Московская область, городской округ Клин МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ДЕТСТВА "ЖЕМЧУЖИНКА" Сборник рекомендаций по использованию ментальных карт в образовательном процессе.
методическая разработка
Использование в работе с детьми метода мыслительных карт позволяет сделать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника. Эта технология помогает эффективно решить одну из задач ФГОС дошкольного образования: поддержка инициативы в разных видах деятельности, учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
В нашем дошкольном учреждении ментальные карты получили широкое применение, они просты и универсальны. Мы их используем в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое, в проектной деятельности
Практика показывает, что областей применения интеллект-карт много:
Так для детей группы 4-5 применение интеллект-карт способствует развитию речи, памяти, внимания.
В группе детей 5-6, помимо вышеназванных, развивается познавательная активность
А в группе детей 6-7- способствует развитию критического мышления, командной работы, самопрезентации.
Таким образом, прослеживается расширение диапазона влияния интеллект-карт на развитие ребенка с учетом возраста. Интеллект-карты отвечают принципу индивидуальности, то есть учитывают темп, способности и интересы каждого ребенка.
Предлагаем рекомендации по разработке ментальных карт в нашем учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Московская область, городской округ Клин
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ДЕТСТВА "ЖЕМЧУЖИНКА"
Сборник рекомендаций
по использованию ментальных карт
в образовательном процессе.
Подготовили:
Творческая группа:
Савинова Т. В.
Калинина О. Н.
Семьина И.Е.
Санкова Л. Б.
Грибкова Н. Н.
Романычева С. В.
Будкина О. В.
Кифа Г. Н.
Арнольдова Г. Н.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются ментальные карты.
Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как «карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков.
Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Тони Бюзен говорит, что наш мозг и мыслит пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.
Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.
Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.
Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.
Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.
Использование интеллект-карт
1. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, у детей пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться, как индивидуально, так и фронтально.
2. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, у детей формируется умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, формируются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа может проводиться, как индивидуально, так и фронтально.
3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умение отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Таким образом, в современном мире с большим потоком информации метод интеллект-карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира.
Использование в работе с детьми метода мыслительных карт позволяет сделать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника. Эта технология помогает эффективно решить одну из задач ФГОС дошкольного образования: поддержка инициативы в разных видах деятельности, учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
В нашем дошкольном учреждении ментальные карты получили широкое применение, они просты и универсальны. Мы их используем в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое, в проектной деятельности
Практика показывает, что областей применения интеллект-карт много:
Так для детей группы 4-5 применение интеллект-карт способствует развитию речи, памяти, внимания.
В группе детей 5-6, помимо вышеназванных, развивается познавательная активность
А в группе детей 6-7- способствует развитию критического мышления, командной работы, самопрезентации.
Таким образом, прослеживается расширение диапазона влияния интеллект-карт на развитие ребенка с учетом возраста. Интеллект-карты отвечают принципу индивидуальности, то есть учитывают темп, способности и интересы каждого ребенка.
Предлагаем рекомендации по разработке ментальных карт в нашем учреждении.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Богатырская каша»
Автор: воспитатель высшей категории
Калинина Оксана Николаевна
Предварительная работа:
- Подбор научного, практического и дидактического материала, иллюстраций, картинок по данному вопросу (история появления каш в жизни человека; польза и вред каш, игры: «Расскажи стихи руками», «Чудесный повар», «Сварим кашу»,
«Горшочек каши»).
- Чтение сказок, пословиц, поговорок о традиционном русском блюде - каше, просмотр мультипликационных фильмов для детей, презентаций о том, какой путь проходят злаковые культуры и крупы, из которых потом готовят вкусные каши.
- Пополнение уголка «Магазин» новыми атрибутами (различными видами круп).
- Мастер — классы, выступления с родителями (поделки из круп, изготовление пособий по данной теме, беседы).
- Обмен опытом с воспитателями и педагогами по работе с ментальной картой «Богатырская каша».
- Выполнение воспитателем ментальной карты — черновик: что закрепить с детьми, какие ветви и подветви планируете сделать
Задачи:
Группа детей 5-7лет:
- расширить представления детей о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; - развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых
варят вкусные каши;
- воспитывать уважение к людям труда, которые выращивают злаковые
культуры.
- развивать у дошкольников любознательность и познавательную мотивацию;
- систематизировать знания, обогащать словарь детей, совершенствовать умение
строить высказывание, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей.
Составление ментальной карты
- Размещение в центре листа общей темы воспитателем (Дети читающие, рассматривающие книгу)
- Подбор детьми слов-ассоциаций по теме (Почему? Любят читать. Хотят знать.) - «Мозговой штурм» (при затруднении, воспитатель задает детям наводящие вопросы: что у детей в руках? Для чего нужны книги? О чем можно узнать? Как вы думаете, почему я разместила в центре именно эту картинку? и т.д.)
- Рассматривание картинок, для определения от центрального рисунка линий — мыслей: голубая стрелка — зачем? для чего? желтая — крупы, злаки (растения или злаки); синяя — витамины (польза); красная — рукодельники (очумелые ручки).
- Отбор и размещение детьми картинок по линиям мыслей с последующим объяснением (Почему именно эти картинки?)
- Составление детьми рассказа по теме проекта «Богатырская каша».
Много интересного и нового дети могут узнать не только от родителей, но и из книг. Хотим узнать все о вкусных и разнообразных кашах. Это блюдо имеет многолетнюю историю. Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт. Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов. Она полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы. Разные крупы получают из злаковых культур. Их выращивают на полях и убирают большими комбайнами, тракторами. Хорошо запомнить названия круп, уметь их отличать помогли нам рассказы воспитателей, родителей. Мы делали много поделок из круп, книжек — малышек, раскрашивали раскраски про каши, играли в разные игры. Разные каши очень полезны для сохранения и укрепления здоровья.
Рекомендации по работе с ментальной картой по проекту
(долгосрочному: для детей 5-7)
«Изучаем ПДД»
Автор: воспитатель высшей категории
Калинина Оксана Николаевна
Предварительной работа:
- Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», П. В. Ивнев «Как разговаривает улица», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Л. Гальперштейн «Шлагбаум», Г. Юрмин «Любопытный мышонок» , современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей).
- Составление перспективного плана работы по ПДД.
- Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, картинок, иллюстраций, дидактических и подвижных игр, стихотворений, загадок, пособий.
- Разработка конспектов мероприятий (праздников, развлечений, досугов), презентаций.
- Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД.
- Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
- Расширение и повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
- Взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов, мастер — классов, конкурсов («Посвящение в ЮИД», «Умный Светофор»).
- Просмотр мультипликационных фильмов.
- Проведение с детьми бесед по теме ПДД.
- Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».
- Проведение экскурсий по улицам города, к пешеходному переходу, надземному переходу, наблюдение за уличным движением.
Цель:
- Формирование у детей основы безопасного поведения на улице, уточнение и систематизирование знаний о правилах дорожного движения.
Задачи:
Группа детей 5-7лет:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
- формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства
ответственности;
- воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди родителей;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения;
- развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.
Составление ментальной карты
- Размещение в центре листа общей темы (Детям предложены картинки по ПДД: транспорт, знаки, дорога, конкурсы, поделки, светофор. Они сами выбрали Светофор и разместили его в центре ватмана. Пояснив свой выбор тем, что будем делать ментальную карту по ПДД, а Светофор — главный на дороге)
- Подбор детьми слов-ассоциаций по теме (ПДД)
- «Мозговой штурм» (при затруднении, воспитатель задает детям наводящие вопросы: для чего нужно изучать правила движения? О чем можно узнать?)
- Рассматривание картинок, для определения от центрального рисунка линий — мыслей: желтая стрелка (изображение контура машины) — машины, почему?; салатовая (колесо, руль)— части, общее; розовая (контуры пешеходного перехода, дорожных знаков) — дорога, знаки: запрещающие, предписывающие, предупреждающие); зеленая (картинка дети и родители, можно сердечко, солнышко улыбающееся)— любим, играем.
- Отбор и размещение детьми картинок по линиям мыслей с последующим объяснением (Почему именно эти картинки?)
- Составление детьми рассказа по теме проекта «Изучаем ПДД».
Посмотрите на нашу карту ума. Она не только яркая, красивая, но и с помощью нее, нам легко можно рассказать о правилах дорожного движения. Мы знаем, что на дорогах много машин, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Используя ментальную карту, мы можем поговорить о других видах транспорта, об особенностях их передвижения. Можем узнать из каких частей состоит транспорт, назвать общие части машин. Хорошо знаем о назначении Светофора. Посмотрите на дорогу и назовите, как называются части дороги, на которые указывают стрелочки: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, перекресток, разделительная полоса и т.д. На дорогах расположено много дорожных знаков. Есть знаки для водителей, а есть для пешеходов: запрещающие, разрешающие и т. д. Мы очень любим не только изучать правила дорожного движения, но и умеем делиться своими знаниями с детьми из других детских садиков, с нашими родителями и сотрудниками ГБДД. Помогаем узнать им много нового и интересного. Ну, а больше всего мы очень, проводить праздники по ПДД, участвовать в конкурсах, делать поделки светофоров, машин, дорожных знаков. Нам очень хочется, чтобы все дошколята и взрослые, знали и соблюдали правила пешеходов. Знать правила движения, нужно всем, без исключения!
Рекомендации по использованию альбома ментальных карт
«Приобщение детей к истокам русской истории»
Автор: воспитатель высшей категории
Семьина Ирина Евгеньевна
Предварительная работа:
Изучение истории создания интеллект-карт, правил их составления. Определение тем занятий, по которым будут составляться карты. Проведение бесед, посещение музея детского сада, ознакомление с предметами быта (оригиналами) и иллюстрациями. Чтение литературы. Просмотр видео.
Цель: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России; воспитание патриотизма
Задачи:
Группа детей 4-5лет:
- познакомить детей с устройством славянских жилищ, с предметами быта (чугунок, ухват, кочерга пр.);
-дать представление о старинных русских народных инструментах, их звучании;
- познакомить с народной игрушкой, материалами, из которых ее делали;
- на примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русских народных героев: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др.
-развивать интерес, любознательность к предметам старины
-обогащать речь
-воспитание любви и уважения к своей Родине-России
Группа детей 5-6 лет:
- продолжать развивать интерес к быту русской деревни, знакомить с предметами быта (русская печь, обряды, с ней связанные, сундуки, посуда),
-расширять представления детей об одежде, ее элементах, о труде людей по созданию одежды (прядения, ткачество), о традициях украшения одежды;
-расширять представления детей о защитниках земли русской;
- развивать познавательный опыт, любознательность, воображение и фантазию.
- обогащать словарь детей; развивать умение связно, последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу.
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности, игре; делиться своими впечатлениями,
Группа детей 6-7 лет:
-расширять представления детей о жизни русского народа, о народных промыслах, их особенностях;
-познакомить с верованиями русского народа;
-расширять знания детей об одежде крестьян, познакомить с одеждой бояр, ее особенностями;
- сравнение воинов Древней Руси и настоящих воинов России. знакомство с героями-клинчанами;
-дать представление о музее, как хранилище традиций, обычаев, истории родного края;
- способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от
участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Составление альбома интеллект-карт.
*Листы расположены в горизонтальном направлении, собраны в альбом.
* В центре выделена тема «Жилище»-дом, люди «Одежда», ребенок «Игрушки» т.д.
* От центра расходятся цветные соединительные линии к элементам карты.
* Подбираются картинки к основным предметам по данной теме (печь, предметы быта, инструменты, игрушки, воины) и наклеиваем на соответствующую страницу.
Пример: страница 1
Используя эту страницу, мы знакомим детей с жильем наших предков. Они жили в избах, построенных из дерева. Дерево рубили топором. Поэтому и избы назывались Рубленные. В доме обязательно была печка, которая отапливала дом (топили дровами), на печке спали (старики и дети), в печке готовили.
Еду готовили в чугунках, доставали из печи ухватом. В печи пекли хлеб, для этого использовалась деревянная хлебная лопата.
У печи стояли ведра с водой, которую носили из реки или колодца на коромысле.
За печью был женский угол, в котором стояла прялка. Здесь хранились утюги. Сначала рубель (деревянная палка с насечками), потом угольный. Здесь же за печкою жил домовой.
Обстановка избы была деревянная, посуда из дерева либо глиняная. Глиняную посуду делал гончар.
Освещалась изба лучиной, которую вставляли в светец-металлическая палка на подставке. Все металлические изделия (замки, светцы, петли, серпы и пр.) изготавливались кузнецами.
*По мере ознакомления с оснащением дома подбираются картинки, и дети наклеивают их на лист. Так получается целая карта.
* Пример детского рассказа
-Оля С. — Это дом. его строили из дерева. Дерево рубили топором. В доме стояла печка. На ней спали и готовили еду. Из печки доставали еду ухватом. Еще там стояли ведра. За печкой жил Домовой. А еще там был утюг с угольками.
-Варя К. - В доме все было из дерева. А посуда из глины. Ее лепили. Его звали гончар. А свет был маленький, от лучины только. Ее ставили в подставку, чтобы пожара не было. Подставка (светец) была металлическая. Их делали в кузнеце кузнецы.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Животноводство отрасли для человека»
Автор: воспитатель высшей категории
Санкова Лариса Борисовна
Предварительная работа: наблюдение за домашними животными, птицами в естественных условиях; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок по теме, беседы по ним; подбор карточек с картинками. Чтение литературы.
Цель. Формирование представления о животноводстве, как составной части сельского хозяйства. Познакомить с основными направлениями животноводства.
Задачи:
Группа детей 3-4 года;
– формировать элементарные представления о домашних животных и птицах, познакомить с их детенышами; – развивать у детей познавательный интерес к жизни животных; – прививать любовь, бережное отношение к животным, заботу и внимание ко всему живому.
Группа детей 4-5 лет:
– закрепить представление о домашних животных и птицах, их внешнем виде и образе жизни, о пользе, приносимой людям; - уточнить знания детей о взрослых животных, птицах и их детенышей птенцах; - формировать знания о месте, где живут домашние животные и птицы; - воспитывать любовь, бережное отношение, желание заботиться о домашних животных и птицах.
Группа детей 5-6 лет: - формировать представление о животноводстве, его отраслях; -уточнять и расширять представления детей о домашних животных, птицах и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); - устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; - познакомить с трудом животноводов; - воспитывать заботливое отношение к животным.
Группа детей 6-7 лет:
- сформировать знания об отраслях животноводства и профессиях людей, занимающихся животноводством, выяснить их значение в жизни человека; - развивать умение различать отрасли животноводства, делать выводы о значимости развития животноводства; - развивать образное и логическое мышление, воображение, интерес к отрасли сельского хозяйства – животноводству; - развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (обобщение).
- воспитывать интерес к данной отрасли, доброе, чуткое отношение к животным, уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.
Составление интеллект-карты. - Лист ватмана; - в центре выделена тема «Животноводство- отрасли для человека»; - от центра расходятся семь цветных утолщенных стрелок; (отгадав заданную загадку, дети подбирают картинки на каждую отрасль и наклеивают); - от каждой утолщенной стрелки расходятся четыре тонкие линии. К этим линиям дети подбирают картинки и наклеивают, что именно приносит человеку данная отрасль. Предложить составить рассказ на тему «Мое домашнее животное» или «Моя домашняя птица». (Кто это? Какого цвета? Какого размера? Части тела. Какие звуки издает? Чем питается? Какие у него повадки? Как зовут детенышей? Какую пользу приносит людям? В каких мультфильмах, сказках можно встретить?)
Используя интеллект-карту, дети учатся классифицировать домашних животных и птиц. Дети получают знания о пользе тех или иных животных, птиц, продуктов питания, которые от них получает человек. Способствует развитию мыслительных творческих способностей детей, готовит их к взрослой жизни, к труду на родной земле.
Рекомендации по использованию ментальной карты «Весна»
Автор: воспитатель высшей категории
Санкова Лариса Борисовна
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», рассказов М. Пришвина «Весна в лесу», «Деревья в плену», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме. Подбор картинок.
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, насекомых, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи:
Группа детей 3-4 года:
- расширять первичные представления о весне как времени года; - развивать способность слушать понимать рассказ взрослого о весне; сосредотачиваться при рассматривании картинок; -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность
Группа детей 4-5 лет:
- расширять и уточнять знания детей о признаках весны; - познакомить с названиями весенних месяцев и их характерные признаки; - развивать умения устанавливать простые причинно-следственные связи между изменениями в живой и не живой природе в весенний период; - углублять представления детей о жизни птиц и диких животных с приходом весны; - формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы. -активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, …); имен прилагательных (ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая….); глаголов (журчит, темнеет, тает, припекает….). -воспитывать бережное отношение к природе.
Группа детей 5-6 лет:
- способствовать обобщению представлений о весне как времени года (признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц… ); погодных условиях в весеннее время; - развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений о перелётных птицах, деревьях, животных, насекомых, цветах в весенний период; - формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Упражнять в синтезе названий весенних месяцев; - воспитывать любовь к родной природе, формировать и восхищаться её разнообразием.
Группа детей 6-7 лет:
- обобщить представления детей о весенних изменениях в природе по месяцам: называть приметы весны, расширить представления об изменениях в жизни животных, растений и птиц с приходом весны; - закреплять умения самостоятельно находить и устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений природы; - совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы. - воспитывать любовь к родной природе.
Составление интеллект-карты. - Лист ватмана; - в центре выделена тема: «Весна»; - от центра распределены три утолщенные разноцветные ветви ( три весенних месяца);
- от утолщенных ветвей расходятся тонкие ветви; - по месяцам дети находят картинки и наклеивают.
I. Весенние изменения в природе. II. Что происходит с животными весной. III. Птицы. IV. Насекомые. V. Что происходит с растениями весной. VI. Труд в природе. VII.Весенние праздники.
Используя эту карту, позволяет расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Мой город Клин»
Автор: воспитатель высшей категории
Санкова Лариса Борисовна
Предварительная работа: экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций, сбор фотографий в альбом «Мой город».
Цель: развитие любознательности и познавательного интереса дошкольников в процессе обобщения знаний о своем городе.
Задачи:
Группа детей 4-5 лет:
- дать представление о родном городе, как части огромной страны России; - уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями и понятиями; - воспитывать любовь к своему родному городу, желание знать о нём как можно больше нового и интересного.
Группа детей 5-6 лет:
- уточнить и систематизировать знания детей о названии города, его истории, достопримечательностях;
- расширить словарный запас детей:
названия: площадь, улица, герб, памятник, обелиск, достопримечательности, церковь, храм, библиотека, стадион, спортзал, завод, фабрика;
признаки: красивый, старинный, большой, широкая, узкая, кирпичный, панельный, зеленый;
действия: любоваться, беречь, любить, заботиться, изучать, работать, ухаживать;
- формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением.
- воспитывать любовь к родному городу, его жителям, желание заботиться о городе, поддерживать чистоту и порядок.
Группа детей 6-7 лет: - упражнять в составлении интеллект-карт, на основе иллюстраций. - систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство; - расширять и углублять знания детей о городе Клин, его истории, продолжать знакомство с достопримечательностями, объектами социальной и культурной сферы города, о людях- прославивших наш город; - развивать нравственно- патриотические чувства: гордость, гуманизм; желание сохранить и приумножить богатства города; воспитывать уважение к труду клинчан, создающих красивый город; - воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу; формировать интерес к познанию родного города
Составление интеллект-карты. - В центре листа расположили главную идею по теме «Мой город». - Каждая стрелочка от центрального объекта имеет отдельный цвет. - С центральной идеей соединили главные стрелочки интеллект-карты, а с ними соединили ветви второго порядка. – Над каждой стрелочкой написано ключевое слово. Дети во время беседы по теме подбирали картинки и наклеивали: «Музеи», «Памятники», «Достопримечательности», «Люди, прославившие Клинскую землю», «Производства», «Культурно-досуговые центры».
У нас детьми получилось дидактическое пособие, которое можно использовать для образовательной деятельности с детьми по речевому развитию, по познавательному развитию.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Времена года»
Группа детей 4-7 лет.
Автор: воспитатель высшей категории
Грибкова Наталья Николаевна
Предварительная работа:
- Подбор дидактического материала, иллюстраций, картинок по данному вопросу
- Чтение пословиц, стихов, поговорок о временах года, приметах, одежде, птицах, праздниках, просмотр мультипликационных фильмов для детей («12 месяцев», «Морозко», «Снежная королева», «Ручеек»), презентаций о том, какие погодные явления можно встретить в разное время года.
- Пополнение уголка «Природы» новыми атрибутами (различными картинками).
- консультации с родителями (изготовление пособий по данной теме в домашних условиях).
- Обмен опытом с воспитателями и педагогами по работе с ментальной картой «Времена года».
- Выполнение воспитателем ментальной карты — черновик: что закрепить с детьми, какие ветви и картинки планируете сделать
Задачи:
Образовательные:
Закреплять у детей знания о временах года, их особенностях, последовательности.
закрепить умение описывать предмет по его основным признакам;
закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года;
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, положительное отношение к природе, умение ценить прекрасное в природе в разные времена года.
-расширять словарный запас детей, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать из слов предложения.
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь к природе
-воспитывать любознательность, вызвать положительные эмоции.
Составление рассказов на тему "Времена года".
Для взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но для ребенка такое понятие как времена года, не кажется простым и ясным.
Маленький ребенок не четко представляет себе, что такое зима, весна, лето и осень, так как это нельзя потрогать или пощупать. И как оказывается на практике, объяснить такое явление, как времена года, не всегда удается с первого раза.
Как объяснить эти процессы природы ребенку, как помочь ему легче запомнить такую информацию?
Для того чтобы ребенку было легче понять и запомнить, надо зародить в нем ассоциации с чем-то существующим.
С какого возраста начинаем изучать.
Обучение, или точнее сказать, знакомство с сезонами можно начинать очень рано. С 1,5 – 2 лет.
В этом возрасте, знакомьте ребенка с окружающим миром, вводите такие понятия как холодно- тепло, дождливо- солнечно, листья были зеленые – стали желтые. Формируйте первоначальные представления о временах года. Зимой – снег, весной – почки и зеленая травка, летом- фрукты, ягоды и море, осень – листья желтеют и падают.
Знакомить ребенка в раннем возрасте так же можно и при помощи картинок и мультиков. Показываете ребенку иллюстрацию и рассказываете, что там изображено. Просмотр картинок не должен занимать более пяти минут. Если видите, что интереса к картинкам ребенок не проявляет, не хочет слушать и смотреть, то не настаивайте. У Вас много времени впереди, все успеется!
К трехлетнему возрасту уже можно ребенку объяснить разницу во временах года. В этом возрасте ребенок уже точно понимает, что такое дождик, снежок, когда на улице холодно, когда тепло. Когда гуляете с ребенком, обращайте внимание на изменения в природе, рассказывайте, что поменялось на улице. Начните с того сезона, который в данный момент за окном. Чтобы ребенок на жизненном примере видел, какие изменения происходят в природе.
Если в возрасте 3- 4 года у Вы еще не начали знакомства с сезонными изменениями и временами года, то именно в тот период, когда это необходимо сделать!!!
В четырехлетнем возрасте уже нужно более серьезно подойти к процессу изучения времен года. За свои четыре года жизни ребенок уже несколько раз наблюдал за сменой сезонов. У него уже сформировались какие-то свои ассоциации с каждым временем. Например: зимой- катаемся на санках, а летом- едем к бабушке.
В возрасте 5- 7 лет ребенок уже четко должен знать и понимать явления природы!!!
Как легче запомнить ребенку времена года.
В дошкольном возрасте обучение детей происходит только в игровой форме. В наше время достаточно ярких, красочных материалов, наглядных пособий, книг и игр по теме «Времена года». Эти пособия можно купить, можно распечатать из интернета, можно делать самому.
- С ребенком можно заняться разными видами творчества, рисованием, аппликацией, раскрашиванием. В процессе занятия творчеством, вести разговор и пояснять ребенку, когда и что происходит. Например, из рисования и аппликации с нашего сайта:
- Можно читать книги и рассматривать яркие и привлекающие к себе внимания картинки. Можно купить книжку с наклейками, и приклеивать наклейки, выполняя задания. Таким образом закрепить полученные знания.
- Можно играть в развивающие игры по теме «Времена года», это могут быть пазлы, лото, игры с прищепками и т.п.
- Разучивать стихи отгадывать загадки. Чтобы выучить стих за 5 минут, покажите ребенку мнемотаблицу, результат гарантирован.
- Воспользуйтесь, красочно оформленными карточками — алгоритмом рассказа.
- Смотреть обучающие мультики и видео.
- И самое главное, наблюдайте за изменениями природы в реальной жизни. Подмечайте и обсуждайте происходящее.
Вот примерные особенности времен года, которые будут доступны и понятны каждому дошкольнику:
ЗИМА.
Это, конечно, белый снег, холодно. Люди одеваются теплей, шапки, шубы, шарфы, перчатки. Дети катаются на санках, с горки, на лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговика. Любимый праздник — Новый год, наряжаем елку, подарки от Деда Мороза.
ВЕСНА.
Тает снег, прилетают птицы, из спячки просыпаются животные, появляются почки на деревьях, деревья цветут, потом появляются зеленые листики. Травка зеленеет, растут цветы. Праздник — 8 марта, дарят мимозы и тюльпаны. На Пасху пекут куличи.
ЛЕТО.
Ассоциируется с солнцем, теплом, мало одежды, море, поездка к бабушке, созревают фрукты и ягоды, цветы, бабочки. День длинный, а ночь короткая, детки долго гуляют на улице. Дети катаются на велосипедах, самокатах, роликах, купаются в реке.
ОСЕНЬ.
Листья желтеют, опадают, деревья становятся «голыми». На улице дождь и ветер, птицы улетают на юг. Сбор урожая, зонт и резиновые сапоги. Дети идут в школу, учителя отмечают свой праздник «День учителя».
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Домашние животные»
Автор: воспитатель
Романычева Светлана Владимировна
Предварительная работа:
-просмотр мультипликационного фильма «В стане домашних животных»,
- отгадывание загадок по теме «домашние животные в деревне»,
- рассматривание картин,
-беседы с детьми «Животные в деревне»,
- Д/И «Найди по описанию».
Собирается материал;
-картинки с изображением животных (можно взять уже готовые, а можно нарисовать вместе с детьми).
Задачи:
Группа детей 3-4 лет:
-знакомить детей с домашними животными и их детёнышами
- учить называть их
-воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным
Группа детей 4-5 лет:
-развивать умение детей называть домашних животных и их детёнышей; развивать умение отгадывать загадки.
-воспитывать заботливое отношение к животным, способствовать обогащению знаний детей о домашних животных (внешний вид, условия жизни).
Группа детей 5-6 лет:
- закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека.
- развивать познавательный опыт, любознательность, воображение и фантазию.
- обогащать словарь детей; развивать умение связно, последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу.
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности, игре; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и др.)
- способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
Группа детей 6-7 лет:
-обобщать конкретные представления о домашних животных,
-учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.
-формировать умение нахождения общих признаков и различия с домашними птицами (живут дома, ухаживает человек, но у птиц - перья, а у животных - шерсть, у птиц - крылья у животных – лапы и т.д.)
-рассказать детям, когда и как древние люди приручили животных. В процессе беседы выяснить, какую пользу приносят домашние животные.
-расширять представления детей о труде животноводов, его значении, обогащать словарь по данной теме. Поддерживать интерес, воспитывать уважение к их труду.
Составление интеллект-карты.
Лист расположен в горизонтальном направлении.
1. В центре выделена тема «Деревенский дом».
2. От центра расходятся цветные линии (каждая главная ветвь имеет свой цвет) - каждое животное расположено отдельно, по часовой стрелке.
3. Далее продолжается сбор материала по теме:
- корм для домашних животных (собираем вместе с детьми сено, рассматриваем пшено)
Дети называют слова-существительные и наклеивают то, что назвали.
4. Далее отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь (важно!!! над каждой линией-ветвью располагается только одна картинка или рисунок) Заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме:
- где живёт,
- как ухаживать,
- какую пользу приносит.
Вместе с детьми весь подготовленный материал наклеивается на карту
5. Составляется карта.
6. Дети составляют предложения, рассказ
Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту
Пример рассказа:
Я очень люблю своих бабушку и дедушку. Они живут за городом, в деревне. В деревне много домашних животных корова, лошадь, свинья, курицы и петух. Каждый день я помогаю бабушке кормить животных сеном, пшеном, специальным кормом. Животные приносят нам много пользы. Корова даёт молоко и масло. Курица несёт яйца. Из перьев курицы бабушка делает мягкие подушки. Наша лошадь помогает дедушке в поле. Чтобы животные не болели дедушка ухаживает за ними. Я очень люблю приезжать в деревню и помогать.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Времена года»
Автор: воспитатель первой категории
Будкина Ольга Вячеславовна
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций, картинок, дидактического материала.
- чтение сказок, пословиц, поговорок о каждом времени года.
-беседы с детьми о каждом времени года и их признакам.
- ежедневное наблюдения за сезонными изменениями в природе.
-регулярное обновление в уголке природы.
Задачи:
Группа детей 4-6лет:
- закрепить знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе
- развивать любознательность, познавательную активность.
-систематизировать знания детей,
- обогащать словарный запас,
- совершенствовать умение строить высказывание
- развивать творческие способности.
Составление ментальной карты:
- размещение в центре листа основной темы (картинка)
- подбор детьми слов ассоциаций по теме.
При затруднении воспитатель задаёт наводящие вопросы: " весна - красна! «Почему так говорят? Какие изменения природы мы наблюдали весной? ...и т.д. по каждому времени года.
- подбор и размещение картинок по линиям с последующим пояснением (почему именно эта картинка).
- составление мини рассказа о каждом времени года, опираясь на картинки.
В дальнейшем можно добавить картинки о деятельности людей в каждом времени года ......
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Транспорт»
Автор: воспитатель первой категории
Кифа Галина Николаевна
Предварительная работа:
Подбор практического и дидактического материала, иллюстраций по данной теме. картин, игрушек – транспорт, рассматривание уголка и книг по правилам дорожного движения. Пополнение уголка «Транспорт» новыми атрибутами, Беседы с детьми и родителями по данной теме, чтение художественной литературы, загадывание загадок. Выполнение ментальной карты вместе с детьми.
Задачи:
Группа детей 5-7лет:
-расширять представление детей, о транспорте, его видах, назначении.
-развивать умения детей группировать предметы, закреплять знания детей о
роли транспорта в жизни человека.
-расширять словарный запас детей, уметь связно выражать свои мысли.
-воспитывать уважение к труду взрослых, соблюдать правила поведения на
улице.
-развивать у дошкольников любознательность, познавательную мотивацию,
память, мышление.
Составление ментальной карты
-Размещение в центре листа общей темы воспитателем.
-Рассматривание книг, игрушек, иллюстраций по теме «Транспорт».
-Подбор слов –действий, к слову, транспорт.
«Мозговой штурм» (при затруднении воспитатель задает наводящие вопрос
вопросы; на чем летим? плывем? едим? работаем? для чего нужен транспорт? Почему я разместила в центре эту картинку?
-Рассматривание картинок, для определения от центрального рисунка линий-
мыслей.
-Отбор и размещение детьми картинок по линии мыслей с последующим
объяснением (Почему именно эти картинки?)
-Какой транспорт воздушный, наземный, водный, пассажирский, легковой,
грузовой, специальный, и т. д.?
-Слова-предметы: самолет, вертолет, ракета, лодка, катер, такси, пожарная,
скорая помощь, шофер, водитель, пилот, капитан, моряк, пассажир, салон,
хвост, нос, шасси, борт, трап, якорь, палуба, остановка и др.
-Дети наклеивают картинки.
-Поощрение детей в выполненной совместной работе ментальной карты.
-Подведение итога. Чем занимались? что вам понравилось?
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Спектр цвета»
Автор: воспитатель первой категории
Кифа Галина Николаевна
Предварительная работа:
Подбор научного, практического и дидактического материала, иллюстраций, картинок по данному вопросу. Чтение стихотворения «Радуга-дуга», загадки, пословицы. Просмотр мультфильмов, наблюдения в природе, на прогулке, Изготовление поделок, рисование радуги, выкладывание из различных материалов. Обмен опытом с воспитателями и педагогами по работе с ментальной картой. Выполнение ментальной карты воспитателем – черновик. Подготовка материала для изготовления ментальной карты.
Задачи:
Группа детей 5-7лет:
- развивать у детей интеллектуальные способности, называть основные и
промежуточные цвета, их последовательность.
-расширять знания детей о спектре цветов и их оттенках.
-закреплять с детьми умения подбирать и наклеивать картинки определенного цвета, рисовать ветви.
-способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от
совместной деятельности со взрослыми и детьми.
-обогащать словарь детей, умение выражать свои мысли, поддерживать
беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
-воспитывать умение выполнять задание совместно, аккуратно.
Составление ментальной карты
-Размещение в центре листа общей темы.
-Подбор картинок по определенному цвету,
-Подбор материала для изготовления ментальной карты.
«Мозговой штурм» (при затруднении воспитатель задает наводящие
вопросы: какого цвета картинка? найди такую же по цвету? почему ты
разместил эту картинку. а не другую?
--Рассматривание предметных картинок, для определения от центрального
рисунка линий – мыслей.
-Закрепление текста: каждый охотник желает знать где сидит фазан –
обозначение первых букв в тексте (цвета радуги и их последовательность).
-Какие промежуточные цвета? Назовите теплые и холодные цвета?
-Подбор картинок определенного цвета, рисование ветвей и наклеивание
ментальной карты.
-Поощрение детей за выполнение совместной работы.
-Подведение итога. Задать вопросы детям: что мы делали? что понравилось?
Рекомендации по использованию ментальной карты
Пересказ сказки: «Кот. лиса и петух»
Автор: воспитатель первой категории
Кифа Галина Николаевна
Предварительная работа:
Подбор практического и дидактического материала, иллюстрации по данной теме, игрушки- персонажи, рассматривание книг в книжном уголке. Пополнение уголка новыми атрибутами, театр. Беседа с детьми о сказках. отгадывание загадок, игра «Найди лису». Предварительное знакомство со сказкой
Выполнение ментальной карты вместе с детьми.
Задачи:
Группа детей 5-7лет:
- формировать умение пересказывать сказку, четко выражать
последовательность действий в сказке.
- обогащать словарь детей, развивать связную речь
-поддерживать интерес к совместной деятельности детей.
-принимать участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
- воспитывать любовь к сказкам, развивать интеллектуальные способности
Составление ментальной карты
- Размещение в центре листа общей темы воспитателем.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
-Подбор картинок соблюдая последовательность действий в сказке.
«Мозговой штурм»
- Вопросы по содержанию сказке: Кто главные герои? Какие они?
- Что произошло в сказке? Почему?
- Вспомнить слова петушка, просьбы о помощи.
-Рассматривание картинок, для определения от центрального рисунка
линий-мыслей.
-Отбор и размещение детьми картинок по линии мыслей с последующим
объяснением (почему наклеим эти картинки?).
-Подбираем слова-действия: идет, бежит, поет, стучит, работает и т. д.
-Слова- признаки: хитрая, быстрая, рыжая - лиса; кот- заботливый,
петушок- непослушный. глупый, красивый и т. д.
- Выполнение совместной работы с детьми ментальной карты.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Описание сезонных изменений»
Автор: воспитатель первой категории
Арнольдова Галина Юрьевна
Предварительная работа
Перед составлением интеллект-карты дети вспоминают:
- времена года;
- состояние погоды в разные сезоны;
-изменения в природе (деревья, кустарники, цветы);
-изменения в жизни зверей и птиц;
-сезонную одежду;
-игры детей на улице в разные сезоны;
-сезонные занятия взрослых;
-праздники.
Воспитатель с детьми обговаривают способы обозначения этапов описания сезонных изменений, значение нарисованных или наклеенных символов на карте, цвет ветвей, кто будет рисовать и наклеивать ветви и картинки.
Задачи:
Группа детей 3-4 лет:
-знакомить детей с сезонами – временами года, сезонными изменениями;
- учить называть их;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Группа детей 4-5 лет:
-развивать умение детей называть сезоны – времена года, сезонные изменения;
развивать умение отгадывать загадки;
-воспитывать бережное отношение к природе, животным, способствовать обогащению
знаний детей о животных, птицах (условиях жизни).
Группа детей 5-6 лет:
- закрепить знания детей о погодных изменениях, изменениях в природе, в жизни зверей и птиц в разные сезоны;
- расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни взрослых и детей;
- развивать познавательный опыт, любознательность, воображение и фантазию;
- обогащать словарь детей; развивать умение связно, последовательно выражать
свои мысли, поддерживать беседу;
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах
деятельности, игре; делиться своими впечатлениями, полученными из разных
источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и др.);
- способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от
участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Группа детей 6-7 лет:
-обобщать конкретные представления о сезонных изменениях (погода, природа, звери и птицы, одежда, игры на улице, сезонные занятия взрослых, праздники);
-учить устанавливать существенные признаки для обобщения, взаимосвязь сезонных изменений с изменениями в жизни зверей и птиц;
-расширять представления детей о труде взрослых в разные сезоны, его значении. Поддерживать интерес, воспитывать уважение к их труду;
-обогащать словарь детей по данной теме.
Составление ментальной карты
Лист расположен в горизонтальном направлении.
1. В центре выделена тема «Сезон».
2. От центра расходятся цветные линии-мысли (или разделы темы).
3. Подбираются слова-ассоциации по теме и выясняется, чем будем их изображать (картинки, слова…) и как отмечать на карте (наклеиваем … рисуем…)
-время года (картинка, символы) – наклеиваем, рисуем, красная ветвь;
-погода, осадки (картинки) – наклеиваем, синяя ветвь;
-изменения в природе (рисунки) – рисуем, зеленая ветвь;
-изменения в жизни зверей и птиц (картинки) –наклеиваем, коричневая ветвь;
-одежда (картинки) – наклеиваем, сиреневая ветвь;
-игры детей на улице (картинка) - наклеиваем, оранжевая ветвь;
-сезонные занятия взрослых (картинка) – наклеиваем, черная ветвь;
-праздники (картинки) – наклеиваем, желтая ветвь.
4. Дети составляют предложения, рассказ.
Рассказ. Зима. Зимой идет снег, град. Погода бывает морозной, ветряной, пасмурной. Деревья и кусты стоят без листьев. Заяц и белки сменили цвет шерсти, прилетели снегири. Медведь зимует в берлоге, еж спит в своей норке. Взрослые и дети одели шубы, зимние пальто, зимние сапоги и шапки, варежки, шарфы. Дети катаются зимой на санках, коньках, лыжах, лепят снежки, снеговиков. Взрослые чистят от снега дорожки, посыпают их песком, сгребают снег к стволам деревьев и кустарников. Зимой встречают Новый год, отмечают День Защитника Отечества
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Описание предмета»
Автор: воспитатель первой категории
Арнольдова Галина Юрьевна
Предварительная работа
Уточнила знания детей по данной теме. Провела беседы с детьми «Рукотворный и нерукотворный мир», «Какие геометрические фигуры вы знаете?», «Давайте вспомним цвета», игру – рассуждение «Какой формы могут быть предметы?», «Для чего нужны те или иные предметы?», дети отгадывали загадки и сами придумывали их. Подобрали картинки. Обсудили с детьми значение картинок, рисунков, символов, цвет ветвей, кто будет рисовать, наклеивать, раскрашивать.
Задачи:
Группа детей 3-4 лет:
-знакомить детей с предметами;
-учить называть их, называть цвет, форму, размер;
-воспитывать бережное отношение к предметам.
Группа детей 4-5 лет:
-развивать умение детей называть предметы, называть цвет, форму, величину, части предмета;
развивать умение отгадывать загадки.
-воспитывать бережное отношение к предметам
Группа детей 5-6 лет:
- закрепить знания детей о предметах, знания об их назначении и использовании
человеком.
- развивать познавательный опыт, любознательность, воображение и фантазию.
- обогащать словарь детей; развивать умение связно, последовательно выражать
свои мысли, поддерживать беседу.
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах
деятельности, игре; делиться своими впечатлениями, полученными из разных
источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и др.)
- способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от
участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
Группа детей 6-7 лет:
-обобщать конкретные представления о предметах.
-учить различать рукотворные и нерукотворные предметы, называть материал, из которого сделан предмет.
-формировать умение нахождения общих признаков и различия.
-рассказать детям, когда и как древние люди изготавливали предметы, как
появились те или иные предметы. В процессе беседы выяснить, как используют
предметы.
-расширять представления детей о предметах, их назначении, обогащать словарь
по данной теме. Поддерживать интерес, воспитывать бережное отношение,
уважение к труду взрослых.
Составление ментальной карты
«Описание предмета»
(для детей 6 – 7 дет)
Лист расположен в горизонтальном направлении.
1. В центре выделена тема «Предмет».
2. От центра расходятся цветные линии-мысли (или разделы темы).
3. Подбираются слова-ассоциации по теме и выясняется, чем будем их изображать (картинки. Слова…) и как отмечать на карте (наклеиваем … рисуем…)
-рукотворный или нерукотворный (картинки) – наклеиваем, красная ветвь;
-цвет (символы) – рисуем, зеленая ветвь;
-форма (символы) – рисуем, черная ветвь;
-размер, величина (рисунки-символы) – рисуем, коричневая ветвь;
-материал (картинка) – наклеиваем, синяя ветвь;
-части предмета (картинка) – наклеиваем, оранжевая ветвь;
-назначение, использование, действие (картинки) – наклеиваем, сиреневая ветвь.
4. Дети составляют предложения, рассказ.
Рассказ:
Это мяч. Он сделан человеком. Мяч зеленого цвета. Круглой формы. Он
большой. Сделан из резины. Мяч резиновый. С ним можно играть, катать.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Пересказ рассказа Сухомлинского В.А. «Яблоко и рассвет»
(для детей 6-7 лет)
Автор: воспитатель первой категории
Арнольдова Галина Юрьевна
Предварительная работа
Чтение детям рассказа. Обсуждение с детьми о прочитанном. Составление плана рассказа. Подобрали картинки. Обговорили с детьми значение картинок, рисунков, символов, цвет ветвей, кто будет наклеивать, рисовать, раскрашивать.
Задачи:
Группа детей 6 – 7 лет:
-продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы о прочитанном, понимать услышанное, эмоционально откликаться;
-учить детей составлять план рассказа, составлять рассказ, опираясь на план и интеллект-карту;
-развивать связную речь, умение грамматически правильно составлять предложения;
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Составление ментальной карты
Лист расположен в горизонтальном направлении.
1. В центре выделена тема «Рассказ Сухомлинского В.А. «Яблоко и рассвет».
2. От центра расходятся цветные линии-мысли (или части плана рассказа).
3. Подбираются слова-ассоциации по теме и выясняется, чем будем их изображать (картинки. Слова…) и как отмечать на карте (наклеиваем … рисуем…)
-первая часть плана (завязка) (картинки) – наклеиваем, зеленая ветвь.
-вторая часть плана (развитие сюжета) (картинки) – наклеиваем, рисуем; красная ветвь.
-третья часть плана (кульминация) (картинка) – рисуем, оранжевая ветвь.
-четвертая часть плана (развязка) (картинки) – рисуем, сиреневая ветвь.
4. Дети составляют предложения, рассказ.
Рекомендации по использованию ментальной карты
«Описательный рассказ о птицах»
(для детей 6-7 лет)
Автор: воспитатель первой категории
Арнольдова Галина Юрьевна
Предварительная работа
Уточнила знания детей о птицах, провела беседу с детьми «Каких птиц вы знаете?», игры – рассуждения «Что вы знаете о птицах?», «Нужны ли птицы?», «Чтобы было, если бы не было птиц?», «Как заботиться о птицах?». Чтение детям рассказов, сказок о птицах, стихов, песенок, загадывание загадок, дети сами придумывали загадки о птицах; проводила развивающую игру «Птицы»; подвижные игры «Перелет птиц», «Утки и селезень», «Волк во рву». Подобрали картинки. Обсудили значение картинок, символов, цвет ветвей, обговорили кто будет наклеивать, рисовать, раскрашивать.
Задачи:
Группа детей 3-4 лет:
-знакомить детей с птицами и их детёнышами
- учить называть их
-воспитывать любовь и бережное отношение к птицам
Группа детей 4-5лет:
-развивать умение детей называть птиц и их детёнышей,
развивать умение отгадывать загадки
-воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать обогащению
знаний детей о птицах (внешний вид, условия жизни).
Группа детей 5-6 лет:
- Закрепить знания детей о птицах и их детенышей, знания об их
назначении и пользе для человека.
- Развивать познавательный опыт, любознательность, воображение и фантазию.
- Обогащать словарь детей; развивать умение связно, последовательно выражать
свои мысли, поддерживать беседу.
- Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах
деятельности, игре; делиться своими впечатлениями, полученными из разных
источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и др.).
- Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от
участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Группа детей 6-7 лет:
-Обобщать конкретные представления о птицах.
-Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: среда обитания,
живут с человеком или в природе, приносят пользу, человек о них заботится.
-Формировать умение нахождения общих признаков и различия с домашними
птицами (живут дома, ухаживает человек и т.д.).
- В процессе беседы выяснить, какую пользу приносят.
-Расширять представления детей о труде птицеводов, его значении, обогащать
словарь по данной теме. Поддерживать интерес, воспитывать уважение к их
труду.
Составление ментальной карты «Описательный рассказ о птицах»
Лист расположен в горизонтальном направлении.
1. В центре выделена тема «Птица».
2. От центра расходятся цветные линии-мысли (или разделы темы).
3. Подбираются слова-ассоциации по теме и выясняется, чем будем их изображать (картинки. Слова…) и как отмечать на карте (наклеиваем … рисуем…)
-перелетная или зимующая (картинки) – наклеиваем, красная ветвь;
-чем покрыто тело (картинки) – рисуем, коричневая ветвь;
-какого цвета (символ) – рисуем, черная ветвь;
-чем питаются(картинки) – наклеиваем; голубая ветвь;
-среда обитания (картинки) – наклеиваем; зеленая ветвь.
4. Дети составляют предложения, рассказ.
Рассказ. Воробей. Зимующая птица. Тело покрыто перьями. Воробей коричневого цвета. Питается крошками, семенами растений, семечками. Живет в природе. Человек заботится о птицах, подкармливает зимой, вешает кормушки, делает скворечники для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДМИНИСТРАЦИЯ г. ПУЩИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Рябинка» Занятие во второй младшей группе Тема: «Поиграем с Егоркой»
Занятие по развитию у детей школьно-значимых функций. Открытое занятие, проходило в рамках Регионального семинара "Развивающие игры" ...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Доклад из опыта работы на тему: «Проектная деятельность в экологическом воспитани
В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодолени...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан ВИКТОРИНА ПДД выполнила: Алекберова М.В.
Цель: Уточнить знания детей старшего возраста правил поведения на улице. Закрепить цвета светофора....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО» выполнила: Алекберов
Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного о
Адаптация (приспособление к новым условиям) — процесс сложный и длительный. В лучшем случае продолжительность его составляет один-полтора месяца. Впервые...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 "НАДЕЖДА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект открытого занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому во
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 "НАДЕЖДА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ...