ПРОЕКТ «Народные промыслы на Руси» старшая группа
проект (старшая группа)
Проект: познавательно-творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
- родители детей;
- воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Актуальность проекта
Современный мир, полный противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Последние годы, работая над проблемой повышения уровня качества реализации ФГТ, а на сегодня ФГОС, обозначилась проблема низкого уровня у дошкольников социально-нравственных качеств, патриотических чувств и несоответствующий уровень знаний дошкольников об истории и культуре русского народа. Мои наблюдения выявили, что дети со своими родителями практически не посещают музеи; не проявляют интерес к истории и культуре русского народа, не могут различать народные промыслы, виды декоративно-прикладного искусства.
А чтобы восполнить знания детей по выше обозначенной проблеме необходимо наполнить окружающий мир ребенка не только предметами народного промысла, но и организовать воспитательно-образовательную деятельность по принципу «восприятие-осознание-творчество», которая и будет способствовать приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, развитию у них чувства патриотизма, нравственных ценностей к традициям и обычаям нашего народа.
Все вышеизложенное позволило мне определить тему и цель данного проекта.
Цель: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-danilenko.doc | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КАНСКА»
ПРОЕКТ
«Народные промыслы на Руси»
Направление реализации проекта:
«Познавательное развитие» с интеграцией «Художественно-эстетического развития»
и «Социально-коммуникативного развития»
Даниленко Ирина Валерьевна
воспитатель
старшей группы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
«Ребенок является будущим полноправным
членом социума, ему предстоит осваивать,
сохранять, развивать и передавать дальше
культурное наследие этноса через включение
в культуру и социальную активность»
Д.С. Лихачев
Проект: познавательно-творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2015г. – декабрь 2015г.)
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
- родители детей;
- воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Актуальность проекта
Современный мир, полный противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Последние годы, работая над проблемой повышения уровня качества реализации ФГТ, а на сегодня ФГОС, обозначилась проблема низкого уровня у дошкольников социально-нравственных качеств, патриотических чувств и несоответствующий уровень знаний дошкольников об истории и культуре русского народа. Мои наблюдения выявили, что дети со своими родителями практически не посещают музеи; не проявляют интерес к истории и культуре русского народа, не могут различать народные промыслы, виды декоративно-прикладного искусства.
А чтобы восполнить знания детей по выше обозначенной проблеме необходимо наполнить окружающий мир ребенка не только предметами народного промысла, но и организовать воспитательно-образовательную деятельность по принципу «восприятие-осознание-творчество», которая и будет способствовать приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, развитию у них чувства патриотизма, нравственных ценностей к традициям и обычаям нашего народа.
Все вышеизложенное позволило мне определить тему и цель данного проекта.
Цель: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства.
Для реализации поставленной цели, я определила для себя следующие задачи:
- cформировать первоначальные представления старших дошкольников о народном декоративно-прикладном искусстве, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
- развивать интерес к истории и культуре своего народа, к устному народному декоративно-прикладному искусству;
- формировать навыки работы с различными материалами;
- способствовать развитию познавательных способностей у детей, любознательности, творчества, формированию духовно-нравственных ценностей;
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, любовь к отечеству (чувство патриотизма);
- организовать взаимодействие с семьями воспитанников по принципу активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, оказать им консультативную помощь по данной теме;
- наполнить развивающую предметно-пространственную среду группового помещения ДОУ в рамках данного проекта;
- установить взаимодействие с социокультурными центрами нашего города (организовать совместные мероприятия).
Принципы работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства:
- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы;
- единство влияния семьи и ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства;
- направленность воспитательно-образовательной деятельности на комплексное познание народных традиций, быта и декоративно-прикладного искусства.
Деятельность с детьми организовала на основе интеграции образовательного содержания, использовании наглядно-практических методов и способов продуктивной организации деятельности детей. Основными методами и приёмами активизации процесса приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства детей являются:
- игровые методы и приёмы;
- сравнение, вопросы;
- сюрпризные моменты;
- метод «погружение в проблему».
Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную и продуктивную творческую деятельность, сделали мероприятия интересными, насыщенными.
В рамках данного проекта разработан и реализован комплекс мероприятий, предусматривающий три этапа:
I. Подготовительный этап
- проведение опроса детей для определения уровня их знаний по данной теме;
- встреча с родительским коллективом с целью мотивации к участию в проекте;
- подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по декоративно-прикладному искусству, репродукций известных художников о народных праздниках, презентаций (родителями и воспитателем);
- сбор необходимого материала для продуктивной творческой деятельности;
- выставка книг, сказок, образцов декоративно-прикладного искусства, стихов о календарно-обрядовых праздниках;
- оснащение предметно-развивающей среды предметами русского быта (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.);
- организация работы по установлению взаимодействия с учреждениями города.
II. Основной этап
Формы работы с детьми:
- рассматривание предметов народного декоративно-прикладного творчества, которые были принесены детьми и родителями;
- организация циклов образовательных ситуаций художественно-творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, ручной труд): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок, лепка предметов);
- конструирование из бумаги « Веселые матрешки»;
- организация дидактических игр: «Русские узоры», «Путешествие матрешек», «Подбери узор», «Матрешки» и т.д.;
- использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентаций («Вятское чудо», «История посуды», «Народные промыслы», «Презентация о русском народе», «Русская изба», «Русские прялки», «Русский быт»);
- использование музыкального сопровождения, игровых моментов;
- беседы с детьми об истории создания художественных промыслов России (Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Матрешки, Жостовские подносы);
- чтение произведений о народном декоративно-прикладном искусстве;
- изготовление тряпичных кукол (кукол-оберегов);
- организация игр: настольных, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых;
- организация выставки «Русская матрешка», составление рассказов и организация хороводных игр с участием матрешки;
- проведение конкурса рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
- экскурсии в Краеведческий музей, в библиотеку, «Канский педагогический колледж»;
- проведение традиции «Гость группы».
III. Заключительный
- оформление выставки «Русская матрешка»;
- создание альбомов по каждому виду декоративно-прикладного искусства;
- проведение развлечения «Народные промыслы»;
- показ итоговой презентации для родителей и педагогов.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОУ:
- создан мини-музей «Русскяа изба», в котором собрано большое количество предметов стариной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня;
- создан центр изобразительного искусства, в котором размещен материал для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования;
- создан театральный центр, в котором есть все необходимое для театрализованной деятельности, инсценированию сказок, пополнен элементами народных костюмов;
- музыкальный центр, который оснащен музыкальными народными инструментами: ложками, трещотками, бубнами и т.д..
Ресурсное обеспечение:
- социальные ресурсы: социальное партнерство с учреждениями города (филиалом центральной детской библиотеки г.Канска, Краеведческим музеем г.Канска, КГАОУ СПО «Канским педагогическим колледжем», Физкультурно-оздоровительным комплексом «Дельфин»);
- техническое оснащение: мультимедийная система, фотоаппарат, музыкальный центр;
- материально-техническая база ДОУ: музыкальный зал, мини-музей ДОУ, наглядный материал, дидактические и сюжетно-ролевые игры с атрибутами по данной теме; материалы необходимые для продуктивной творческой деятельности, методическая литература по данной теме.
Организации-партнеры
Для более качественной реализации мероприятий с детьми в рамках данного проекта организовала сотрудничество с социумом нашего города:
Краеведческий музей г.Канска:
- организация и проведение экскурсий для детей «Народные промыслы», «Осенние кузьминки».
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин»:
- обеспечение транспортным средством для перевозки участников проекта к месту проведения экскурсий.
Филиал № 9 центральной детской библиотеки:
- организация для ребят и их родителей выставки книг по декоративно-прикладному искусству, проведение беседы «Познаем народную культуру через литературу».
КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»:
организация экскурсии в «Избу русского быта».
Взаимодействие с родителями:
- опрос родителей с целью определения их потребностей и желаний о повышении уровня знаний у их детей о декоративно-прикладном искусстве, об истории и культуре русского народа;
- проведение родительского собрания на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
- консультирование родителей по вопросам «История народной игрушки», «Народные промыслы»;
- мастер-класс для родителей «Изготовление кукол-оберегов»;
- организовала участие родителей в оформлении мини-музея по народным промыслам в ДОУ;
- сбор предметов народного декоративно-прикладного творчества;
- пошив элементов народных костюмов (кокошники, кепки, сарафаны, косоворотки, фартуки);
- участие в организации развлечения «Народные промыслы»;
- участие в организации выставки «Русская матрешка»;
- участие в организации выставки кукол в национальных костюмах;
- участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
- помощь родителей в организации экскурсий.
Механизм оценки результатов:
- результаты опроса детей по определению уровня знаний по данной теме;
- итоги опроса-анкетирования родителей;
- отзывы родителей о проведенных мероприятиях;
- фотоматериал проведенных мероприятий в рамках данного проекта.
Результаты реализации проекта:
- дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам; не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, ручном труде);
- повысился уровень мотивации детей к продуктивной деятельности;
- оформлен фотоматериал и создана презентация по результатам работы с детьми по теме проекта;
- оформлена выставка «Русская матрешка»;
- оформлены альбомы по каждому виду декоративно-прикладного искусства;
- возрасла потребность и желание родителей в повышении уровня знаний их детей о декоративно-прикладном искусстве, об истории и культуре русского народа;
- изменение и обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта.
Перспективы развития проекта
В ходе реализации проекта заметила, что многие дети проявляют к русской народной культуре большой интерес и поэтому решила продолжить проектную деятельность, дополнив новой формой работы («Посиделки»), где дети будут дополнительно знакомиться с историческим прошлым России и русского народа (народными праздниками и традициями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народная культура и традиции" старшая группа
Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, среднесрочный....
Проект: «Народные праздники и традиции». ( старшая группа )
проект для старшей группы...
Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы
Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы...
Проект «Народные промыслы на Руси»
Вид проекта: познавательно-творческийУчастники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...
Проект «Народные промыслы» во второй младшей группе
Пояснительная записка:Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и приро...
Методические рекомендации при работе с проектом «Народные промыслы» для детей подготовительной группы.
Цель проекта: Знакомство с традиционными русскими художественными промыслами. Проект содержит 23 слайда, из которых 20 игр – заданий....
Развитие речи «Мир народных промыслов» для детей старшей группы.
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по развитию речина тему: «Мир народных промыслов» для детей старшей группы....