Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
консультация
Консультация для педагогов ДОУ.
«Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность использования пиктограмм:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Очень широко применяется этот метод в работе с дети страдающих речевым недоразвитием, они имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов) и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность такого ребенка в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой памяти и делают процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работу с пиктограммой при заучивании стихотворения строится по следующему алгоритму:
- Выразительно читаем стихотворение.
- Объясняются непонятные слова.
- Выделяются в каждой строке главное ключевое слово.
- Представляем его в виде символа или рисунка.
- Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
- Дети рассказывают стихотворение с помощью пиктограммы.
Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.
Дети с удовольствием рассказывают стихи по своим нарисованным картинкам. Этот вид работ можно проводить воспитателям в вечерние часы, и может быть рекомендован родителям для игр с детьми дома.
Литература:
- КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
- Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_piktogramm_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ.
«Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность использования пиктограмм:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Очень широко применяется этот метод в работе с дети страдающих речевым недоразвитием, они имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов) и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность такого ребенка в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой памяти и делают процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работу с пиктограммой при заучивании стихотворения строится по следующему алгоритму:
- Выразительно читаем стихотворение.
- Объясняются непонятные слова.
- Выделяются в каждой строке главное ключевое слово.
- Представляем его в виде символа или рисунка.
- Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
- Дети рассказывают стихотворение с помощью пиктограммы.
Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.
Дети с удовольствием рассказывают стихи по своим нарисованным картинкам. Этот вид работ можно проводить воспитателям в вечерние часы, и может быть рекомендован родителям для игр с детьми дома.
Литература:
- КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
- Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»
Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....
Конспект занятия для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»
В занятии раскрываются некоторые методы релаксации, которые воспитатель может использовать в работе с детьми....
Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"
Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"....
Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"
Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Нез...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....
Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"
Цель занятия: развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий ; устранение дезадаптации в процессе обучения; развитие мелкой моторики; развитие умственных способностей; развитие...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...