Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.
статья по развитию речи (старшая группа)
«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников, позволяют определить в качестве средства оптимизации этого процесса — метод наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 393.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.
«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников, позволяют определить в качестве средства оптимизации этого процесса — метод наглядного моделирования. Использование наглядного моделирования вызывает интересу детей ; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики», применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.
Следовательно, технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения:
- Развивающий и воспитывающий характер обучения;
- Научность содержания и методов образовательного процесса;
- Систематичность и последовательность;
- Сознательность, творческая активность и самостоятельность;
- Наглядность;
- Доступность;
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, а особенно — монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит метод пиктограмм.
Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.
Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников . При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».
При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение.
Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.
Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: -
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; - в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения)
В системе работы с детьми пиктограммы применяются в организации предметно — развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.
Этапы обучения работе с пиктограммами;
- ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания;
- идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине);
- выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый);
- выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
- выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других;
- конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза);
- выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла — играть; яблоко — есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать — уши; пить — вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
Четвёртый лишний.
Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши — слушать; глаза — смотреть).
Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
- Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
- Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
- Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
- Составить логические цепочки.
Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня ...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформи...
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...
Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...
Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....