Проект: «Народные праздники и традиции». ( старшая группа )
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 440»
Проект : «Народные праздники и традиции».
( старшая группе )
Выполнили:
Панюшкина О.А.
Лазарева М.В.
Нижний Новгород , 2019 г.
Долгосрочны проект в 3 старшей группе «Традиции и праздники русского народа».
(«Рождество», «Святки», «Масленица» «Иван Купала»).
Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (10 месяцев с 09.2018г. по 06.2019г.)
Участники проекта: Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
- Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
- Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
- Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
- Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
- Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к¬историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры);
- Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
- Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);
- Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
- Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Познавательное развитие
Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой».
Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник», «По одёжке встречают», «Рождество и Святки», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
Д. И «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье».
Викторина «А знаем ли мы?».
Рассматривание «Детская библия».
Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала, познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Иван Купала. История и традиции
Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала» - познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала.
Просмотр мультфильма «Цветок папоротника»
Речевое развитие
Беседа «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках»,
«Бабушкин сундук», «Широкая Масляница».
Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя».
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Постановка театрализованных представлений «Рождественские встречи», «Петрушкины посиделки», «Двенадцать месяцев».
Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка».
Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» - формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.
Социально-коммуникативное развитие
С/р игра «Маленькие помощники», «Семья - У нас праздник», «Родной дом».
Создание альбома «Русский народный праздник».
Д. И. «Кувшин доброты».
Беседа «Правила поведения во время проведения праздника».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко».
Рисование «Зимние забавы», «Открытка к празднику».
Коллективный труд - создание чучела из соломы.
Ручной труд «Рождественская звезда», изготовление рождественских подарков.
Аппликация «Библейские животные».
Аппликация: «Лекарственные растения - Ромашка»
Физическое развитие
П. И «Гуси – лебеди», «Филип и пташка», «Палочка – выручалочка», «Заря», «Горелки», «Пчёлка и ласточка», «Молчанка», «Кто быстрее соберёт игрушки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк», П/и «Веночек», П/и «Ручеек». Развлечение «День Нептуна»
Игровые упражнения «Санный поезд», «Перетягивание каната», «Попади в цель».
Русские народные игры «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Пугало», «Весёлый бубен».
Здоровье.
Беседа «Как не заболеть во время праздника!» «Осторожно - Конфеты, шоколад и другие сладости».
Речевое развитие
К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина
«Святой вечер, добрый вечер!», Л. Пальмин «Рождественская звезда», А. Фет «Стихи о Рождестве», Д. Кузнецова «Блины» .
Чтение литературы «Лекарственные растения»;
Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Книги и открытки по теме «Народные праздники и традиции»,
Центр продуктивных видов деятельности: подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани и т. д.
Центр строительно - конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый материал.
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках, выставка детских работ «Масленица пришла»,
Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу», Консультация «Как мы встречаем Рождество», фотовыставка «Семейные увлечения», изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества».
Консультация для родителей «Иван Купала».
Размещение информации на сайтах
Изготовление венков для праздника.
Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей.
Итоговое мероприятие - Развлечение «День Нептуна»
№ | Форма, тема, содержание | Ответственный за проведение | срок |
1 | 1. Изучение литературы 2.Организация предметно-развивающей среды по теме. 3. Подборка русских народных хороводных песен, частушек, игр. | Воспитатели, муз. руководитель | Сентябрь |
2 | Работа с детьми | ||
Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой». Цель: познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси, поддержать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа. Беседа «Правила поведения во время проведения праздника». Цель: познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников ; формировать навыки безопасного поведения; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства. Беседа «Осторожно - Конфеты, шоколад и другие сладости». Цель: Способствовать формированию ответственности за свое здоровье. | воспитатели | Октябрь - Декабрь | |
3. | Чтение худ. литературы: К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина «Святой вечер, добрый вечер!», Л. Пальмин «Рождественская звезда», А. Фет «Стихи о Рождестве», Д. Кузнецова «Блины» . Чтение литературы «Лекарственные растения»; | воспитатели | Январь |
4 | Рассматривание плакатов, фотографий, альбомов, картин о народных праздниках. | воспитатели | Октябрь – март |
5 | Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко». Рисование «Зимние забавы». Цель: Продолжать учить детей передавать человека в движении. Коллективный труд - создание чучела из соломы. Ручной труд «Рождественская звезда», Цель: Учить создавать композицию с элементами конструирования и рисования. Аппликация: «Лекарственные растения - Ромашка». Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений. | воспитатели | октябрь-март |
6 | Организация выставки детских работ | воспитатели | Октябрь – март |
7 | Разучивание хороводных песен и игр по теме. | Воспитатели, муз. руководитель | октябрь-февраль |
8 | Итоговое развлечение «День Нептуна». Цель: формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретённых умений и навыков. | Воспитатели, муз. руководитель | Июль |
9 | Работа с родителями: Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках, выставка детских работ «Масленица пришла», Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу», Консультация «Как мы встречаем Рождество», фотовыставка «Семейные увлечения», изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества». Консультация для родителей «Иван Купала». | Воспитатели, родители | октябрь-июль |
Список используемой литературы
- М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду». Старшая группа. (стр.5-8). - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народная культура и традиции" старшая группа
Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, среднесрочный....
проект:" Народные праздники и традиции".
История русских народных праздников и традиций...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)
Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)
Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...
Проект "Народные праздники и традиции"
Проект "Народные праздники и традиции"...
Презентация по окружающему миру «Народная культура и традиции» (старшая группа)
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры...
Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)
Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)Проект «Новогодние народные...