Мастер-класс «Использование ментальных карт в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка
мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_master_klassa_grishkinoy_nv.doc | 70.5 КБ |
grishkina_master-klass.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
«Использование
ментальных карт
в образовательном процессе
ДОУ»
Подготовила: Гришкина
Наталья Владимировна
воспитатель
МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка»
Киров – 2019
Слайд 1 Использование ментальных карт в образовательном процессе в ДОУ
Слайд 2
Время информационных технологий, в котором мы живем, заставляет педагогов задумываться о том, как помочь нашим детям запомнить огромный объем информации, который обрушивается на них. Высокие темпы развития современного общества обуславливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций для повышения качества образования.
В связи с этим приходится осваивать новые технологии, новые понятия, новые термины, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Слайд 3
Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п. Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту.
Слайд 4
Такой процесс можно изобразить в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на дерево с кроной и корневой системой.
Этот метод показался мне интересным и достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.
Слайд 5
Mind-maps (переводиться как «интеллект карта», или «карта памяти». Это информация, которая изображается графически на большом листе бумаги. Это удобная и эффективная техника организации мышления и
альтернативной записи.
Слайд 6
Мыслительные карты придумал английский психолог Тони Бьюзен . Он разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для распространения этой технологии.
Слайд 7
Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки:
- Записанное трудно запомнить и восстановить в памяти
- В конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря ключевым словам. Этих слов немного, но и они теряются в массе ничего не знающих, обычных слов. Время при записи расходуется не эффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а затем это перечитываем, пытаясь найти ключевые слова и определить степень их важности.
Слайд 8
Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.
Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными технологиями.
Слайд 9
Использовать такие карты можно с разными целями: чтобы прояснить для себя какой-либо вопрос, собрать информацию, запомнить сложный материал, определить объем предстоящей работы.
Слайд 10
Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.
Данную ментальную карту я использовала при организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Апельсиновая история».
Слайд 11
И сегодня я готова поделиться с вами опытом работы создания ментальных карт.
Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас к совместной работе.
Для этого приглашаю на сцену 6 человек.
Слайд 12
Для работы возьмем чистый лист бумаги не менее А 4.
В центре листа обозначена тема Она может быть обозначена словом, картинкой или рисунком, которая отражает основную идею.
Переверните свой лист. В данном случае - это крупная картинка, задающее направление нашей теме «Снег». Карта рассчитана на неделю.
Слайд 13- Понедельник
С чего бы вы начали изучение этой темы? Правильно с беседы, чтения литературы, т.е. коммуникативную деятельность.
Выберите соответствующую картинку и наклейте ее под первым днем недели.
Нарисуйте маркером стрелку к этой картинке - первую ветвь.
Слайд 14 - Вторник
Чтобы лучше познакомиться с предметом или объектом по теме, организуем познавательно – исследовательскую деятельность.
Найдите соответствующую картинку и наклейте ее под вторником.
Проведите маркером стрелку и к этой картинке.
Слайд 15 - Среда
Исследовав объект, мы можем приступить к продуктивной деятельности – лепке объемных форм.
Выберите соответствующую картинку и наклейте её.
Нарисуйте маркером стрелку к этой картинке.
Слайд 16 -Четверг
Закрепление знаний детей происходит в музыкальной детской деятельности, поэтому следующий день недели посвятим музыке.
Найдите соответствующую картинку и наклейте ее.
Проведите маркером стрелку и к этой картинке.
Слайд 17
Все впечатления о увиденном и услышанном дети отражают в рисунках Поэтому следующий вид детской деятельности – изобразительная.
Найдите соответствующую картинку и наклейте ее под пятницей.
Проведите маркером стрелку и к этой картинке.
Слайд 18
Как вы обратили внимание, от центра к дням недели отходят пять стрелок, обозначающие вид деятельности. Каждый вид деятельности нужно детализировать, нарисовав от каждой картинки более тонкие веточки – стрелки. А под ними конкретно написать, чем вы будете заниматься.
Слайд 19
Например… В понедельник - проводим беседы о зиме и снеге, читаем сказку «Морозко», заучиваем стихотворение «Снег», совершаем экскурсию в зимний лес.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам проявить творчество и самостоятельно продолжить заполнение вашей ментальной карты.
Пока делают воспитатели
К созданию ментальной карты желательно привлекать детей. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, а также приобретается навык субъектного мышления.
Слайд 20
Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене в группе, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации рабочего места.
Приобретенные знания детей при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше. Кроме того, процесс построения интеллект – карт делают процесс обучения творческим и увлекательным.
Слайд 21 - 23
Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д.
Ключевые преимущества - быстрота, простота, наглядность представления.
Слайд 24
Уважаемые коллеги, покажите всем присутствующим ваши ментальные карты. Молодцы, у вас все получилось. Если вы воспользуетесь в своей работе этой технологией, то я буду считать нашу встречу полезной.
А для вас, уважаемые члены жюри, я тоже приготовила ментальные карты, которые помогут вам организовать свой рабочий день.
Может быть у вас тоже появятся новые веточки на вашей карте и она займет достойное место над вашим рабочим столом.
Слайд 1 Использование ментальных карт в образовательном процессе в ДОУ
Слайд 2
Время информационных технологий, в котором мы живем, заставляет педагогов задумываться о том, как помочь нашим детям запомнить огромный объем информации, который обрушивается на них. Высокие темпы развития современного общества обуславливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций для повышения качества образования.
В связи с этим приходится осваивать новые технологии, новые понятия, новые термины, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Слайд 3
Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п. Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту.
Слайд 4
Такой процесс можно изобразить в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на дерево с кроной и корневой системой.
Этот метод показался мне интересным и достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.
Слайд 5
Mind-maps (переводиться как «интеллект карта», или «карта памяти». Это информация, которая изображается графически на большом листе бумаги. Это удобная и эффективная техника организации мышления и
альтернативной записи.
Слайд 6
Мыслительные карты придумал английский психолог Тони Бьюзен Он разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для распространения этой технологии.
Слайд 7
Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки: Записанное трудно запомнить и восстановить в памяти В конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря ключевым словам. Этих слов немного, но и они теряются в массе ничего не знающих, обычных слов. Время при записи расходуется не эффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а затем это перечитываем, пытаясь найти ключевые слова и определить степень их важности.
Слайд 8
Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт. Цель создания карты мыслей навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными технологиями.
Слайд 9 Использовать такие карты можно с разными целями: чтобы прояснить для себя какой-либо вопрос, собрать информацию, запомнить сложный материал, определить объем предстоящей работы.
Слайд 10
Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.
Данную ментальную карту я использовала при организации познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Апельсиновая история».
Слайд 11
И сегодня я готова поделиться с вами опытом работы создания ментальных карт.
Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас к совместной работе.
Для этого приглашаю на сцену 6 человек.
Слайд 12
Для работы возьмем чистый лист бумаги не менее А 4.
В центре листа обозначена тема Она может быть обозначена словом, картинкой или рисунком, которая отражает основную идею. Переверните свой лист. В данном случае это крупная картинка, задающее направление нашей теме «Снег». Карта рассчитана на неделю.
Слайд 13- Понедельник
С чего бы вы начали изучение этой темы? Правильно с беседы, чтения литературы, т.е. коммуникативную деятельность.
Выберите соответствующую картинку и наклейте ее под первым днем недели.
Нарисуйте маркером стрелку к этой картинке первую ветвь.
Слайд 14 Вторник
Чтобы лучше познакомиться с предметом или объектом по теме, организуем познавательно исследовательскую деятельность.
Найдите соответствующую картинку и наклейте ее под вторником.
Проведите маркером стрелку и к этой картинке.
Слайд 15 Среда
Исследовав объект, мы можем приступить к продуктивной деятельности лепке объемных форм.
Выберите соответствующую картинку и наклейте её.
Нарисуйте маркером стрелку к этой картинке.
Слайд 16 -Четверг
Закрепление знаний детей происходит в музыкальной детской деятельности, поэтому следующий день недели посвятим музыке.
Найдите соответствующую картинку и наклейте ее.
Проведите маркером стрелку и к этой картинке.
Слайд 17
Все впечатления о увиденном и услышанном дети отражают в рисунках Поэтому следующий вид детской деятельности изобразительная.
Найдите соответствующую картинку и наклейте ее под пятницей.
Проведите маркером стрелку и к этой картинке.
Слайд 18
Как вы обратили внимание, от центра к дням недели отходят пять стрелок, обозначающие вид деятельности. Каждый вид деятельности нужно детализировать, нарисовав от каждой картинки более тонкие веточки стрелки. А под ними конкретно написать, чем вы будете заниматься. Слайд 19
Например… В понедельник проводим беседы о зиме и снеге, читаем сказку «Морозко», заучиваем стихотворение «Снег», совершаем экскурсию в зимний лес.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам проявить творчество и самостоятельно продолжить заполнение вашей ментальной карты.
Пока делают воспитатели
К созданию ментальной карты желательно привлекать детей. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, а также приобретается навык субъектного мышления.
Слайд 20
Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене в группе, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации рабочего места.
Приобретенные знания детей при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше. Кроме того, процесс построения интеллект карт делают процесс обучения творческим и увлекательным.
Слайд 21 23
Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д.
Ключевые преимущества быстрота, простота, наглядность представления.
Слайд 24
Уважаемые коллеги, покажите всем присутствующим ваши ментальные карты. Молодцы, у вас все получилось. Если вы воспользуетесь в своей работе этой технологией, то я буду считать нашу встречу полезной.
А для вас, уважаемые члены жюри, я тоже приготовила ментальные карты, которые помогут вам организовать свой рабочий день.
Может быть у вас тоже появятся новые веточки на вашей карте и она займет достойное место над вашим рабочим столом.
- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
- Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Таким образом, мы визуализируем все имеющиеся у нас представления, связанные с главной проблемой, да еще и видим их взаимосвязи. Далее, из обилия возможных связей выбираем те, которые нас устраивают для решения стоящей задачи, и концентрируемся на них, имея в руках уже представление о необходимой последовательности своих действий. После этого нам легче представить себе, какой круг вопросов и сведений в какой момент знакомства с понятием попадает, какой деятельностью можно их объединить. Сравнение своей карты с другими помогает понять, как коллеги представляют себе материал, какой у них план действий, как согласовать друг с другом наши мысли. Распределив фрагменты по видам деятельности, мы понимаем, из каких компонентов сложится жизнь ребенка в течение того времени, пока он будет знакомиться с понятием, а уже после этого мы понимаем, в какой последовательности провести эти занятия, как вписать их друг за другом в сетку занятий.
Нас больше всего привлекла возможность использовать их для планирования педагогической деятельности, сделать этот процесс глубоко осмысленным каждым членом коллектива, реалистичным, согласованным и компактным в плане потраченного на него времени.
Продемонстрируем это на практическом использовании мыслительных карт в работе с педагогами. В качестве учебного упражнения можно разрабатывать мыслительные карты по разным познавательным контекстам: то это тема занятия, то работа по проекту, то попытка соединить разные виды деятельности.
Для разработки проекта можно использовать метод мыслительных карт.
Вот для вас задание написать на листе бумаги все, что в вашем представлении связано со словом «Сова».
Чаще всего на линиях первого порядка встречались слова, относящиеся к внешнему виду, питанию, образу жизни, среде обитания этих птиц. Но на некоторых картах были определения: «символ мудрости», « название детского сада», «соня», упоминались сказки и игры с образом совы. Далее выберите из этого многообразия содержание, необходимое для детей вашей возрастной группы, и обозначьте на карте возможные формы работы, в которых может произойти освоение этого содержания. Так карты можно дополнить линиями второго и третьего порядка, представление об организации проекта для каждого педагога станет более четким.
Объединив планы разных возрастных групп, мы получим общую структуру организации проектной работы по теме например: «День рождения ”Совенка”», кульминационным событием которого станет досуг-викторина – общий праздник для детей всех возрастных групп. Если тема заинтересует воспитателей, детей и родителей, то в ДОУ постепенно возникнет музей сов, появятся экскурсии, будет проведено много занятий, связанных с жизнью этих птиц и их ролью в различных произведениях для детей.
Ментальные карты используются для того, чтобы лучше осознать свою работу, ее специфику, цели и направленность . Есть результаты, показывающие, что использование ментальных карт повышает грамотность, самооценку, формирует позитивные установки по отношению к обучению. Вообще, ребенку доступны разные виды схем: условное изображение последовательности событий, веерные и цепные изображения причин и зависимостей, рисунки множеств и их пересечения, свободные ассоциации типа солнышка, цикличность, отражаемая стрелками . При обучении ребенка использованию схем нужно действовать последовательно, постепенно вводя различные формы абстракции в изображении. Известно, что и сами дети рисуют достаточно абстрактно (и художники-абстракционисты учились у детей), даже в этом смысле можно предлагать им рисовать мыслительные карты, не боясь, что им будет слишком сложно.
Надеемся, что знакомство с ментальными картами станет подспорьем в работе и для других педагогов-дошкольников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА ПОМОГИТЕ ЗАПОМНИТЬ
Ментальная карта как способ визуализации мышления Новые технологии Новые понятия Новые термины Возможности информационной среды Модернизировать дидактические принципы
Воображаем Проговариваем Представляем, как он будет выглядеть в пространстве Сколько времени займет его изготовление Запоминая предмет
ВИДЫ ПАМЯТИ Вербальное (речевое) Визуальное (наглядное) Кинетическое (двигательное)
Ментальная карта как способ визуализации мышления СТРУКТУРА СТРУКТУРА МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ
Ментальная карта Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», « карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.
Тони Бьюзен известный английский психолог Разработал правила и принципы конструкции ментальных карт; Систематизировал использование ментальных карт; Распространил данную технологию; Создал собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap
Отражает естественный способ мышления человеческого мозга Помогает навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации
Цель создания карты мыслей Навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Значение Собрать информацию Запомнить сложный материал Определить объем предстоящей работы
1 2 3 4 5 6 7 Тема «В апельсиновой стране»
Тема «СНЕГ» ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема «СНЕГ» ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК
Тема «СНЕГ» ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК СРЕДА
Тема «СНЕГ» ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК СРЕДА ЧЕТВЕРГ
Тема «СНЕГ» ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК СРЕДА ЧЕТВЕРГ ПЯТНИЦА
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»
Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В данной консультации описано, ...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....
консультация для педагогов "Использование ментальных карт в образовательном процессе"
Консультация для педагогов.Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада.Работая с ребятами на Ментальной арифметике. Я столкнулось с методом планирования - «мента...
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов....
Московская область, городской округ Клин МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ДЕТСТВА "ЖЕМЧУЖИНКА" Сборник рекомендаций по использованию ментальных карт в образовательном процессе.
Использование в работе с детьми метода мыслительных карт позволяет сделать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника. Эта технология помогает эф...
План работы группы по самообразованию Тема: «Использование ментальных карт в образовательном процессе» 2019-2020 учебный год.
Представляю материал плана по самообразованию по теме "Использование ментальных карт в образовательном процессе". Цель работы нашей творческой группы: изучение и систематизировани...
Мастер – класс. Использование технологии «утренний круг» в воспитательно – образовательном процессе, для педагогов ДОУ.
Мастер – класс.Использование технологии «утренний круг»в воспитательно – образовательном процессе,для педагогов ДОУ....