Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье, к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 81.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад «Алёнка» п.Тюльган
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе д. сада.
"Посёлок Тюльган - моя малая Родина".
Пылаева Надежда Ивановна
воспитатель детского сада «Алёнка»
2013год
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе д. сада.
"Поселок Тюльган - моя малая Родина".
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Актуальность:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье, к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры.
Цель: Способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку.
Интеграция
Образовательная область «Коммуникация»
- Способствовать формированию опыта общения детей в группе,
- Способствовать развитию у детей умения работать сообща.
- Способствовать развитию у детей умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- Совершенствовать речь как средство общения.
Образовательная область «Социализация»
- Расширять представления о родном крае;
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Вызвать у детей чувство восхищения, гордости за свой посёлок, его жителей.
Образовательная область «Познание»
- Закреплять умение создавать конструкции по схеме, словестной инструкции воспитателя.
- Способствовать развитию у детях умению фантазировать, мечтать
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Способствовать пополнению литературного багажа детей стихотворением «Пусть посёлок наш достатком дышит,
Пусть будут в нем покой и труд,
Пусть детский смех в нем будет слышен,
Пусть мир и счастье в нем живут!»
Здоровьсбережение
*Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы и приёмы:
- Практические: дидактические игры: «Мой адрес», игра-мечта «Мечтатели», конструирование « Солнечная площадь посёлка»; решение проблемных ситуаций: « Как составить сообщение о своём посёлке, где найти нужную информацию»;
- Наглядные: рассматривание фотографий с видами посёлка, Презентация «Поселок Тюльган - моя малая Родина »
- Словесные: беседа «Что вы знаете о своем посёлке? », викторина «Знаешь ли ты свой посёлок? », об адресах, разучивание четверостишья
«Пусть посёлок наш достатком дышит»,
Материалы и оборудование: фотографии с видами посёлка; Презентация «Поселок Тюльган - моя малая Родина»; альбомные листы, кисти, клей, цветная бумага для аппликации,
лист ватмана с рисунком для коллажа «Солнечная площадь»;
Формы организации совместной деятельности
Игровая: Дидактические игры: "Передай сердечко-подскажи словечко",
Игра-мечта «Мечтатели», «Знаю – не знаю»
Продуктивная: Аппликация на тему «Солнечная площадь».
Познавательно – исследовательская:
Решение проблемных ситуаций: «Как составить сообщение о своём посёлке, где найти нужную информацию» и других.
Коммуникативная: Беседа «Что вы знаете о своем посёлке?»; Викторина «Знаешь ли ты свой посёлок? ;
Прослушивание (восприятие) песни «Родная страна»; Заучивание четверостишья «Пусть посёлок наш достатком дышит» (стоя в круге, держась, за руки друг друга).
Предварительная работа.
1.Целевые прогулки по улицам поселка; 2.Знакомство с общественными зданиями и их назначением;
3.Экскурсии к мемориалу в честь воинов-защитников; 4.Посещение вместе с родителями мероприятий в День поселка;
5. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации;
6. Игра "Путешествие по родному посёлку".
Наглядный материал:
Фотографии с разными видами посёлка;
План новой «Солнечной площади», макеты домов, деревья, кустарники;
Презентация «Поселок Тюльган - моя малая Родина ».
Формирование и активизация словаря: Родная, родной, родная страна.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
I Вводная часть НОД (8 минуты):
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Сюрпризный момент:
Я пришла к вам не одна, а с куклой Машей. Я встретила её, когда шла к вам. Она горько плакала.
Но так как я очень спешила, я взяла её с собой к вам.
II Основная часть НОД (15 минут):
Воспитатель:
-Ребята, а хотите узнать что-то новое и интересное.
-Да.
-Послушаем песню.
( Звучит песня «Родная страна»)
Воспитатель: Догадались о чём мы сегодня будем с вами говорить.
(- Какое слово очень часто повторяется в песне?
Дети: Слова: родная, родная страна)
Воспитатель:
-А как ещё можно сказать родная…. (Родной, родные…)
Воспитатель: А сейчас тихо встаньте и подойдите ко мне. Игра "Передай сердечко-подскажи словечко".
(К словам родной, родная подобрать подходящее слово)
Дети:
- Родная мама, родной папа ,братик …
Воспитатель:
-А ещё можно сказать – Родная страна.
- Как вы думаете что это?
Дети:
- Родная страна – это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, наш детский сад, где живут наши родители, друзья, где нам хорошо и уютно.
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, где живёте, свой адрес?
(дети называют свой адрес)
-А может быть теперь мне скажет кто - нибудь, почему кукла Маша плакала.
(она заблудилась, забыла свой адрес)
(слайд-8 карта района )
Воспитатель:
Наш посёлок носит имя Тюльган.
-А почему он так называется? Может мне кто-то скажет.
Проблема:
Воспитатель: - А где и как об этом можно подробно узнать?
Дети: Спросить у взрослых, сходить в библиотеку, поискать в интернете … .
Воспитатель: (обобщает ответы детей)
- Существуют вариант происхождения его названия от башкирского слова «тюйлюгэн», что означает – КОРШУН, потому что на этом месте было много гнездовий этих птиц. И теперь эта птица символ нашего посёлка.
Воспитатель: А чем знаменит наш посёлок?
(слайд 13 – вид разреза)
-Лесом, угольным разрезом.
Легенда утверждает, что в далеком прошлом территория района была морским дном, в результате чего имеются большие залежи бурого угля.
Физминутка:
- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
-По посёлку мы идём (маршируют)
-Звонко песенку поём. (качают головой)
-Мы по улице шагаем (маршируем)
-Ноги ровно поднимаем (оттягиваем носочки ноги)
--Взмах руками,
-Повернули голову,
-Руки вверх и ноги шире,
-Прыгнем вместе.
-три, четыре.
Дидактическая игра: «Знаю – не знаю».
( У детей красные и зелёные кружочки. Если дети знают ответ на вопрос воспитателя, они поднимают зелёный кружок, а если не знают – красный.)
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами отправимся в «путешествие» по нашему Тюльгану, что бы узнать хорошо ли вы знаете свой посёлок и рассказать об этом Маше?
(Показ слайдов презентации с видами поселка, а дети рассказывают, что они видят, что знают об этом объекте).
Воспитатель:
- А вы знаете, сколько лет исполнилось нашему посёлку? Правильно, 60 лет. Как вы думаете, это много или мало? Для посёлка 60 лет-это небольшой возраст. Наш посёлок молодой. А вы любите свой посёлок.
А можно сделать так, чтобы он всегда был такой красивый или даже ещё лучше?
Проблема:
- Как?
Дети:
-Любить свой посёлок, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Постановка новой проблемы. Игра-мечта «Мечтатели»
(работа в парах)
Формулировка новой проблемы:
Наш посёлок постоянно расширяется, появляются новостройки,
А какие дома вы бы хотели построить, давайте помечтаем об этом.
Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту, … »
(Дети слушают воспитателя и выполняют его задания.)
Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя приём аппликация.
- Представьте, что в центре посёлка построили огромную площадь Солнца (показ на доске). Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю построить вашу мечту на концах каждого лучика.
А что бы вам было легче осуществить вашу мечту, возьмите конверты, и начинай те работать.
(Развитие в детях способность фантазировать, мечтать)
Дети выполняют аппликации, затем прикрепляют свои работы к лучикам «Солнечной площади».
III Заключительная часть НОД (7мин.)
Совместное обсуждение результатов деятельности.
- Нравится вам наша площадь.
Почему?
- Хотели бы вы жить на такой пл.?
Рефлексия:
Воспитатель:
- Какой интересный у нас получился рассказ о нашем посёлке. Вы многое знаете о нём и можете об этом интересно рассказать.
А кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?
А сейчас, ребята, давайте подведём итоги своей работы.
(дети поднимают руку)
1. Что вы узнали нового и интересного?
2. А где вам могут пригодиться эти знания?
( в школе; когда приедут гости, я могу их познакомить с нашим посёлком;….)
- У вас на столах лежат цветочки: если вам понравилось наше занятие, то возьмите яркий цветочек и украсите нашу площадь, а если занятие кому-то не понравилось, то вы украсите нашу площадь белым цветочком.
- Хорошо, занятие почти всем понравилось.
-( А тебе….. почему наше занятие не понравилось?)
Воспитатель:
-Ребята, мне очень нравится стихотворение о нашем посёлке.
-Хотите с ним познакомиться?
(Слайд 26)
(Заучивание наизусть с детьми)
(Дети встают в круг, держась за руки.)
Пусть посёлок наш достатком дышит,
Пусть будут в нем покой и труд,
Пусть детский смех в нем будет слышен,
Пусть мир и счастье в нем живут!
Воспитатель:
- Ребята! А Маша вспомнила свой адрес.
Оказывается она живёт в д.садике «Алёнка», а шла она к вам в гости. За такой интересный рассказ о своём посёлке, и за то, что вы помогли ей вспомнить адреса, она дарит всем ребятам сувениры.
(Магнитики с видами посёлка)
- Спасибо, ребята, за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность конспект комплексного занятия "Моя малая родина"
Занятие о любимом уголке земли- малой родине х.Бейсужке Втором...
конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"
Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....
Конспект образовательной деятельности "Символы малой Родины"
Конспект НОД в старшей группе...
Конспект НОД "Большая и малая Родина"
Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Большая и малая Родина" для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет...
Конспект занятия "Большая и малая Родина" в подготовительной к школе группе
Данное занятие расширяет представление детей о Родине малой и большой...
конспект открытого занятия "Моя малая родина"
Возрастная группа: старшаяТема ООД: «Моя малая родина».Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира)Цель: развивать духовно-нравственного гражданина Рос...