Конспект занятия "Поселок Тюльган - моя малая Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пылаева Надежда Ивановна

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

  Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье,  к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру  их культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия81.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад «Алёнка» п.Тюльган

Конспект  непосредственной образовательной деятельности   в подготовительной группе д. сада.

"Посёлок Тюльган - моя малая Родина".

                               Пылаева Надежда Ивановна  

                                              воспитатель детского сада «Алёнка»

2013год

Конспект непосредственной образовательной деятельности   в подготовительной группе д. сада.

"Поселок Тюльган - моя малая Родина".

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Актуальность:

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

  Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье,  к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру  их культуры.

Цель:  Способствовать формированию  духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку.

Интеграция

Образовательная область «Коммуникация»

  • Способствовать формированию опыта общения детей в группе,
  • Способствовать развитию у детей умения работать сообща.
  • Способствовать развитию у детей умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
  • Совершенствовать речь как средство общения.

Образовательная область «Социализация»

  • Расширять представления о  родном крае;
  • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • Вызвать  у детей чувство восхищения, гордости за свой посёлок, его жителей.

Образовательная область «Познание»

  • Закреплять умение создавать конструкции по схеме, словестной инструкции воспитателя.
  • Способствовать развитию у детях  умению фантазировать, мечтать

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Способствовать пополнению литературного багажа  детей стихотворением «Пусть посёлок наш достатком дышит,

Пусть будут в нем покой и труд,

Пусть детский смех в нем будет слышен,

Пусть мир и счастье в нем живут!»

Здоровьсбережение

*Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 Методы и приёмы:

 - Практические: дидактические игры: «Мой адрес», игра-мечта «Мечтатели», конструирование « Солнечная площадь посёлка»; решение проблемных ситуаций: « Как составить сообщение о своём посёлке, где найти нужную информацию»;

 - Наглядные:  рассматривание фотографий с видами посёлка, Презентация «Поселок Тюльган - моя малая Родина  »

 - Словесные: беседа «Что вы знаете о своем посёлке? », викторина «Знаешь ли ты свой посёлок? »,  об адресах,  разучивание четверостишья

«Пусть посёлок наш достатком дышит»,  

  Материалы и оборудование:  фотографии с видами посёлка;  Презентация «Поселок Тюльган - моя малая Родина»;    альбомные листы, кисти, клей, цветная бумага для аппликации,

лист ватмана с рисунком для коллажа «Солнечная площадь»;

         Формы организации совместной деятельности

         Игровая: Дидактические игры: "Передай сердечко-подскажи словечко",

 Игра-мечта «Мечтатели», «Знаю – не знаю»

 Продуктивная: Аппликация на тему «Солнечная площадь».

  Познавательно – исследовательская: 

Решение проблемных ситуаций: «Как составить сообщение о своём посёлке, где найти нужную информацию» и других.

 Коммуникативная: Беседа «Что вы знаете о своем посёлке?»;   Викторина «Знаешь ли ты свой посёлок? ;

Прослушивание (восприятие) песни «Родная страна»; Заучивание четверостишья «Пусть посёлок наш достатком дышит» (стоя в круге,  держась, за руки друг друга).

Предварительная работа.

1.Целевые прогулки по улицам поселка;                                                              2.Знакомство с общественными зданиями и их назначением;    

 3.Экскурсии к мемориалу в честь воинов-защитников;                                4.Посещение вместе с родителями мероприятий в День поселка;    

5.   Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации;
6.   Игра "Путешествие по родному посёлку".

Наглядный материал:
Фотографии с разными видами посёлка;

План новой  «Солнечной площади», макеты домов, деревья, кустарники;

Презентация «Поселок Тюльган - моя малая Родина  ».

Формирование и активизация словаря: Родная, родной, родная страна.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

I Вводная часть НОД (8 минуты):

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сюрпризный момент:

Я пришла к вам не одна, а с куклой Машей.   Я встретила её, когда шла к вам. Она горько плакала.

 Но так как я очень спешила, я взяла её с собой к вам.

II Основная часть НОД (15 минут):

Воспитатель:

-Ребята, а хотите узнать что-то новое и интересное.

-Да.

-Послушаем песню.

( Звучит песня «Родная страна»)

Воспитатель:  Догадались о чём мы сегодня будем  с вами говорить.

(-  Какое слово очень часто повторяется в песне?

Дети: Слова: родная,  родная страна)

Воспитатель:

-А как ещё можно сказать родная…. (Родной, родные…)

Воспитатель: А сейчас тихо встаньте и подойдите ко мне. Игра "Передай сердечко-подскажи словечко".

(К словам родной, родная подобрать подходящее слово)

Дети:

- Родная мама, родной папа ,братик …

Воспитатель:

-А ещё можно сказать – Родная страна.

- Как вы думаете что это?

Дети:

- Родная страна – это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, наш детский сад, где живут наши родители, друзья, где нам хорошо и уютно.

Воспитатель:

-Ребята, а вы знаете, где живёте, свой адрес?

(дети называют свой адрес)

-А может быть теперь мне скажет кто - нибудь, почему кукла Маша плакала.

(она заблудилась, забыла свой адрес)

 (слайд-8 карта района )

Воспитатель:

Наш посёлок носит имя Тюльган.

 -А почему он так называется? Может мне кто-то скажет.

Проблема:

Воспитатель: - А где и как об этом можно подробно  узнать?

Дети: Спросить у взрослых, сходить в библиотеку, поискать в интернете … .  

Воспитатель: (обобщает ответы детей)

- Существуют вариант происхождения его названия от башкирского слова «тюйлюгэн», что означает – КОРШУН, потому что на этом месте было много гнездовий этих птиц. И теперь эта птица символ нашего посёлка.

Воспитатель: А чем знаменит наш посёлок?

(слайд 13 – вид  разреза)

-Лесом, угольным разрезом.

Легенда утверждает, что в далеком прошлом территория района была морским дном, в результате чего имеются большие залежи бурого угля.

Физминутка:

- А сейчас  я вам предлагаю немного отдохнуть.

-По посёлку мы идём (маршируют)

-Звонко песенку поём. (качают головой)

-Мы по улице шагаем (маршируем)

-Ноги ровно поднимаем (оттягиваем носочки ноги)

--Взмах руками,

-Повернули голову,

-Руки вверх и ноги шире,

-Прыгнем вместе.

-три, четыре.

Дидактическая  игра:  «Знаю – не знаю».

 ( У детей красные и зелёные кружочки. Если дети знают ответ на вопрос воспитателя, они поднимают зелёный кружок, а если не знают – красный.)

Воспитатель: 

- А сейчас мы с вами отправимся в «путешествие» по нашему Тюльгану, что бы узнать  хорошо ли вы знаете свой посёлок и рассказать об этом Маше?

(Показ слайдов презентации с видами поселка, а дети рассказывают, что они видят, что знают об этом объекте).

Воспитатель:

-  А вы знаете, сколько лет исполнилось нашему посёлку? Правильно, 60 лет. Как вы думаете, это много или мало? Для  посёлка  60 лет-это небольшой возраст. Наш  посёлок молодой. А вы любите свой посёлок.

А можно сделать так, чтобы он всегда был такой красивый или даже ещё лучше?

Проблема:

-  Как?

Дети:

-Любить свой посёлок, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Постановка новой проблемы. Игра-мечта «Мечтатели»

 (работа в парах)

Формулировка новой проблемы:

 Наш посёлок постоянно расширяется, появляются новостройки,

А какие дома вы бы хотели построить, давайте помечтаем об этом.

Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту, … »

 (Дети слушают воспитателя и выполняют его задания.)

  Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя приём аппликация.

- Представьте, что в центре посёлка построили огромную площадь Солнца (показ на доске). Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю построить вашу мечту на концах каждого лучика.

А что бы вам было легче осуществить вашу мечту,  возьмите конверты, и начинай те работать.

(Развитие в детях способность фантазировать, мечтать)

Дети выполняют аппликации, затем прикрепляют свои работы к лучикам «Солнечной площади».

III Заключительная часть НОД (7мин.)

Совместное обсуждение результатов деятельности.

- Нравится вам наша площадь.

 Почему?

- Хотели бы вы жить на такой пл.?

Рефлексия:

Воспитатель: 

- Какой  интересный  у нас получился  рассказ о нашем посёлке. Вы многое знаете о нём и можете об этом интересно рассказать.

А кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?

А сейчас, ребята, давайте подведём итоги своей работы.

(дети поднимают руку)

1. Что вы узнали нового и интересного?

2. А где вам могут пригодиться эти знания?

( в школе; когда приедут гости, я могу их познакомить с нашим посёлком;….)

- У вас на столах лежат цветочки: если вам понравилось наше занятие, то возьмите яркий цветочек и украсите нашу площадь, а если занятие кому-то не понравилось, то вы украсите нашу площадь белым цветочком.

-  Хорошо, занятие почти всем понравилось.

-( А тебе….. почему наше занятие не понравилось?)

Воспитатель:

-Ребята, мне очень нравится стихотворение о нашем посёлке.

-Хотите с ним познакомиться?

 (Слайд 26)

 (Заучивание наизусть с детьми)

(Дети встают в круг, держась за руки.)

Пусть посёлок наш достатком дышит,

Пусть будут в нем покой и труд,

Пусть детский смех в нем будет слышен,

Пусть мир и счастье в нем живут!

Воспитатель:

- Ребята! А Маша вспомнила свой адрес.

Оказывается она живёт в д.садике  «Алёнка», а шла она к вам в гости. За такой интересный рассказ о своём посёлке, и за то, что вы помогли ей вспомнить адреса, она дарит всем ребятам сувениры.

(Магнитики с видами посёлка)

- Спасибо, ребята, за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"

Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....

Конспект НОД "Большая и малая Родина"

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Большая и малая Родина" для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет...

Конспект занятия "Большая и малая Родина" в подготовительной к школе группе

Данное занятие расширяет представление детей о Родине малой и большой...

конспект открытого занятия "Моя малая родина"

Возрастная группа: старшаяТема ООД: «Моя малая родина».Ведущая образовательная  область: «Познание» (Формирование целостной картины мира)Цель: развивать  духовно-нравственного гражданина Рос...