Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию экологической культуры образовательная область: «Познавательное развитие» Тема «Юные эколята» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства в сфере образования «Педагог года – 2022» в номинации «Педагогический дебют - 2022» Конкурсное задание «Урок (учебное занятие)».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса педагогического мастерства в сфере образования «Педагог года – 2022»
в номинации «Педагогический дебют - 2022»
Конкурсное задание «Урок (учебное занятие)»
Подготовила: Язенок Юлия Викторовна,
воспитатель, I квалификационная категория
г. Советский, 2022 г.
Конспект непрерывно образовательной деятельности
по формированию экологической культуры
образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема «Юные эколята»
(с использованием ИКТ)
Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников
Образовательные задачи:
- познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека), экологи (люди, которые помогают природе), макулатура;
- формировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
Развивающие задачи:
- развивать познавательно – исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение понимать поставленную задачу («Что нужно делать?»), способы ее достижения («Как делать?»).
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (дидактические игры, интерактивная игра), практический (словесные игры, решение проблемных задач), наглядный (просмотр фрагмента «новостей»), элементы метода проблемного обучения, оценочный (рефлексия).
Словарная работа: «экологическая катастрофа», «экологи», «макулатура».
Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, 3 воронки, 3 стакана, земля, вата, бинт, карточки – схемы, фартуки, шапочки, контейнер с набором для посадки растений, фишки зеленого и красного цвета.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, я вас приглашаю на занятие. Вспомним наше приветствие перед занятием.
«Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись, пожелай доброго утра! ». Дети приветствуют друг друга.
Воспитатель: А теперь «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки) говорят: «Доброе утро!».
Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами продолжаем говорить о зиме.
Воспитатель: Какая бывает зима?
Дети: Суровая, нарядная, вьюжная, холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная, белая, серебряная, сказочная, долгая.
Воспитатель: Какой бывает мороз?
Дети: Сильный, злой, крепкий, лютый, трескучий.
Воспитатель: Какой бывает снег?
Дети: Белый, легкий, мягкий, холодный, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, мокрый, серебристый, пушистый.
Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.
Забегает ребёнок
Воспитатель: Здравствуй, Ваня, опаздываешь на занятие. Проходи, садись. Сегодня мы продолжаем занятие по теме зима.
Ваня: Простите, Юля Викторовна за опоздание, мы с папой смотрели утренние новости. И знаете, что я узнал, оказывается не у всех жителей планеты в это время зима. И там такое произошло… мы можем включить телевизор, и вы сами все увидите?
Внимание на экран. (Заставка программы «Время», срочные новости) Видеоролик «Глобальные экологические проблемы человечества»
(на видео – изображения загрязненных почвы, воды, воздуха и последствия данных экологических катастроф для человека и животных, работа экологов.)
Воспитатель: Да, действительно, ребята, произошла настоящая трагедия. Кто выехал на место происшествия?
Дети: Экологи.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие экологи? Чем они занимаются?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций.
Воспитатель: Как вы думаете, чем мы можем им помочь?
Дети: Помочь очистить почву, водоемы и воздух.
Воспитатель: Скажите, а хотели бы вы помочь экологам в их нелегкой работе?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Замечательно! Я приглашаю вас в мою лабораторию по экологическим чрезвычайным происшествиям «МЧС-Эколог». Я буду – главный специалист по охране окружающей среды. А вы будете моими помощниками-лаборантами. Нам с вами предстоит решить очень важные вопросы по охране и защите окружающей среды! Это очень ответственная работа! Давайте вспомним правила безопасности. (Повторяем правила безопасности работы в лаборатории, в центре науки и естествознания, уголке экспериментирования. Висит плакат с правилами.)
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: сегодня мы с вами проведем несколько экспериментов. Обратите внимание на доску. Что вы видите?
Дети: картинки с изображением загрязнения окружающей среды. Труба с водой, человек мусорит, завод.
Опыт № 1 «Очистка воды»
Воспитатель: Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды?
Дети: Да есть.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели научиться делать фильтр для воды своими руками?
Ответ детей
Воспитатель: Для начала давайте разделимся на группы по трое человек. (Дети делятся по своему желанию). Проходите за столы. Что вы видите перед собой?
Дети: Картинка с изображением стакана с грязной водой; картинка с изображением стакана и воронки; картинка, где грязную воду переливают в стакан с воронкой.
Воспитатель: Верно. Выберите себе ту картинку, что вы бы хотели выполнить.
Дети: Дети выбирают по желанию картинку.
Воспитатель: Отлично. Мы с вами распределили кто, что будет делать. А также у вас на столах перед вами лежать схемы нашего опыта. Рассмотрите их внимательно. Что нам понадобиться сначала?
Дети: Нам нужна грязная вода.
Воспитатель: Правильно. Сначала давайте приготовим воду: добавим в неё песка, земли. Какой стала вода?
Дети: Мутной, грязной, в ней плавают частицы земли, песка.
Воспитатель: Какой будет следующий шаг?
Дети: Теперь нам нужен стакан и воронка.
Воспитатель: Верно. Нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом. Отлично. Какой следующий шаг?
Дети: Льем воду в воронку.
Воспитатель: Приступаем. Что вы видите?
Дети: Вода очищается, становится чище.
Воспитатель: (Делаем этот опыт дважды, после двух раз вода практически чистая). Вот какую трудную работу приходится проделывать по очистке воды.
Воспитатель: Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь?
Дети: Да
Воспитатель: Почему вода становится грязной?
Дети: Люди разбрасывают мусор, сливают отходы в реки ….
Воспитатель: Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи, отходы, мусор?
Дети: В мусорное ведро, контейнер.
Воспитатель: Уважаемые юные экологи, вы наверняка знаете, что мусор бывает разный. (Обращает внимание детей на экран Интерактивная игра «Сортировка мусора»). Что вы видите здесь?
Дети называют предметы, изображенные на экране.
Воспитатель: Верно. Вы видите перед собой 3 контейнера. Они одинаковые?
Дети: Нет. На них разные картинки: 1-пластик, 2-бумага, 3-пищевые отходы.
Воспитатель: Прошу вас рассортировать мусор по контейнерам с соответствующим рисунком. Приступайте.
Воспитатель: Молодцы, собрали и рассортировали весь мусор. Какой поступок вы сейчас сделали?
Дети: Мы сделали хороший поступок.
Воспитатель: Полина, почему эти предметы в контейнере с изображением пластика?
Полина: Потому что эти предметы сделаны из пластика.
Воспитатель: Илья, почему эти - предметы в контейнере с изображением бумаги?
Илья: Потому, что они сделаны из бумаги.
Воспитатель: А вот пищевые отходы могут перегнить и превратиться в удобрение для растений или стать пищей для животных.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что все бумажные отходы: картон, старые газеты, журналы, называют макулатурой? И ежегодно в нашей стране проводятся акции по ее сбору в детских садах и школах.
Воспитатель: Дети, так какой мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Мусор необходимо сортировать, закапывать в землю можно не весь мусор только тот, который перегнивает.
Воспитатель: Как вы думаете, а сжигать мусор можно?
Ответы детей
Воспитатель: Почему?
Дети: Дым загрязняет воздух, окружающую среду.
Опыт № 2 «Очистка воздуха»
Воспитатель: Ребята, мы дышим воздухом, он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Мы можем с вами увидеть воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой?
Дети: прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Уважаемые, помощники-лаборанты, предлагаю провести еще один эксперимент. (Педагог зажигает свечу). Что вы видите? Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета стала палочка?
Дети: Палочка стала черная, грязная.
Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Скажите, а откуда в городах и в деревнях появляется дым?
Дети: От машин, заводов, фабрик, из труб котельных.
Воспитатель: Если заводы и фабрики, машины, котельные будут так дымить, что произойдет с нашей природой? Как это влияет на человека, животных?
Дети: Воздух станет грязный. Будет трудно дышать.
Воспитатель: А вы знаете, что помогает очищать воздух?
Дети: Растения.
Воспитатель: Да, ребята, правильно, деревья и растения защищают наш воздух от загрязнений и выхлопных газов.
Воспитатель: А, сейчас предлагаю подвести итог и вспомним все, что мы узнали в нашей лаборатории. (Блиц-опрос).
Я предлагаю вам поиграть в игру. Возьмите со стола по два кружочка, один красный, второй зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимай зеленый кружок, если не согласны, то красный. Будьте внимательны!
(Неправильные ответы обосновываем)
Воспитатель: Заводы, фабрики дымят — это хорошо
Дети: Неверно
Воспитатель: Сортировать мусор и выбрасывать его в контейнеры – это правильно
Дети: Верно
Воспитатель: Макулатура – это бумага
Дети: Верно
Воспитатель: Экологи – это защитники природы
Дети: Верно
Воспитатель: Вода всегда чистая, фильтровать ее не обязательно.
Дети: Неверно.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы с пользой провели время в исследовательской лаборатории. А я для вас приготовила подарок, подарок не простой. Это очищенная почва для посадки семян. Из них вырастут замечательные растения, благодаря которым у нас в группе воздух будет еще чище. Я уверена, что в будущем, вы будете беречь природу и охранять ее. С удовольствием вручаю вам удостоверения Юных - эколят.
Воспитатель: Предлагаю всем вместе сфотографироваться на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет "Насекомые"
Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей 4 - 5 лет. Тема "Насекомые". Цель: уточнить представления о насекомых и их характерных пр...
Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие»Тема: «Зеленая аптека. Лекарственные травы, цветы»
Программное содержаниеФормировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.Дать представление о простейших лекарств...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Скамеечка для зайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательному развитию. Тема: «Скамеечка для зайки»...
Конспект открытого мероприятия НОД Образовательная область: «Познавательное развитие». Тема: «Накормим котика» с использованием устного народного творчества. Ранний возраст.
Знакомство детей раннего возраста с домашними животными, особенностями их внешнего вида, что едят, как кричат....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию экологической культуры у детей на тему: «Что мы знаем о зиме?»
Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной д
Цель. Обобщить представления детей о воздухе....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Юные экологи». Возраст: 6-7 лет
Познакомить детей с новым способом очистки воды. Учить очищать загрязнённую воду; самостоятельно изготавливать фильтры для очистки воды с опорой на схему алгоритма действий....