Коррекционно-развивающее занятие с педагогами "Конфликт"
план-конспект занятия
В методической разработке коррекционно-развивающего занятия с педагогами рассматривается понятие "конфликт", "конфликтная ситуация" и пути разрешения конфликта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_konflikt.docx | 50.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие с педагогами
«Конфликт»
Лапташкина Оксана Александровна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 180» г. Чебоксары
Цель – профилактика конфликтов в детском саду с помощью мультфильма «Конфликт» (авт. Г.Бардин, 1983 г.)
Задачи:
1. Дать представление о конфликте;
2. Выявить собственный стиль, характерный для поведения в конфликте;
3. Создать условия для развития способности успешно действовать в конфликтных ситуациях.
Материалы: мяч, карточки с высказываниями, бланки с тестом «30 пословиц», бланки «мишень», мультфильм «Конфликт», буклет «Его величество Конфликт»
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашей встрече, тема которой «конфликт». Предлагаю, вспомнить правила, которые необходимы при работе в группе:
- не перебивать друг друга;
- говорить «здесь и сейчас»;
- принимать активное участие в обсуждениях и в выполнении заданий;
- принцип доброжелательности.
Итак, сегодня мы с вами говорим о конфликте. Уверена, что многие из вас слышали это слово, участвовали в различных конфликтах. Вы согласны со мной?
Ну, если согласны, тогда предлагаю дать определение слову «конфликт». А начнем мы вот с чего (упражнение «Ассоциации»). Я бросаю мяч одному из вас, и, например, спрашиваю: если конфликт – это одежда, то какая? Участник, который поймал мяч, отвечает, и бросает мяч обратно мне. Задание понятно? Тогда приступаем (спрашиваем всех участников).
Варианты вопросов:
Если конфликт – это время года, то какое?
Если конфликт – это дерево, то какое?
Если конфликт – это цветок, то какой?
Если конфликт – это имя прилагательное, то какое?
Если конфликт – это время суток, то какое?
Если конфликт – это день недели, то какой?
Если конфликт – это цвет, то какой?
Если конфликт – это настроение, то какое?
Если конфликт – это фрукт, то какой?
Если конфликт – это транспорт, то какой?
Если конфликт – это вид спорта, то какой?
Да, очень необычное определение конфликта у нас получилось. Коллеги, скажите, пожалуйста, что вы сейчас чувствуете? Было ли тяжелым это задание, или наоборот, легким? (участники высказываются по желанию).
Так, что же обозначает слово «конфликт»? Ответить на этот вопрос нам поможет мультфильм «Конфликт». Коллеги, понравился вам мультфильм?
Так что же такое конфликт? Если мы заглянем в толковый словарь, то прочитаем следующее: слово конфликт в переводе с латинского означает «столкновение», а с точки зрения психологии конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Предлагаю вам на себе испытать, что такое конфликт (упражнение «Руки»). Соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую (по опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится). Коллеги, какие ощущения у вас возникали при выполнении задания?
В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию. Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Согласны со мной?
Коллеги, замечали ли, от того в каком виде подается та или иная информация зависит возникнет конфликт или нет? Предлагаю вам выполнить следующее задание (упражнение «Варианты общения»).
Мы с вами разбиваемся на пары. Готовы? Отлично! Тогда начинаем (упражнение «Варианты общения»). Оба участника в паре говорят одновременно («синхронный разговор»), например, на тему «Погода» (10 сек.) Стоп!
А сейчас один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует («игнорирование», 30 сек.). Поменяйтесь ролями.
А теперь сядьте спинами друг к другу («спина к спине»). Один участник высказывается, а другой в это время слушает его (30 сек.). Поменяйтесь ролями.
А теперь один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении («активное слушание», 1 мин.). Поменяйтесь ролями.
Коллеги, поделитесь пожалуйста впечатлениями. Как вы ощущали себя во время проведения первых трех упражнений? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?
Наверное, вы со мной согласитесь, что в конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.
Существует два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику является «Я-утверждение». Такое утверждение улучшают взаимоотношения. «Ты-утверждение» подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя «Я-утверждение», мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.
Предлагаю поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «Это твоя обязанность…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.
Выберите, пожалуйста, карточки с высказываниями, ваша задача перефразировать неконструктивное утверждение в конструктивное (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Например, «Ты должен принести мне книгу» - «Я была бы рада, если бы ты принес мне книгу».
«Он должен заботиться обо мне» - «Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»;
«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделал!» - «Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»;
«Ты должна была предвидеть возможные трудности» - «Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»;
«Меня заставили» - «Я не сумела отказаться»;
«Он – упрямый осёл» - «Я не смог убедить его»;
«Он меня унизил» - «Мне было неприятно»;
«Прекрати меня злить!» - «Я начинаю злиться»;
«Ты должна мне дать программу, книгу» - «Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу».
Коллеги, скажите пожалуйста, просто или сложно было перефразировать? (желающие делятся впечатлениями).
Друзья мои, порой несмотря на то, что и информация была подана правильно, и установки в общении были конструктивными, случается конфликт. Каждый из нас в конфликтной ситуации использует определенную стратегию поведения. Хотите узнать, какую вы используете стратегию?
Предлагаю вам тест «30 пословиц» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Инструкция следующая: оцените каждое суждение по 5-ти бальной шкале. 5-4 – соответствует вашему мнению, 2-1 – не соответствует вашему мнению. Согласны ли вы с тем, что у вас получилось? Можете озвучить, к какому типу людей вы относитесь?
Каждый тип людей соответствует типу стратегии поведения в конфликте, а именно (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3):
1. Соперничество – «акулы» – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.
2. Сотрудничество – «совы» – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.
3. Компромисс – «лисы» – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например, желание занять одну и туже должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
4. Избегание – «черепашки» – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.
5. Приспособление – «медвежата» – представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Стратегия приспособления может применяться, если:
• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;
• вы осознаете, что правда на вашей стороне;
• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;
• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.
Коллеги, вы согласны со мной?
Хочу отметить, что ни одна стратегия поведения в конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.
Коллеги, наша встреча подходит к завершению, и хотелось бы узнать, была ли полезна эта информация? Каковы ваши ощущения? Будете ли вы использовать полученные знания, опыт в жизни?
Благодарю вас за активную работу, искренность, открытость. Помните, что конфликт легче предупредить, чем лечить. Старайтесь делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что люди лучше принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снизит вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника.
Уважаемые участники, прошу вас оценить нашу встречу, заполнив бланк «мишень» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Для этого вам нужно «стрельнуть» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка должна соответствовать вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Оценка осуществляется по 10-ти бальной шкале. Спасибо!
Нашу встречу хочу завершить притчей «Солнце и ветер».
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Желаю вам, дорогие коллеги, не доводить общение до конфликта, а если конфликт случился, то действовать как солнце, по-доброму и с любовью.
Список использованной литературы:
1. Авидон, И.Ю., Гончукова, О. Тренинги взаимодействия в конфликте: материалы для подготовки и проведения / И.Ю. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
2. Агеева, И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А. Агеева. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007.- 224 с.
4. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 560 с.
5. Фопель, К. Групповая сплоченность / К. Фопель. – М.: Генезис, 2011. – 336 с.
6. Правила для участников тренинга [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mtrening.com/2017/10/07/rules/, свободный. – Загл. с экрана.
7. Тренинг для учителей «Конфликты и способы решения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/627689/, свободный. – Загл. с экрана.
8. Мультфильм «Конфликт» [видеозапись]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=n_gfsYwrtkk.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Упражнение «Неконструктивное – конструктивное утверждение»
«Он должен заботиться обо мне» | |
«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделал!» | |
«Ты должна была предвидеть возможные трудности» | |
«Меня заставили» | |
«Он – упрямый осёл» | |
«Он меня унизил» | |
«Прекрати меня злить!» | |
«Ты должна мне дать программу, книгу» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тест «30 пословиц»
(авт. Г. Б. Монина и Е. К. Лютова-Робертс)
Инструкция: оцените каждое суждение по 5-ти бальной шкале. 5-4 – соответствует вашему мнению, 2-1 – не соответствует вашему мнению.
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Добро слово победит.
19. Ты – мне, я – тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
21. Кто спорит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает – тот обращает в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над злом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Бланк ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Интерпретация
Сложите сумму баллов в каждом столбце.
1-й тип (1 столбец) – «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип (2 столбец) - «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»), Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» – надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для «коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести Коллектив из сложной ситуации.
3-й тип (3 столбец) – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут; Полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для; них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип (4 столбец) – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь – не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип (5 столбец) – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Соотношение типов стратегий поведения в конфликте
с типами людей:
1. Соперничество – «акулы» – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.
2. Сотрудничество – «совы» – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.
3. Компромисс – «лисы» – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например, желание занять одну и туже должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
4. Избегание – «черепашки» – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.
5. Приспособление – «медвежата» – представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Стратегия приспособления может применяться, если:
• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;
• вы осознаете, что правда на вашей стороне;
• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;
• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Бланк анкеты обратная связь «Мишень»
«Стрельните» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка должна соответствовать вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Оценка осуществляется по 10-ти бальной шкале.
Оценка содержания тренинга | Оценка психологического климата на тренинге |
Оценка деятельности ведущего | Оценка деятельности участника (самооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»
Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...