Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
материал по логопедии (старшая группа) по теме
Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_piktogram_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 15.23 КБ |
prilozhenie_1._piktogrammy_.docx | 2.54 МБ |
prilozhenie_2_piktogrammy.docx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему
«Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммами называются символические изображения, заменяющие слова.
В своей логопедической работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения я широко использую пиктограммы. (См. приложение)
Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.
Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой памяти, делают процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работу с пиктограммой строю по следующему алгоритму.
- Выразительно читаем стихотворение.
- Объясняем непонятные слова.
- Выделяем в каждой строке главное ключевое слово.
- Представляем его в виде символа или рисунка.
- Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
- Дети рассказывают стихотворение с помощью пиктограммы.
Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.
Данный вид работы я широко использую при автоматизации звуков.
Дети с удовольствием рассказывают стихи по своим нарисованным картинкам. Этот вид работ можно проводить и воспитателям в вечерние коррекционные часы, и может быть рекомендован родителям для игр с детьми дома.
Литература
1.Баряева Л. Б. Я говорю. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – СПб.,2007.
2.КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
3.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.
4.Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».
Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью...
Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей: «Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение ко...