Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
план-конспект занятия
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dary_frebelya.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Фридрих Фребель, немецкий педагог, создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:
1 комплект: Мячики разного цвета.
2 комплект: Трехмерные фигуры.
3 – 6 комплект: Куб.
7 комплект: Плоскостные фигуры.
8 комплект: Палочки.
9 комплект: Дуги.
10 комплект: Точки.
11 комплект: Кубы и цилиндры.
12 комплект: Числа и дуги.
13 комплект: Сфера, цилиндр, призма.
14 комплект: Доска.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева), каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Уважаемые педагоги, приглашаю 6 человек для участвуя в мастер-класс.
Коллеги, вы сейчас – дети, и мы с вами отправляемся в фантазийное путешествие.
1. Игра «Автобус».
- А отправимся в путешествие мы на автобусе.
Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.
- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы совместно будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. – Задание понятно?...
- Слушайте инструкцию:
Пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……
- Все справились? Проверим!...
- А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )
- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!
2. Игра «Повтори последовательность».
Поставить Мозайку, Кольца, Цветные тела, Палочки или Фигурки, Фишки.
- Из города мы выбрались, но весенние дожди размыли Тропинки и мы не можем пройти по ним. Давайте восстановим дорожки.
Инструкция:
- Каждая команда соберёт (построит) из набора на столе Тропинку. Последовательность соблюдайте по образцу.
- Задание понятно? (дать время).
- Кто готов показать свою Тропинку?...
- Вы сделали превосходные тропинки! Теперь мы может отправляться в путь. Сложите Тропинки обратно в коробочки.
3. Игра «Шесть кубов»
- Вот незадача – у нас на пути стоит стена. Набор Куб из кубиков.
Инструкция:
- Посчитайте, сколько кубов.
- Переложите один куб так, чтобы получилась лесенка.
- Кубов стало больше, меньше или осталось столько же?
- А эта игра что развивает? (Развивает пространственное воображение: учит составлять из частей целое, закрепляет понятие числа: формирует осознание того, что количество элементов не зависит от их перестановки.)
- Теперь по получившейся лесенке мы поднимаемся на луг.
4. Дидактическая игра «На лугу»
Раздать наборы Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- Посмотрите, на лугу пасутся конь и корова.
- А кто еще обитает на лугу? (Ответы)
Инструкция:
Давайте выложим фигуры обитателей луга используя дары Фребеля. (дать время).
- А эта игра что развивает? (формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.).
- Какие реалистичные у Вас получились животные.
5. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем с Первым Даром. Берем в руки мячики и повторяем за мной действия.
Инструкция:
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
5. Игра «Букеты».
наборы Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- На лугу расцвели цветы. Давайте соберём букеты, но не любые, а с определённым условием.
Инструкция:
- Каждая команда составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и форме. Например, (показ).
- Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам. - Задание понятно?...
- Кто желает, расскажите про свой специальный букет?......
- Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).
- По какому ещё признаку можно сложить букет?..... (размер).
- Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали! А теперь сложите фигуры обратно в ящички.
6. Большая стирка.
наборы Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- Ой, когда мы с вами собирали цветы, из испачкали одежду, но ничего страшного, предлагаю постирать ее в ручейке и повесить сушиться на веревочку на солнышко.
- Посмотрите на веревочке у нас сушиться «рубашка» Скажите, пожалуйста, из каких геометрических фигур она состоит и какого цвета?
- Предлагаю приступить к стирке белья.
Инструкция:
Главное условие - все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Нужно выстроит цепочку как можно длиннее.
- Решение задачи предполагает высокую концентрацию внимания ребенка, наблюдательности.
- Молодцы! Вы отлично постирали белье. Складываем фигуры на место.
7. Дидактическая игра «Одного поля ягоды».
наборы Цветные фигуры, Палочки, Кольца и полукольца, Фишки.
- А еще на нашем лугу растут замечательные ягоды. Они все различаются по каким-либо признакам, но как бывает в природе, иногда скрещиваются и объединяют в себе признаки родителей.
- Предлагаю Вам попробовать поискать ягоды.
Инструкция:
- Выкладываем из двух разных веревок замкнутые пересекающиеся плоскости. На лугу выросли два разных вида ягод: в одной части круглые, а в другой красные (можно использовать другие признаки), а через некоторое время появились ягоды с двумя этими признаками. Подберите самостоятельно получившиеся ягоды и выложить их внутри замкнутых плоскостей. (Играя с детьми, необходимо рассказывать им, как выводят новые сорта растений, гибриды (например, грейпфрут).
- Задание понятно? (дать время). Эта игра развивает представления об объектах окружающего мира, мире природы; сенсорные навыки и навыки познавательно-исследовательской деятельности; расширяет кругозор; обеспечивает формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализует самостоятельную творческую деятельность.
- Какие еще признаки могут быть использованы для игры?
8. Заключение.
- Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
- Можно в садике узнать!
Возвращаемся назад в детский сад!
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум " Использвание набора "Дары Фрёбеля" в развитии позновательных процессов дошкольников"
Семинар-практикум " Использвание набора "Дары Фрёбеля" в развитии позновательных процессов дошкольников"...
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»...
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО....
Мастер-класс для родителей «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Мастер-класс для родителей«Использование набора «Дары Фрёбеля»в развитии познавательных процессов дошкольников»Цель:Повышение родительских компетенций в вопросах познавательных...
Мастер-класс для родителей «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Мастер-класс для родителей«Использование набора «Дары Фрёбеля»в развитии познавательных процессов дошкольников»Цель:Повышение родительских компетенций в вопросах познавательных...
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Задачи:•Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля...