Консультация «Использование метода пиктограмм для развития речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Олеговна

Работая с  детьми по традиционной программе, учитель-логопед  должен использовать  методы и технологии  улучщаюшие  процесс обучения. В своей работе для оптимизация процесса обучения я использую метод  наглядного моделирования. Наглядное-моделирование включает в себя : схемы, пиктограммы, карточки, алгоритмы.Одним из  видов наглядного моделирования являются пиктограммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ispolzovanie_metoda_piktogramm_dlya_tnr.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день. Мня зовут Кузнецова Наталья Олеговна.Я работаю учителем-логопедом в МБОУ Школа № 30, дошкольное отделение « Пчелка». Контингент детей, посещающих занятия логопеда в ДОУ стал более сложным и неоднородным. Работая с такими детьми по традиционной программе, учитель-логопед  должен использовать  методы и технологии  улучщаюшие  процесс обучения. В своей работе для оптимизация процесса обучения я использую метод  наглядного моделирования. Наглядное-моделирование включает в себя : схемы, пиктограммы, карточки, алгоритмы.Одним из  видов наглядного моделирования являются пиктограммыДети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

 Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым , и детям, и людям, говорящим на разных языках.

Историческая справка 

Довольно давно и успешно используются пиктограммы и для развития ребёнка. Впервые метод пиктограмм был разработан Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером, Натальей Алексеевной Ветлугиной, Николаем Николаевичем  Поддьяковым.

Данный метод используется для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.  

Пиктограммы успешно используются  и в повседневной практике на фронтальных и индивидуальных занятиях: при составлении  предложений и описательных рассказов,рассказов- сравнений.

 Мы даем ребенку зрительную опору, необходимую на первых этапах развития связной речи.

 Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он:

  • облегчает общение  с детьми с ТНР
  • формирует интерес (мотивацию) к процессу обучения;
  • улучшает всестороннее развитие ребёнка;
  • активизирует речемыслительную деятельность, внимание, память;
  • облегчает овладение связной речью в целом;
  • может быть использован на всех этапах  коррекционной работы (от пополнения пассивного словаря до самостоятельного составления предложений и текстов).
  1. как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
  2.  как подготовительный этап к освоению письма и чтения (схема слова, схема предложения).

Этапы обучения работе с пиктограммами

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Слайд 1а

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Слайд 1-б
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.  Слайд 1-в
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

Слайд 1г.

  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Слайд 2а.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).  Слайд 2б.
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.

Слайд 2в.

  • Четвёртый лишний.

Слайд 2г.

  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную). Слайд 2д.

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

 Слайд 3а.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

Слайд 3б.

  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

Слайд 3в

  • Составить логические цепочки.

На последнем этапе детям предлагается самостоятельно составить предложение, с использованием нужных предлогов. Ответить на вопросы, распространить предложение.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Мною была опробована данная методика на детях с кохлеарными имплантами, с моторной алалией, с задержкой темпа психического развития.  В зависимости от диагноза и личностных особенностей ребенка предпочтение отдавалось тем или иным видам работы.  Я модифицировала предложенную авторами рабочую тетрадь в карточки, дополнила их своими символами и применяла на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в соответствии с изучаемыми темами.

На первых этапах работы пиктограммы использовались для пополнения пассивного словаря неговорящих детей. На более поздних этапах -

как для работы над формированием фразы, так и для автоматизации звуков. Это дало возможность детям в более короткий срок освоить грамматическую основу русского языка, обогатить словарный запас, лучше подготовиться к обучению в школе.

Слайд №14

Метод пиктограмм помогает учителю-логопеду решить следующие задачи:

  • визуализировать (наглядно представить) слово, предложение, как единицу речи;
  • показать формулу построения предложения, опираясь на которую ребенок будет строить собственные фразы;
  • предотвратить в дальнейшем грамматические ошибки на письме (слитное написание слов и предлогов, уточнение значения предлогов).

Вывод

Таким образом, пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на видео с логопедических занятий. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, увлекает ребенка, мотивирует к обучению, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.


Предварительный просмотр:

Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе образования. Прежде всего они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первой ступенью   системы образования России. Законодательно закреплена возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья.  Инклюзия в образовании стала неотъемлемой частью нашей жизни.  Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом, контингент детей, посещающих занятия логопеда в ДОУ стал более сложным и неоднородным. Возросло количество детей, посещающих коррекционные детские сады и сады компенсирующего вида, и усложнились патологии. Так логопедам приходится работать не только с детьми с ОНР, но и с нарушением слуха (в том числе после кохлеарной имплантации), с сочетанными патологиями, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушением социально-эмоционального взаимодействия и т.д.

Работая с такими детьми по традиционной программе, учитель-логопед сталкивается с серьезными проблемами и вынужден искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения.

Слайд №2

Пиктограммы, как один из методов наглядного моделирования в работе учителя-логопеда ДОУ

 Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у данной категории детей, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Слайд №3

 Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Историческая справка 

Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) т. е. отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания, известно со времён неолита (2 тыс. до н. э.). Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале 30-х годов 20 века и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности.).

Слайд №4

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Довольно давно и успешно используются пиктограммы и для развития ребёнка. Впервые метод пиктограмм был разработан Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером, Натальей Алексеевной Ветлугиной, Николаем Николаевичем  Поддьяковым.

Данный метод используется для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.  

Слайд №5

Пиктограммы успешно используются логопедами в повседневной практике на фронтальных и индивидуальных занятиях: при составлении описательных рассказов,

Слайд №6

 заучивании стихотворений, пересказе, работе с фонематической стороной речи . Мы даем ребенку зрительную опору, необходимую на первых этапах развития связной речи.

Слайд №7

Сегодня я представляю пиктограммы, предназначенные для работы с неговорящими детьми и детьми с тяжелым речевым недоразвитием. разработанные учеными РГПУ им. А.И Герцена. Дефектологом - Л.Б. Баряевой, сурдопедагогом – Е.Т. Логиновой, и заведующей кафедрой логопедии РГПУ Л.В. Лопатиной. Серии пиктограмм объеденены по лексическим темам, социально значимым для детей. Пиктограммы, обозначающие предметы изображены на голубом фоне,

Слайд №8

обозначающие действия - на красном фоне.

Слайд №9

Позже вводятся прилагательные, имеющие зеленый фон ( Слайд №10)

 и предлоги. Слайд №11

Слайд №12

 Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он:

  • облегчает общение  с детьми с речевой патологией любой степени тяжести;
  • позволяет детям адаптироваться в социуме;
  • формирует интерес (мотивацию) к процессу обучения;
  • улучшает всестороннее развитие ребёнка;
  • активизирует речемыслительную деятельность, внимание, память;
  • облегчает овладение связной речью в целом;
  • может быть использован на всех этапах  коррекционной работы (от пополнения пассивного словаря до самостоятельного составления предложений и текстов).

Слайд №13

Пиктограммы могут быть использованы в следующих качествах:

  1. как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью (в этом случае задача педагога, использующего метод пиктограмм, - сохранить у ребёнка мотивацию и желания общаться);
  2. как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить и в будущем;
  3. как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
  4.  как подготовительный этап к освоению письма и чтения (схема слова, схема предложения).

Этапы обучения работе с пиктограммами

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Слайд 1а

  • Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Слайд 1-б
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.  Слайд 1-в
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

Слайд 1г.

  • Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Слайд 2а.

  • Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить — вода).  Слайд 2б.
  • Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.

Слайд 2в.

  • Четвёртый лишний.

Слайд 2г.

  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть).
  • Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную). Слайд 2д.

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

 Слайд 3а.

  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

Слайд 3б.

  • Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

Слайд 3в

  • Составить логические цепочки.

На последнем этапе детям предлагается самостоятельно составить предложение, с использованием нужных предлогов. Ответить на вопросы, распространить предложение.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

  1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
  2. Обобщающее понятие.
  3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
  4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Мною была опробована данная методика на детях с кохлеарными имплантами, с моторной алалией, с задержкой темпа психического развития.  В зависимости от диагноза и личностных особенностей ребенка предпочтение отдавалось тем или иным видам работы.  Я модифицировала предложенную авторами рабочую тетрадь в карточки, дополнила их своими символами и применяла на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в соответствии с изучаемыми темами.

На первых этапах работы пиктограммы использовались для пополнения пассивного словаря неговорящих детей. На более поздних этапах -

как для работы над формированием фразы, так и для автоматизации звуков. Это дало возможность детям в более короткий срок освоить грамматическую основу русского языка, обогатить словарный запас, лучше подготовиться к обучению в школе.

Слайд №14

Метод пиктограмм помогает учителю-логопеду решить следующие задачи:

  • визуализировать (наглядно представить) слово, предложение, как единицу речи;
  • показать формулу построения предложения, опираясь на которую ребенок будет строить собственные фразы;
  • предотвратить в дальнейшем грамматические ошибки на письме (слитное написание слов и предлогов, уточнение значения предлогов).

Вывод

Таким образом, пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи и слуха, что сегодня будет продемонстрированно на видео с логопедических занятий. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, увлекает ребенка, мотивирует к обучению, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

У детей с нарушениями речи при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двиг...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Кружковая работа «Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет от учителя-логопеда

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет...

из опыта работы «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование методов  мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного  возраста»...

Развитие речи детей 3-4 лет. Советы учителя-логопеда

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее откл...