Развитие речи «Мир народных промыслов» для детей старшей группы.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

на тему: «Мир народных промыслов» для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №93»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

на тему: «Мир народных промыслов» для детей старшей группы.

 

Выполнил : Новикова Н.А

Воронеж 2022

Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома,дымка), развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.

 Задачи:

 Образовательные

1. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской,дымковской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)

2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;

Развивающие

1. Способствовать развитию связной  речи дошкольниковразвитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений. 

2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.

3. Развивать  интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.

Воспитательные

  1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

   2.Воспитывать умение слушать друг друга до конца.

Материал: изделия народных промыслов (предметы или изображения).

Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Ход занятия.

1. Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель: Здравствуйте,  дети , вы всех прекрасней на свете. Предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

     И друг другу улыбнёмся».

Желаем друг другу доброго утра и хорошего настроения.

2.Основная часть.

Загадка: Погляди скорее –

Щёчки розовеют,

Пёстренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки-

Русские (Матрёшки)

К нам в гости сегодня пришла Матрешка ,но пришла не одна ,а подружек привела.

Посмотрите, к нам пришли Матрешки (показать остальных),а Матрешки не простые, сарафаны расписные. Чем они отличаются друг от друга? (разная роспись Дымковская, Гжель, Хохлома)

Сейчас каждая Матрешка покажет нам особенности своего промысла ,а вы расскажите о них.

Гжель.

Пузатый чайник, расписной.

Он бело-сине-голубой.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? (Гжель)

 Показываю картинки и сувениры.

1.Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера:  люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.

4. Все изделия обжигают в печи.

5. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

7. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

8. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.

Сейчас мы составим рассказ, а поможет в этом опорная таблица , но сначала сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика. (Папка с картинками)

А теперь потренируем наши глазки.

Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторять ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Составляем рассказ совместно с детьми по опорной схеме.

А теперь представим ,что мы мастера и сделаем узоры на посуде сами.

(дети располагают узоры на посуде из бумаги).Вот какой красивый чайный сервиз у нас получился.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы орнамент составляли и немножечко устали.

Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть попрыгаем немножко,

И опять побьем в ладошки.

На семь-восемь повертелись,

Девять-десять – все уселись.

А у нас следующая гостья . Какая роспись на ее сарафане?(Дымковская)

Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это?(Дымковская игрушка)

Дымковская роспись.

Показываю картинки и сувениры.

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

5. Обжигают в печи.

6. Покрывают белилами.

7. Использование красного, жёлтого, синего, зелёного, алого цветов, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

Составляем рассказ по схеме.

Игра «Найди отличие?»

А теперь посмотрите на экран . Кто на нем изображен? (Петушки)Чем они отличаются друг от друга? Дети называют различия.

Вот и последняя наша гостья. Что изображено на ее сарафане? Какая это роспись?(Хохломская)

Показываю картинки и сувениры.

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток.

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой?(Хохлома)

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

2. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

3. Хохломские предметы сделаны из дерева.

4. Их обрабатывают специальными растворами и разрисовывают.

5. Обжигают в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»

6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.

7. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.

Составление рассказа по опорной схеме вместе с детьми.

Игра «Собери пазл»

Раздать детям элементы пазлов разных промыслов.

3.Заключительная часть.

Ребята, поиграли мы весело, а матрешки все свои сувениры показали. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много их существует и возрождается в России. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

  • Понравился вам наш мир народных промыслов?
  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что нового сегодня узнали?

Наше занятие закончено. Большое спасибо, вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через народное творчество у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи через народное творчество у детей старшего дошкольного возраста...

Восточное окружное управление образования Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Москве" для детей старшей группы

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями своего города. Цель занятия -  воспитать у детей патриотические чувства, гордость и любовь к своему городу....

Конспект занятия по развитию речи «Волшебная корзинка осени» для детей старшей группы

Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

МАДОУ детский сад «Родничок»Первомайского района      КОНСПЕКТЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект НОД по развитию речи по теме "Человек" для детей старшей группы.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Человек». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с телом человека, учим детей видеть основные п...