Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию экологической культуры образовательная область: «Познавательное развитие» Тема «Юные эколята» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Язенок Юлия Викторовна

Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства в сфере образования «Педагог года – 2022» в номинации «Педагогический дебют - 2022» Конкурсное задание «Урок (учебное занятие)».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса педагогического мастерства в сфере образования «Педагог года – 2022»

в номинации «Педагогический дебют - 2022»

Конкурсное задание «Урок (учебное занятие)»

Подготовила: Язенок Юлия Викторовна,

воспитатель, I квалификационная категория

г. Советский, 2022 г.

Конспект непрерывно образовательной деятельности

по формированию экологической культуры

образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема «Юные эколята»

(с использованием ИКТ)

    Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников

    Образовательные задачи:

- познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека), экологи (люди, которые помогают природе), макулатура;

- формировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

    Развивающие задачи:

- развивать познавательно – исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение понимать поставленную задачу («Что нужно делать?»), способы ее достижения («Как делать?»).

    Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

- воспитывать умение слушать педагога и сверстников.

    Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (дидактические игры, интерактивная игра), практический (словесные игры, решение проблемных задач), наглядный (просмотр фрагмента «новостей»), элементы метода проблемного обучения, оценочный (рефлексия).

    Словарная работа: «экологическая катастрофа», «экологи», «макулатура».

    Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, 3 воронки, 3 стакана, земля, вата, бинт, карточки – схемы, фартуки, шапочки, контейнер с набором для посадки растений, фишки зеленого и красного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, я вас приглашаю на занятие. Вспомним наше приветствие перед занятием.

 «Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись, пожелай доброго утра! ». Дети приветствуют друг друга.

Воспитатель: А теперь «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки) говорят: «Доброе утро!».

Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами продолжаем говорить о зиме.

Воспитатель: Какая бывает зима? 

Дети: Суровая, нарядная, вьюжная, холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная, белая, серебряная, сказочная, долгая.

Воспитатель: Какой бывает мороз?

Дети: Сильный, злой, крепкий, лютый, трескучий.

Воспитатель: Какой бывает снег?

Дети: Белый, легкий, мягкий, холодный, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, мокрый, серебристый, пушистый.

Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.

Забегает ребёнок

Воспитатель: Здравствуй, Ваня, опаздываешь на занятие. Проходи, садись. Сегодня мы продолжаем занятие по теме зима.

Ваня: Простите, Юля Викторовна за опоздание, мы с папой смотрели утренние новости. И знаете, что я узнал, оказывается не у всех жителей планеты в это время зима. И там такое произошло… мы можем включить телевизор, и вы сами все увидите?

Внимание на экран. (Заставка программы «Время», срочные новости) Видеоролик «Глобальные экологические проблемы человечества»
(на видео – изображения загрязненных почвы, воды, воздуха и последствия данных экологических катастроф для человека и животных, работа экологов.)

Воспитатель: Да, действительно, ребята, произошла настоящая трагедия. Кто выехал на место происшествия?

Дети: Экологи.

Воспитатель: А вы знаете, кто такие экологи? Чем они занимаются?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций.

Воспитатель: Как вы думаете, чем мы можем им помочь?

Дети: Помочь очистить почву, водоемы и воздух.

Воспитатель: Скажите, а хотели бы вы помочь экологам в их нелегкой работе?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Замечательно! Я приглашаю вас в мою лабораторию по экологическим чрезвычайным происшествиям «МЧС-Эколог». Я буду – главный специалист по охране окружающей среды. А вы будете моими помощниками-лаборантами. Нам с вами предстоит решить очень важные вопросы по охране и защите окружающей среды! Это очень ответственная работа! Давайте вспомним правила безопасности. (Повторяем правила безопасности работы в лаборатории, в центре науки и естествознания, уголке экспериментирования. Висит плакат с правилами.)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: сегодня мы с вами проведем несколько экспериментов. Обратите внимание на доску. Что вы видите?

Дети: картинки с изображением загрязнения окружающей среды. Труба с водой, человек мусорит, завод.

Опыт № 1 «Очистка воды»

Воспитатель: Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды?

Дети: Да есть.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели научиться делать фильтр для воды своими руками?

Ответ детей

Воспитатель: Для начала давайте разделимся на группы по трое человек. (Дети делятся по своему желанию). Проходите за столы. Что вы видите перед собой?

Дети: Картинка с изображением стакана с грязной водой; картинка с изображением стакана и воронки; картинка, где грязную воду переливают в стакан с воронкой.

Воспитатель: Верно. Выберите себе ту картинку, что вы бы хотели выполнить.

Дети: Дети выбирают по желанию картинку.

Воспитатель: Отлично. Мы с вами распределили кто, что будет делать. А также у вас на столах перед вами лежать схемы нашего опыта. Рассмотрите их внимательно. Что нам понадобиться сначала?

Дети: Нам нужна грязная вода.

Воспитатель: Правильно. Сначала давайте приготовим воду: добавим в неё песка, земли. Какой стала вода?

Дети: Мутной, грязной, в ней плавают частицы земли, песка.

Воспитатель: Какой будет следующий шаг?

Дети: Теперь нам нужен стакан и воронка. 

Воспитатель: Верно. Нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом. Отлично. Какой следующий шаг?

Дети: Льем воду в воронку.

Воспитатель: Приступаем. Что вы видите?

Дети: Вода очищается, становится чище.

Воспитатель: (Делаем этот опыт дважды, после двух раз вода практически чистая). Вот какую трудную работу приходится проделывать по очистке воды.

Воспитатель: Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вода становится грязной?

Дети: Люди разбрасывают мусор, сливают отходы в реки ….

Воспитатель: Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи, отходы, мусор?

Дети: В мусорное ведро, контейнер.

Воспитатель: Уважаемые юные экологи, вы наверняка знаете, что мусор бывает разный. (Обращает внимание детей на экран Интерактивная игра «Сортировка мусора»). Что вы видите здесь?

Дети называют предметы, изображенные на экране.

Воспитатель: Верно. Вы видите перед собой 3 контейнера. Они одинаковые?

Дети: Нет. На них разные картинки: 1-пластик, 2-бумага, 3-пищевые отходы.

Воспитатель: Прошу вас рассортировать мусор по контейнерам с соответствующим рисунком. Приступайте.

Воспитатель: Молодцы, собрали и рассортировали весь мусор. Какой поступок вы сейчас сделали?

Дети: Мы сделали хороший поступок.

Воспитатель: Полина, почему эти предметы в контейнере с изображением пластика?

Полина: Потому что эти предметы сделаны из пластика.

Воспитатель: Илья, почему эти - предметы в контейнере с изображением бумаги?

Илья: Потому, что они сделаны из бумаги.

Воспитатель: А вот пищевые отходы могут перегнить и превратиться в удобрение для растений или стать пищей для животных.  

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что все бумажные отходы: картон, старые газеты, журналы, называют макулатурой? И ежегодно в нашей стране проводятся акции по ее сбору в детских садах и школах.

Воспитатель: Дети, так какой мы с вами можем сделать вывод? 

Дети: Мусор необходимо сортировать, закапывать в землю можно не весь мусор только тот, который перегнивает.

Воспитатель: Как вы думаете, а сжигать мусор можно?

Ответы детей

Воспитатель: Почему?

Дети: Дым загрязняет воздух, окружающую среду.

Опыт № 2 «Очистка воздуха»

Воспитатель: Ребята, мы дышим воздухом, он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Мы можем с вами увидеть воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?

Дети: прозрачный, невидимый.

Воспитатель: Уважаемые, помощники-лаборанты, предлагаю провести еще один эксперимент. (Педагог зажигает свечу). Что вы видите? Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.

Ответы детей

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета стала палочка?

Дети: Палочка стала черная, грязная.

Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Скажите, а откуда в городах и в деревнях появляется дым?

Дети: От машин, заводов, фабрик, из труб котельных.

Воспитатель: Если заводы и фабрики, машины, котельные будут так дымить, что произойдет с нашей природой? Как это влияет на человека, животных?

Дети: Воздух станет грязный. Будет трудно дышать.

Воспитатель: А вы знаете, что помогает очищать воздух?

Дети: Растения.

Воспитатель: Да, ребята, правильно, деревья и растения защищают наш воздух от загрязнений и выхлопных газов.

Воспитатель: А, сейчас предлагаю подвести итог и вспомним все, что мы узнали в нашей лаборатории. (Блиц-опрос).

Я предлагаю вам поиграть в игру. Возьмите со стола по два кружочка, один красный, второй зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимай зеленый кружок, если не согласны, то красный. Будьте внимательны!

(Неправильные ответы обосновываем)

Воспитатель: Заводы, фабрики дымят — это хорошо 

Дети: Неверно

Воспитатель: Сортировать мусор и выбрасывать его в контейнеры – это правильно

Дети: Верно

Воспитатель: Макулатура – это бумага 

Дети: Верно

Воспитатель: Экологи – это защитники природы 

Дети: Верно

Воспитатель: Вода всегда чистая, фильтровать ее не обязательно.

Дети: Неверно.

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы с пользой провели время в исследовательской лаборатории. А я для вас приготовила подарок, подарок не простой. Это очищенная почва для посадки семян. Из них вырастут замечательные растения, благодаря которым у нас в группе воздух будет еще чище. Я уверена, что в будущем, вы будете беречь природу и охранять ее. С удовольствием вручаю вам удостоверения Юных - эколят.

Воспитатель: Предлагаю всем вместе сфотографироваться на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет "Насекомые"

Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет. Тема "Насекомые". Цель: уточнить представления о насекомых и их характерных пр...

Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие» Тема: «Зеленая аптека. Лекарственные травы, цветы»

Программное содержаниеФормировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.Дать представление о простейших лекарств...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Скамеечка для зайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Скамеечка для зайки»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Юные экологи». Возраст: 6-7 лет

Познакомить детей с новым способом очистки воды. Учить очищать загрязнённую воду; самостоятельно изготавливать фильтры для очистки воды с опорой на схему алгоритма действий....