Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"
методическая разработка на тему
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, нигде не учиться, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь и наркотики. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе. Если раньше «проблемными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.
Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правовой культуры дошкольников через совместную
деятельность взрослых и детей
Характеристика проблемы. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, нигде не учиться, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь и наркотики. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе. Если раньше «проблемными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.
Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
Актуальность. Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу. Поиски путей решения вышеперечисленной проблемы и лежит в основе работы детского сада по профилактике правонарушений и безнадзорности среди воспитанников.
Методические разработки «Формирование правовой культуры дошкольников, через совместную деятельность взрослых и детей», созданы как для сопровождения семей «группы риска», так и для благополучных семей. В МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» используются разнообразные формы и методы работы с родителями, детьми, педагогами, способствующие повышению правовой культуры всех участников образовательного процесса.
Цель: формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей.
Задачи:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий дошкольников.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов дошкольников.
3. Социально - педагогическая реабилитация дошкольников, находящихся в социально опасном положении.
4. Правовое просвещение родителей (законных представителей).
Сроки реализации мероприятий. Мероприятия рассчитаны на 1 год.
Участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Предлагаемый материал рекомендуется с детьми старшего дошкольного возраста и детьми начальных классов.
План мероприятий по формированию правового поведения воспитанников
№ | Мероприятие | Формы и методы | Сроки | Кол-во участ. |
1 | «Приключения Маленького Человечка» | Игра - путешествие | Сентябрь, 2014 г. | 40 |
2 | «Я - человек» | Творческая мастерская | Сентябрь, 2014 г. | 25 |
3 | Права человека | Сказкотерапия | ежемесячно | 10 |
4 | Знакомство с Декларацией прав ребенка | Эвристическая беседа | Октябрь, 2014 г. | 25 |
5 | «Что имя твое значит» | Словесная игра | Октябрь, 2014 г. | 20 |
6 | «Никто не имеет право обижать другого человека» | Сказкотерапия | ежемесячно | 10 |
7 | «Чьи права нарушены?» | Дидактическая игра | ежемесячно | 25 |
8 | «Я и моя мама» | Сюжетно-ролевая игра | ежемесячно | 10 |
9 | «Выбери право» | Дидактическая игра | ежемесячно | 25 |
10 | «Я и мой мир» | Творческая мастерская | Ноябрь, 2014 г. | 25 |
11 | «Давайте жить дружно!» | Просмотр мультфильма | Ноябрь, 2014 г. | 50 |
12 | «Что умеем мы не скажем, а что делаем - покажем» | Творческая мастерская | Декабрь, 2014 г. | 25 |
13 | «Буратино идет в школу» | Развлечение | Январь, 2015 г. | 50 |
14 | «Как исправить Бармалея?» | Развлечение | Февраль, 2015 г. | 50 |
15 | «В гостях на улице и дома» | Сказкотерапия | ежемесячно | 10 |
16 | Детский дизайн «Мамина улыбка» | Конкурс детских работ | Март, 2015 г. | 100 |
17 | «Я в кругу семьи» | Творческая мастерская | Апрель, 2015 г. | 25 |
18 | «Я в кругу друзей» | Творческая мастерская | Май, 2015 г. | 25 |
19 | «Вместе весло шагать» | Трудовой десант | Июнь, 2015 г. | 24 |
20 | «Путешествие по сказкам» | Сказкотерапия | ежемесячно | 10 |
21 | «Дружба творит чудеса» | Творческая мастерская | Июль, 2015 г. | 25 |
22 | «Праздник волшебных дел» | Развлечение | Август, 2015 г. | 50 |
Роль воспитанников в проведении мероприятий
В зависимости от формы проведения мероприятий воспитанники выполняют различные роли. Так, при организации сказкотерапии, дети первоначально являются слушателями, а затем участниками дискуссии, мыслителями. Во время трудового десанта дети выполняют роль защитников окружающей среды, помощников в уборке территории, единомышленников. В творческой мастерской формируется умение дошкольников действовать совместно, находить компромисс при принятии решения, формируется толерантное поведение, умения оказывать помощь тому, кто рядом. В сюжетно-ролевых играх дети учатся распределять роли, сотрудничать, договариваться, уступать друг другу, что является первым шагом к умению выстраивать отношения. В процессе эвристических бесед, словесных игр дети в тактичной форме учатся высказывать свое мнение, терпеливо выслушивать собеседника, учитывая не только свои желания, но и желания окружающих. Организация развлечений позволяет в увлекательной форме закрепить знания детей, формирует умения вести себя в группе людей.
Ресурсное обеспечение
- Кадровое обеспечение
Специальность | Количество человек | Целевое назначение |
Воспитатель | 13 | - организация бесед; - индивидуальная работа; - сопровождение детей на развлечениях, трудовом десанте; - проведение групповых мероприятий; - организация творческих мастерских. |
Педагог-психолог | 1 | - организация сказкотерапии; - оказание индивидуальной помощи; - работа с родителями. |
Социальный педагог | 1 | - информирование участников о предстоящих мероприятиях; - отчетно-аналитическая деятельность; - распространение информации через интернет ресурсы; - организация договоров с социальными службами. |
Зам. зав. по ВМР | 1 | - осуществление координации и контроля. |
- Финансовое обеспечение
№ | Виды расходов | Количество | Стоимость | Общая сумма |
1 | Интерактивная доска | 1 | 250 000 | 250 000 |
2 | Ноутбук | 1 | 25 000 | 25 000 |
3 | Аудиозаписи | 10 | 300 | 3 000 |
4 | Видеозаписи | 13 | 300 | 3 900 |
5 | Демонстрационный материал | 16 | 300 | 4 800 |
6 | Дидактические игры | 15 | 500 | 7 500 |
7 | Раздаточный материал | 50 | 300 | 15 000 |
Итого | 309 200 |
- Материально-техническое обеспечение
№ | Оборудование | Количество | Целевое назначение |
1 | Интерактивная доска | 1 | Представление презентаций, иллюстраций, картинок, фотографий |
2 | Ноутбук | 1 | Составляющие ИКТ |
3 | Аудиозаписи | 10 | Музыкальное сопровождение |
4 | Видеозаписи | 13 | Видео сопровождение |
5 | Демонстрационный материал | 16 | Обучающее пособие |
6 | Дидактические игры | 15 | Закрепление теоретических знаний |
7 | Раздаточный материал | 27 | Приобретение практических навыков |
Координация и контроль реализации цикла воспитательных мероприятий
Координацию и контроль реализации цикла воспитательных мероприятий осуществляет заместитель заведующей по ВМР и социальный педагог в соответствии с планом контроля, разработанным на основании перспективного планирования.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Контроль документации. | Ежеквартально | Зам. зав. по ВМР |
2 | Посещение мероприятий, их анализ и координация. | В соответствии с планом | Зам. зав. по ВМР |
3 | Обратная связь с родителями через сайт ДОУ, страница «Гостевая книга» | Ежемесячно | Зам. зав. по ВМР, социальный педагог |
4 | Контрольный опрос детей по вопросам безопасного поведения детей в социуме. | Март, 2015 г. | Зам. зав. по ВМР |
5 | Анкетирование родителей. | Май, 2015 г. | Социальный педагог |
6 | Сбор статистических данных об участии детей и родителей в мероприятиях. | Июнь – июль, 2015 г. | Социальный педагог |
7 | Аналитическая деятельность. | Август, 2015 г. | Зам. зав. по ВМР, социальный педагог |
Ожидаемые конечные результаты, их социальная эффективность
В результате внедрения разработанных мероприятий в образовательный процесс планируется значительно повысить правовую культуру дошкольников. Дети приобретут теоретические знания и сформируются практические навыки поведения в социуме. Дети:
- овладеют основными знаниями и понятиями о правилах поведения в социальной среде и о роли досуга в формировании образа жизни;
- научаться доброжелательно контактировать с людьми, проявлять способность культурно вести себя в коллективно – творческих делах;
- научаться использовать активный досуг в качестве выхода из повышенного эмоционального состояния;
- освоят навыки самореализации в обществе;
- приобретут первые навыки стабилизации эмоционального состояния, позволяющие снизить уровень агрессивности и возможности диванного поведения;
- будут законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- научатся проявлять толерантность во всех областях общественной жизни.
Практическая значимость
Работа по формированию правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей позволит уменьшить уровень факторов риска приобщения к вредным привычкам. У детей начнут формироваться навыки поведенческих стратегий в различных жизненных ситуациях. Участие в мероприятиях взрослых повысит правовое самосознание родителей и педагогов.
Наличие опыта, результатов от воспитательных мероприятий
МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» функционирует 2 года. В детском саду создаются традиции по формированию правовой культуры дошкольников. Особое внимание уделяется формированию правовой культуры через участие в социально значимых делах и совместную творческую деятельность детей и взрослых. Рассматривая творческую деятельность как фактор, способствующий развитию умения договариваться, организовать свой досуг, сотрудничать, в ДОУ успешно внедряется в практику данная форма работы. По итогам 2012-2013 учебного года, детский сад принял участие в 24 детских конкурсах разного уровня (из них 5 конкурсов, организованных ДОУ). В 16 внеучрежденческих конкурсах имелись призовые места (Приложение 1, 5). Воспитанники ДОУ принимают участие в мероприятиях, формирующие поведение ребенка в социуме (акции, месячники, конкурсы и т.д.) (Приложение 2). Ежегодно проводится работа по созданию традиций ДОУ. Формирование толерантного поведения воспитанников в социуме, умения строить взаимодействия на основе взаимопонимания, принятия здоровыми детьми сверстников с физическими и психическими недостатками углубленно осуществляется в период проведения акций «Я дарю тебе улыбку», «Весенняя Неделя Добра» (Приложение 3). Мероприятия по социализации детей осуществлялись при непосредственном сотрудничестве с социальными службами города Салехард (Приложение 4).
Список литературы:
1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.:КНОРУС. 2010.
2. Егорова М. Социальный педагог в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование. 2009.
3. Мардахаев А.В. Социальная педагогика. Учебник. М.: Гардарики. 2005.
4. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. (под редакцией Борытко Н.М.) Волгоград: ВГИПКРО. 2006.
5. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. Учебник. М.: Валдос. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность
Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый ...
Инновационный прект "Формирование основ правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия"
Конкурсная работа представленная на "Учитель года 2010"...
Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...
Консультация для воспитателей Правовое воспитание дошкольников через художественную литературу
В консультации представлены цели и задачи правового воспитания дошкольников, направления работы по данной проблеме, которые будут полезны для воспитателей...
Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...
«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)
Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста, направленный на формирование художественно-эстетической культуры дошкольника через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи с использованием разных видов продуктивной дея
Знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования....