Проект «Народные промыслы» во второй младшей группе
проект (средняя группа)
Пояснительная записка:
Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.
Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.
Актуальность темы:
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.
Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
2.Развивать память, воображение, речь.
3.Обогащать словарный запас за счет русских слов.
4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.
5.Воспитывать уважение к русской культуре.
6.Воспитывать любовь к родной природе.
Планируемый результат:
1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.
2.Знание русских народных подвижных игр.
3.Знание русских ремесел.
4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.
5.Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Участники: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: три недели
Место проведения: ГБДОУ детский сад №48, группа «Ягодки».
1 этап – подготовительный
1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
2.Составление перспективного плана.
3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.
4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.
5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.
6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.
7.Подбор предметов народного быта.
8.Выбор формы работы с родителями.
9.Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
2.Выставка детских поделок.
1 неделя проекта:
Пятница.
Тема дня: Русская матрешка.
1.Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.
3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.
4.Слушание русских народных пословиц. В гости приходили дети старшей группы. Очень интересно рассказывали, поясняли значение пословиц.
5.Чтение потешек, песенок.
2 неделя проекта:
Понедельник.
Тема дня: «Русь мастеровая»
1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.
3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки.
4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность, сообразительность, память.
5.Лепка из пластилина «Посуда для кукол». Развивать детское творчество.
Вторник.
Тема дня: Русский народный костюм.
1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.
2.Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.
3. Рисование на тему: «Роспись матрешки». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.
4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.
5.Чтение песенок, потешек, закличек.
Среда.
Тема дня: «Родная природа»
1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.
2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.
3.Чтение стихов русских авторов.
4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.
Четверг.
Тема дня: «Филимоновская игрушка».
«Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам.
Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.
Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным играм, любовь к народным традициям.
Рисование на тему «Филимоновский конь». Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки.
Пятница.
Тема дня: «Деревянная ложка».
1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей.
3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа». Формировать представление о самобытных традициях.
3 неделя проекта:
Понедельник.
Тема дня «Зимние заклички»
1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать любовь к русским традициям.
2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм.
3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к народному творчеству.
4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.
Вторник.
Тема дня: «Колыбельные песни»
1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.
2.Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).
3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством.
4.С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Среда.
Тема дня: «Рукотворное чудо»
1.Д\и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.
2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек». Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.
Аппликация на тему «Хохломская матрешка». Познакомить детей с народными орнаментами.
4. Народная игра «Курочки». Развивать физические качества через народную игру.
5.Чтение потешек, песенок.
Четверг.
Тема дня: «Дымковская игрушка».
1.Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.
2.Д\и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.
3.Лепка из пластилина дымковской барышни. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.
4.Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.
Пятница.
Тема дня: «Русские народные игры»
1.Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2.Хоровод «Во поле березка стояла». Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа.
3.Спортивное развлечение «Русские народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре.
3 этап – заключительный.
1.Подведение итогов проекта.
2.Выставка детских работ по проекту.
3.Презентация проекта с фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта по устному народному творчеству для второй младшей группы
В начале 2015 года в группе шла работа над проектом "Устное народное творчество". Дети познакомились с фольклором, заучивали наизусть потешки, проигрывали их, знакомились с народным творче...
проект "Народная игрушка" во второй младшей группе
проект "Народная игрушка" во второй младшей группе...
ПРОЕКТ «Народные промыслы на Руси» старшая группа
Проект: познавательно-творческийСроки реализации проекта: долгосрочный Участники проекта:- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);- родители детей;- воспитатели, музыкальный ...
Проект «Народная игрушка - матрёшка» вторая младшая группа
Проект " Народная игрушка - матрешка" вторая младшая группа...
Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы
Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы...
Методические рекомендации при работе с проектом «Народные промыслы» для детей подготовительной группы.
Цель проекта: Знакомство с традиционными русскими художественными промыслами. Проект содержит 23 слайда, из которых 20 игр – заданий....
Проект «Народные игрушки» во второй младшей группе. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) 05.02.24г.-09.02.2024г.
Проект «Народные игрушки» во второй младшей группе. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) 05.02.24г.-09.02.2024г....