Конспект НОД «Мой аул — моя малая Родина»
план-конспект занятия (старшая группа)

Вошегунокова Светлана Асфаровна

Цель:

- развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;

- дать представление, что такое малая Родина;

- воспитывать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие:

- продолжать формировать и воспитывать чувство гордости, почитания и глубокого уважения к символам России;

- прививать любовь к семье, родным, родному дому, детскому саду, родному аулу;

- развивать любознательность, расширять кругозор;

- закреплять у детей знаний о домашнем адресе (улице, на которой они живут).

Познавательное развитие:

- рассказать об истории родного аула;

- продолжить знакомить с достопримечательностями родного аула, его традициями.

Речевое развитие:

- учить отвечать на вопросы полным ответом, не перебивая друг друга, слушать и дополнять ответ сверстника;

- обогащать и активизировать словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_moy_aul_moya_rodina.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно — патриотическое воспитание

Старшая группа

Конспект НОД «Мой аул — моя малая Родина»

Цель:

- развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;

- дать представление, что такое малая Родина;

- воспитывать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие:

- продолжать формировать и воспитывать чувство гордости, почитания и глубокого уважения к символам России;

- прививать любовь к семье, родным, родному дому, детскому саду, родному аулу;

- развивать любознательность, расширять кругозор;

- закреплять у детей знаний о домашнем адресе (улице, на которой они живут).

Познавательное развитие:

- рассказать об истории родного аула;

- продолжить знакомить с достопримечательностями родного аула, его традициями.

Речевое развитие:

- учить отвечать на вопросы полным ответом, не перебивая друг друга, слушать и дополнять ответ сверстника;

- обогащать и активизировать словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Используемый материал:

Карта России, письмо Лунтика, книга «Эхо древних синдов.

        Ход НОД

Воспитатель: Настал новый день. И я рада видеть ваши улыбчивые милые лица. Давайте возьмёмся за руки. Я твой друг и ты мой друг и передадим друг другу по кругу красивую улыбку и подарим её нашим гостям.

Дети: Доброе утро.

Воспитатель: Ребята, какое время года на улице.

Дети: Время года - зима.                                                                                                                  Воспитатель: Какие зимние месяцы мы с вами знаем?

Дети: Декабрь, январь, февраль.                                                                      

Воспитатель: В какое время года падают листья?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние  месяцы мы знаем?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой день недели сегодня?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть Родина. Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение о Родине   «Что мы Родиной зовём»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим- синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель:    Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного. Предлагаю вам сесть за столы.                                                                                                                                                                Воспитатель: Что такое Родина?  

Дети: Родина – это страна, в которой мы живём.

Воспитатель: Верно, ребята. Как называется наша страна? 

Дети: Наша страна - Россия.

Воспитатель: Кто мне назовет столицу России? 

Дети: Столица нашей Родины - город Москва. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе есть патриотический уголок. Ребята, патриотический уголок чему нас учит любить свою Родину защищать ее от врагов. Примером тому является Отечественная война, в которой люди умирали от голода, холода, ран тяжёлых, но не дали захватить родную землю. Вот что такое патриотизм. Человек должен уважать и любить свою Родину.

Воспитатель: Ребята, вспомните и назовите символы нашего государства? 

Дети: Символы нашего государства - Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Что означают цвета флаг России?  

Дети: Белый цвет означает - мир, синий цвет - верность, красный – силу.

Воспитатель: Что изображено на гербе?

Дети: На гербе изображен золотой двуглавый орел на красном щите. Над орлом три исторические короны Петра великого.                                                                                                                                               Воспитатель: Дети, а какая она, наша Россия? 

Дети: Наша страна большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Воспитатель:  Да, верно, наша страна самая большая в мире. Когда солнце всходит на востоке, то на западе на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце.

Воспитатель показывает карту России.

Воспитатель: А это - карта нашей необъятной Родины. Посмотрите, какая наша страна большая. Здесь есть океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Реки на карте изображены синими волнистыми линиями. Леса – зеленым цветом, горы – коричневым. В России не одна тысяча городов, их очень много. Большие города, в которых живет много людей, обозначены на карте маленькими кружочками. Всё это наша с вами большая Родина!

        У каждого человека на Земле есть место, где он родился. Здесь впервые он увидел мамины глаза и улыбку, ласковые лучи солнца, зеленую траву, голубое небо. Это место называется - Малая РодинаМалая Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди. Малая Родина - это место, где стоит наш детский сад. Малая Родина для нас — аул Шенджий. Наш аул очень не большой, поэтому на карте России оно не обозначено, но примерное его место положения я могу показать.

Воспитатель показывает на карте.

        В нашем селе живет много хороших и добрых людей разных. Все они живут в мире и дружбе.

Раздается стук в дверь. Почтальон принес письмо.

Почтальон: Здравствуйте это старшая группа

Дети: Да.

Почтальон: Вам письмо. Получите и распишитесь, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо от Лунтика. Хотите узнать, что пишет Лунтик.

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте его вскроем и прочитаем. 

Воспитатель открывает письмо. Читает.

Лунтик пишет: «Ребята меня зовут Лунтик. Я живу на луне. Решил изучать земной шар. Я увидел, что одна из самых длинных улиц находится в Вашем ауле.  Хочу у вас узнать, как она называется, как называется ваш аул, и что еще интересного в нем есть. Жду ответа».

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Лунтику?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте отдохнём и выполним зарядку.

Физкультминутка

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

Воспитатель: Молодцы, все делали хорошо. А теперь я приглашаю вас в путешествие по нашему аулу, чтобы помочь Лунтику.

- В России много республик. Ребята, скажите, в какой республике мы живем?

Дети:  Республика Адыгея.

Воспитатель: Наша республика красивая, в ней много сел, аулов, полей, лесов, рек, лугов.

- Как называется главный город Адыгеи? 

Дети: Город Майкоп.

Воспитатель: Ребята, в нашей республике живут разные народы.  А вы знаете, что у каждой республики и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие?

Дети: Герб, флаг, гимн.

Воспитатель: Посмотрите – это герб Республики Адыгея. Что изображено на нем?

   

Представляет круг с надписью Республика Адыгея на адыгейском и русском языках.

Дети: В середине большая звезда, с боковых сторон - листья дуба и клена, справа золотистые колосья  пшеницы, 12 звезд символизируют 12 адыгейских племен.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите – это флаг Республики Адыгея. Что изображено на нем?

Дети: 12 звезд 12 адыгских племен, а 3 стрелы - 3 древнейших адыгских княжеских рода перекрещенные их единство, зеленый цвет символизирует жизнь, вечность.

Воспитатель: Верно. А как называется наш аул?

Дети: Наш аул называется Шенджий.

Воспитатель: Наш аул большой и красивый, таким большим наш аул был не всегда. Много лет и веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш аул был совсем маленьким, крошечным, и жителей в нем было тоже очень мало.

        Наш аул  в Теучежском районе республики Адыгея ,расположен на левом берегу  р.Уне -Убат , юго — западнее Шенджийского водохронилища. Аул основан в1860 году. Жители никогда не боялись труда, и трудились всегда с радостью, помогая друг другу.

        Многое изменилось с того времени, аул был маленький, а сейчас стал большим, с множеством улиц.

        Амина, на какой улице живёшь ты? 

Амина: Я живу на улице Шоссейная.

Воспитатель: Шоссейная улица – это самая длинная улица нашего аула. Как вы думаете, а почему она так называется?

Дети: Потому что она находится в центре аула, это главная дорога, по ней ездят автобусы.

Воспитатель: Ребята, а что есть интересного в нашем ауле, есть ли у нас в ауле памятники?

Дети: Да, есть памятник воинам-победителям нашего родного аула.

Воспитатель: Прошло много лет, но благодарные Шенджийцы помнят и чтят память о наших героях-односельчанах и их подвигах – это Братья Хараху погибшие за свободу своей Родины, и их матери Чебахан, взрастившей достойных сыновей.

        В традициях нашего аула ежегодные торжественные шествия с возложением живых цветов и венков к памятнику погибшим воинам, с вашим дети участием, где вы читаете стихи и поете песни, отдавая дань и уважение нашим героям минутой молчания.

        Дети я думаю, что вы вырастете и будете достойной сменой своих родителей, чтобы с честью и достоинством, продолжать традиции нашего аула. У нас в ауле есть человек, который является продолжателем  традиций нашего аула - это Зубер Гучипсович  Праток.

Воспитатель показывает книгу.

Зубер Праток выпустил книгу «Эхо древних синдов» - итог многолетнего труда известного в Адыгее журналиста и краеведа. Книга о наш земляках — шенджийцах. Замысел книги  - донести до будущего поколения чтобы было с кого брать пример.

        Ребята, мы выполнили одно из заданий Лунтика - вспомнили улицы нашего аула, поговорили о памятниках погибшим воинам. Лунтик хочет знать, какие учреждения есть в нашем ауле?

Дети: В нашем ауле есть Дворец культуры, сельская библиотека, сельский совет, мед пункт, мечеть, зал борьбы.

Воспитатель: Молодцы. А теперь попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, какие еще есть здания в нашем ауле.

Стоит весёлый светлый дом

Ребят проворных много в нем

Там пишут и считают, рисуют и читают (школа)

Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том

Дом детишкам очень рад, что же это? (детский сад)

Воспитатель: Дети, а какое дерево считается символом России? 

Дети: Дерево берёза.

Воспитатель: Да, верно Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли. А как называется наш детский сад?

Дети: Наш детский сад называется «Созвездие (Жъогъобын)».

Воспитатель: Дети, а вы любите свой детский сад?

Дети: Да.

Воспитатель: Очень хорошо. Продолжаем отгадывать загадки? 

Дети: Да.

Воспитатель: Ты можешь здесь купить конверт,

послать посылку срочно,

Всем передать большой привет

Ведь это зданье… (почта)

        Но чтобы отправить письмо по почте нужно знать домашний адрес, я предлагаю сыграть в игру.

Игра «Домашний адрес» 

Дети становятся в круг, передают друг другу мячик, играет музыка. Когда музыка останавливается, ребёнок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес.

 

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Дети, сегодня мы много узнали о своем ауле, о нашей маленькой Родине. Мы с вами гуляли по нашему аулу. Как он называется? 

Дети: Наш аул Шенджий.

Воспитатель: Скажите, какие улицы в нём есть?

Дети: Центральная, Шоссейная, Молодёжная.

Воспитатель: Какие здания в ауле есть?

Дети: Дом культуры, библиотека, краеведческий музей, детский сад, школа, мечеть.

Воспитатель: Есть ли в нашем ауле памятники?

Дети: Памятник воинам - победителям нашим землякам.

Воспитатель: Что больше всего запомнилось и понравилось вам сегодня на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы все были внимательными и активными. Ну вот, наше путешествие закончилось. Теперь вы знаете, что есть интересного в нашем ауле и мы можем отправить ответ Лунтику по почте! Мы с вами это сделаем после прогулки.

        Ребята! Любите и берегите свою Родину. А когда вы станете взрослыми, не забывайте о своём родном ауле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Москва – моя малая Родина».

В данном конспекте описан пример музыкального занятия на базе подготовительной группы с использованием различных умений и навыков детей 6 - 7 лет (пение,чтение стихотворений, музыкально - ритмические ...

Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его л...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя малая родина» для подготовительной группы

Познакомить детей с их малой родиной, с глубоким значением этого слова;*       Учить видеть красоту природы Нанайского района ,  ценить богатства земли;*...

Конспект тематического занятия "Большая и малая Родина".

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме.Систематизировать представление о том, что для ...

Конспект занятия по рисованию "Моя малая Родина."

Занятие рассчитано для детей подготовительной группы с целью воспитания патриотических чувств и любви к своей Родине....

Конспект ООД на тему: "Моя малая Родина"

Данный конспект  образовательной деятельности разработан для детей среднего возраста. Основная цель - формирование целостной картины мира, воспитание патриотизма.  Материал достаточно объёмн...

Конспект занятия "По страницам моей малой родины"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....