«Конструктивно – модельная деятельность - что это?»
материал

Семинар для вочпитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое? Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Целью такой деятельности является развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней. Творчество в конструктивно – модельной деятельности подразумевает способность ребенка:

- к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;

- к использованию в этих целях новых способов конструирования;

- или к перестройке уже старых.

Виды конструктивно – модельной деятельности:

Техническая (из готовых форм: стройматериалов, разных видов конструкторов, коробок).

Художественная (из бумаги, картона, природного и бросового материала).

В технической конструктивно – модельной деятельности дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом.

В художественной конструктивно – модельной деятельности дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним: передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию эмоциональных образов. Дети с удовольствием занимаются конструктивно – модельной деятельностью на прогулке, используя, как природный материал, так и всевозможные упаковки.

Существуют следующие формы конструктивно – модельной деятельности:

По образцу (карта, схема, рисунок, пооперационка).

Суть в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов – это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали и. д.) Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

По модели.

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач – эффективное средство активизации мышления дошкольников.

Конструирование по условиям.

Здесь задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Данная форма работы по чертежам и схемам способствует развитию творческого конструирования (развивает образное мышление и познавательные способности).

По замыслу

Эта форма, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. В этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такая форма – трудная задача для дошкольников, т. к. их замыслы не устойчивы и часто меняются в процессе осуществления.

По тематике (старший возраст)

Предлагается общая тематика конструкций, например «Город», и дети сами создают конкретные поделки и постройки, выбирают способы их исполнения. Основная цель этой формы – актуализация и закрепление знаний, умений.

Методы конструктивно – модельной деятельности:

Наглядный

Информационно – рецептивный

Репродуктивный

Практический

Словесный

Проблемный

Игровой

Частично – поисковый

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно – рецептивный

Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, знакомство с формой, определение пространственных соотношений. Это совместная деятельность педагога с детьми.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу).

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образов разных вариантов моделей.

Проблемный метод.

Постановка проблемы и поиск решений. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование).

Игровой.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжетов.

Частично – поисковый.

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Модельно – конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях сопровождаются эмоциональным подъемом, способствуют тому, что движения становятся быстрыми, ловкими. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности дошкольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструктивно – модельная деятельность Подготовили: Фролова И.А Чагина В.С .

Слайд 2

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Слайд 3

ВИДЫ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На основе анализа подходов Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой , З.В. Лиштван выделяются 2 вида Конструктивно-модельной деятельности: техническая художественная

Слайд 4

ФОРМЫ КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по замыслу; конструирование по теме.

Слайд 5

Виды конструирования По материалам, используемым в процессе конструирования: • Конструирование из строительных наборов и разных видов конструктора; • Плоскостное конструирование; • Конструирование из природного и бросового материала; • Конструирование из бумаги и картона.

Слайд 6

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ НАБОРОВ И РАЗЛИЧНОГО ВИДА КОНСТРУКТОРА

Слайд 7

ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Слайд 8

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 9

Конструирование из бумаги и картона

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры...

Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность».

Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитатель...

Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

Конспект организованной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности из бумаги в технике оригами

Конспект организованной образовательной деятельности поконструктивно – модельной деятельности из бумаги в технике оригамидля детей старшей группы   Тема: «Д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности из природного материала в подготовительной к школе группе «ИНДЮШАТА»

Цель: Упражнять детей в создании выразительного образа индюка из пластилина и природного материала. Вызвать интерес к творчеству, формировать умения создавать поделки из природных материалов, развиват...