаление
12.Мысль Власть Ожидание
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С СД
Цели программы.
- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка;
- стимулировать общее развитие ребенка;
- преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в
развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
- повышение уровня самостоятельности ребенка;
- развитие познавательной, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям.
Задачи.
- формировать представления о частях собственного тела;
- формировать общение взрослого с ребенком, способов взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- формировать адекватное поведение и самостоятельность;
- формирование нравственных ориентиров в деятельности и поведении ребенка,
воспитание положительных качеств личности;
- расширение объема понимания обращенной речи;
- использование в общении вербальных и невербальных средств:
сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.
- расширение и обогащение лексического запаса.
- развитие речевого дыхания.
- формирование у ребенка способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
- формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности;
- формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода с учетом индивидуальных особенностей.
Направление работы.
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих направлений индивидуальной программы развития:
1. Сбор информации о ребёнке - включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка, изучение динамики развития ребенка.
2. Диагностическая работа — изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. Проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка. При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.
3. Коррекционно-развивающая работа — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе коррекционно-развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы.
4. Консультативная работа - индивидуальные и групповые консультации родителей и воспитателей по вопросам психического развития ребенка.
5. Психологическое просвещение - обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы; маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т. к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.
Интеллект обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Традиционно описываются такие черты, как покорность, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам.
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношение в виде дизартрии или дислалии. Трудности в освоении речи связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии; кроме того, маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
Ребенок с синдромом Дауна фиксирует своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитает простые стимулы и избегает сложных изобразительных конфигураций.
Эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Коррекционное обучение ребенка с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в его развитии, что должно повлиять на качество жизни и дальнейшую судьбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....
консультация для педагогов «Особенности заучивания стихотворений с детьми разных возрастных групп. Методики, помогающие лучшему запоминанию текстов»
консультация для педагогов...
Конспект НОД по педагогической диагностике развития детей «Запомни, повтори и нарисуй!» (опосредованное запоминание)
Представлены способы выявления у детей уровня развития образной и речевой памяти...
Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.
laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...
Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений...
Обзор методов и методик изучения эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Изменения в познавательной деятельности, которые пр...
Консультация «Использование метода пиктограмм для развития речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда»
Работая с детьми по традиционной программе, учитель-логопед должен использовать методы и технологии улучщаюшие процесс обучения. В своей работе для оптимизация процесса о...