СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Белоногова Екатерина Николаевна

Статья в сборник "Педагогическое образование: Традиции, инновации, поиски, перспективы": материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции. - Шадринск: ШГПУ, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н.Белоногова,

Шадринск

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени – образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правах человека. В ней анализируются формы и методы формирования правовой культуры дошкольников; рассматриваются виды образовательной деятельности, необходимые для формирования правовой компетентности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование представлений о правах, правовая культура, правовое воспитание дошкольников.

         Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.

         Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

         Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях только разумное знание своих прав и свобод позволяет найти и удержать свое место в жизни. Поэтому исследование проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе с детьми и должны опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми.

         Знакомство ребенка с его правами стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении, поэтому опыт правового воспитания и образования дошкольников невелик, однако наработки в данной сфере все - таки имеются. Так, для формирования 
у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.[4]        Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить для детей: ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений. Организовать для них проблемно-поисковую деятельность (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем ил даже с родителями проектов); продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы 
и поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Не рекомендуется в работе 
с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

         Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав 
и свобод человека. Прежде чем преступить к знакомству ребенка с его правами, педагог должен четко определить для себя следующие задачи своей деятельности: знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой 
и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и так далее); способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово); развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека; разъяснять общественные нормы и правила поведения.[3]

          Для решения поставленных задач эффективнее организовывать работу в трех направлениях: педагогические кадры, родители и дети.

Для реализации системы работы по правовому воспитанию 
и образованию дошкольников, в ДОУ должно быть сделано следующее: разработана система планирования; обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления; подготовлены дидактические материалы; определено содержание работы; созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.[2] Необходимо также помнить, что для решения поставленных задач по правовому воспитанию рекомендовано рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание 
в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами 
и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.    Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию сопряжено с международными правовыми документами - "Всеобщей декларацией прав человека", "Конвенцией ООН о правах ребенка", - которыми провозглашаются уважение каждой личности, защита ее интересов, достоинства. При отборе ее содержания правового воспитания необходимо руководствоваться положением, выдвинутым С.А. Козловой об информативном, эмоциогенном и регуляторном характере знаний. Право, правовые ценности - равенство, свобода, достоинство - признаются частью культуры. Поэтому содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано, прежде всего, на формирование у детей общекультурных представлений. Особое внимание следует обращать не столько на сообщение детям основных знаний о правах и свободах, сколько на осознание ими основных правовых ценностей, воспитание у них готовности к правотворчеству, защите собственных прав.[2] Важно развивать в детях способности усваивать элементарные нравственно-правовые модели поведения, под которыми мы понимаем умения дошкольника выполнять установленные правила, позитивно решать возникающие конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, выполняя коллективную работу.

         Система работы по формированию нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста направлена на знакомство с основными правами и свободами человека и предполагает работу по трем линиям:

- знакомство с личными правами человека;

- знакомство с гражданскими правами человека;

- знакомство с социальными и культурными правами человека.

         Организация образовательной деятельности по формированию нравственно-правовых представлений у детей дошкольного возраста имеет интегрированный характер и охватывает различные виды детской деятельности в дошкольном учреждении. Так, в образовательной деятельности детям сообщают элементарные сведения о правах и свободах человека. Например, воспитатель сообщает детям о том, что у каждого человека есть право быть гражданином страны. Воспитатель объясняет, что они являются гражданами России. Это значит, что они живут в нашей стране, уважают ее законы, гордятся ее достижениями и культурой, стараются совершать полезные поступки. В беседах воспитатель подчеркивает мысль о том, что каждый гражданин пользуется правом путешествовать по своей стране и в другие страны и возвращаться обратно. Также воспитатель побуждает детей высказывать собственные суждения и мнения о событиях, поступках людей, используя серии репродуктивных и поисковых вопросов, например: "Какие страны ты знаешь? Какие существуют границы?", "Что полезного можешь совершить ты?"

         Воспитатель использует и воспитывающие ситуации на нравственно-правовую тематику: "Вы с приятелем решаете, какую игру выбрать. Кто должен принять решение? С чьим мнением ты согласишься?" Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого выполнять игровые правила. Необходимо использовать ресурсы творческих игр, дидактических игр (с правилами, настольно-печатные, словесно-логические) музыкальные и подвижные игры. Особым ресурсом в формировании основ правовой культуры обладают игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных произведений, в целом, театрально-игровая деятельность и, конечно, народные игры. Работа по приобщению старших дошкольников к правовой культуре основывается на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего, сказок. Особенностью использования сказок в этом возрасте является их фрагментарность, позволяющая воспроизводить лишь отдельные сюжетные линии, поступки персонажей.  

          Для ознакомления с правами человека в группах дошкольного возраста активно используются ресурсы такого блока педагогического процесса, как совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми. Формами  работы с детьми  дошкольного возраста являются:

1.Цикл образовательной деятельности - содержит специально разработанный тематический блок "Город прав человека", направленный на элементарное ознакомление дошкольников с правом, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Тематический блок включает беседы-размышления, игры – путешествия, дидактические игры и игровые упражнения.

2.Фрагменты образовательной деятельности: наблюдения, прогулки, игры, досуговая деятельность. Предполагается использование фрагментов образовательной деятельности с целью развития и уточнения нравственно - правовых представлений детей.

3.Совместная деятельность педагогов и детей. Предусматривается использование совместной деятельности педагогов и детей в утренние и вечерние отрезки времени, ориентированные на закрепление и уточнение нравственно-правовых представлений.

4.Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей. Обращается внимание на организацию совместных проектов, направленных на исследование семьи, ее типов, общих занятий, традиций, правил.  Приобщение к истории возникновения права, правовым традициям разных народов является содержанием деятельности семейных клубов.

5.Самостоятельная деятельность детей. При организации этой формы работы педагоги предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно закрепить полученные нравственно-правовые представления (игровая, художественно-творческая, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, общение, наблюдение).[1]

         Содержание работы с детьми по правовому воспитанию состоит из трех блоков: 1. Права и свободы человека как общечеловеческая ценность. 2. Права и свободы как условие жизнедеятельности человека. 3. Права и свободы человека как регуляторы общественного поведения.

         Задачи первого блока: - формировать у детей первоначальные представления о многообразии и многочисленности проживающих на Земле народов; - формировать представления о личных правах человека: право на равенство, свободу, достоинство, защиту от физического и психологического насилия, грубого обращения; - формировать представления детей о гражданских правах человека: право быть гражданином страны, путешествовать по разным странам и возвращаться обратно; - формировать представления детей об элементарной системе общественного устройства страны, существовании законов и правил; - формировать представления детей о социальных и культурных правах человека: право на труд и отдых, право на получение образования и медицинское лечение; - формировать представления детей о группе как первой модели общественного устройства, знакомить с системой правил и обязанностей в группе; - формировать представления детей о необходимости и возможности изменять устаревшие правила поведения.

         Задачи второго блока: - развивать стремление детей к пониманию эмоциональных состояний других людей, видеть их влияние на поведение людей; - развивать у детей понимание того, что каждый человек уникален, индивидуален, неповторим, обладает равными правами и свободами, способен пользоваться ими; - подвести детей к осознанию принадлежности к человеческому роду, своей семье, родному дому, стране; - вызывать у детей чувство единства и общности со своей семьей; - воспитывать у детей уважительное отношение к праву как общечеловеческой ценности; - воспитывать уважение к правам других людей и способность замечать нарушения их прав; - воспитывать осознание собственных прав, готовность встать на защиту своих прав, прав других людей; - развивать способность высказывать суждения об окружающих событиях, людях, не унижая их достоинства; - формировать ценностные ориентации поступков детей; - развивать у детей готовность следовать существующим правилам; - развивать способность замечать устаревшие правила и желание участвовать в создании новых правил.

         Задачи третьего блока: - формировать у детей элементарные социальные умения и навыки ответственного и самостоятельного поведения; - формировать такое социальное свойство личности, как толерантность; - принимать людей такими, какие они есть; - позитивно взаимодействовать с окружающими; - следовать принятым моделям поведения, выполняя общепринятые правила; - замечать проблемы во взаимоотношениях с окружающими; - действовать в коллективе сверстников, оказывать взаимопомощь; - вносить коррективы в действующие правила, изменять устаревшие правила поведения; - развивать у детей желание радовать близких, выполняя их просьбы и совершая добрые и полезные поступки.[4]

         В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения; позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

         Под правовым воспитанием понимается процесс формирования правовой культуры и правового поведения, то есть активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения независимо от ситуации. Правовое воспитание дошкольников – это именно тот важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать массы проблем в будущем.

Список использованных источников:

  1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Рылеева А.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: «Ангстрем», 1993.
  4.  Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: «Вита-Пресс», 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьник...

Конспект занятия по формированию правовой культуры дошкольника "Цветок счастья"

Занятие дает детям общее представление об их правах; развивает способность анализировать действия и поступки людей ; воспитывает чувство самоуважения и уважения к другим людям...

Содержание образовательной деятельности по формированию элементарных представлений художественное творчество с детьми 3-4 лет

Содержание образовательной деятельности по формированию элементарных представлений художественное творчество с детьми 3-4 лет...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию экологической культуры образовательная область: «Познавательное развитие» Тема «Юные эколята» (с использованием ИКТ)

Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства в сфере образования «Педагог года – 2022» в номинации «Педагогический дебют - 2022» Конкурсное ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»

Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...