Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ковальчук Елена Валерьевна

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа 

(10 занятий)

Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В. (Дипломная работа)

Каждое занятие состоит из:

I.  Развитие тонкой моторики руки;

II.  Развитие зрительно-моторной координации;

III. Упражнения для снятия зрительного напряжения и профилактика нарушений зрения;

IV. Развитие внимания, памяти, произвольности, мышления, интеллекта, речи;

V. Развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts-razviv._programma.docx46.33 КБ
Файл korrekts-razviv._programma.docx46.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая         программа для детей с нарушением зрения         подготовительной         группы         №9 (10 занятий)

Каждое занятие состоит из частей:

I - Развитие тонкой моторики руки

II - Развитие зрительно-моторной координации

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и,

 профилактики нарушений зрения

IV – Развитие внимания, памяти, произвольности, мышления, интеллекта, речи

V – Развитие фонематического слуха

Занятие №1

I - Развитие тонкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика.

  • Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Провести по пунктирам прямые линии слева направо (сверху вниз)
  • Упражнение «Раскрась фигуры»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и профилактики нарушений зрения

  • Написать глазами цифры от 0 до 9
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV- Развитие способности к переключению внимания, развитие произвольного внимания

  • Игра «Не пропусти растение» (Развитие способности к переключению внимания)    Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же садиться (или хлопнуть в ладоши).   Игра повторяется дважды. Дети, допустившие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Слова:

Дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей,  город, собака, банан, василёк, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза

  • Игра «Делай как я» (Развитие произвольного внимания)

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего.  По первому сигналу ведущего первый ребёнок поднимает вверх правую руку, по второму – второй ребёнок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую

   Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребёнок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

V – Развитие фонематического слуха

  • Хлопнуть в ладоши или показать соответствующую букву, если в слове будет слышен звук  «Ж». При этом сначала в предлагаемых словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук «Ж» надо произносить несколько  подчёркнуто.

Слова:

Жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи…

Занятие №2

I - Развитие тонкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика.

  • Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Попади мячом и сбей палочку.  (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Копирование образца»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Нарисовать «Пружинки» глазами
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе

  • Игра «Кто больше увидит и запомнит?» Детям предлагается пока ведущий считает до 30, найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых – два слога. При произнесении ведущим последнего числа все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет всё, что запомнил; затем остальные дети дополняют его. После того, как все перечислили всё, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.
  • Игра «Змейка», или  «Закончи слово» (Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе)     Шесть детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге   называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог – задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

V – Развитие фонематического слуха

  • Хлопнуть в ладоши или показать букву «З», если в слове будет слышен этот звук (то есть берётся звук, смешиваемый с «Ж»). В речевом материале должны быть полностью исключены все другие шипящие и свистящие звуки.

Слова:

Звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна, зонтик, тетрадь…

Занятие №3

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Рисование узоров»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами написать сегодняшнюю дату.
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора, развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению

  • Игра «Не пропусти профессию» (Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора) Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгнуть на месте.

Слова:

Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение

  • Игра «Что не подходит» (Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению)  Используются карточки с изображением знакомых детям предметов. Поочерёдно взрослый выкладывает на доске 4 карточки и говорит: «Посмотрите, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Какая это карточка? Почему она лишняя?» (Например: стул, стол, чашка, кровать)

V – Развитие фонематического слуха

  • Услышав в слове звук «З» или «Ж», показать нужную букву.

Слова:

Жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле, крот…

(В последних двух словах заключена «ловушка» - ребёнок не должен показывать ни одной из букв)

Занятие №4

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг. (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Найди такой же предмет»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 4 горизонтальные восьмёрки и 4 вертикальные восьмёрки
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению, развитие произвольного внимания

  • Игра «Назови три предмета» (Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению)  Ведущий, а затем кто-то из детей называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например: стул, стол, кровать)
  • Игра «Зеваки» (Развитие произвольного внимания)  Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.

V – Развитие фонематического слуха

  • Услышав в слове звук «З» или «Ж», показать нужную букву.

Слова: Козочка, сушка, жасмин, свисток, лужица, свежесть, разведчик, золушка, записка, вазочка…

Занятие №5

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Проведи свой корабль (кратчайшим путём) так, чтобы он не сел на мель. (См. стимульный материал)
  • Найти рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами написать сегодняшний день недели и месяц
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие понятийного мышления, внимания, воображения, речи

  • Игра «Закончи предложение» (Развитие понятийного мышления)

Дети сидят в кружок. Кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее.

Предложения

Лимоны кислые, а сахар…(сладкий);  Собака лает, а кошка…(мяукает)

Ночью темно, а днём…(светло);  Зимой холодно, а летом…(тепло)

Утром мы завтракаем, а днём…(обедаем);  Птица летает, а змея…(ползает)

  • Игра «Кто кем будет?» (Развитие внимания, воображения, мышления, речи)

Дети стоят в кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребёнку, задаёт вопрос:

«Кем будет (или чем будет)…яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, птенец, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, почка, щенок, шерсть, телёнок…

V – Развитие фонематического слуха

  • Определить наличие звуков «З» и «Ж» в следующих словах

Слова:

Железо, жизнь, зажим, жалюзи, зажарить, зажигалка, звезда, заноза, заказывать, разбрызгивать…

Занятие №6

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Попади мячом в баскетбольную «корзину». (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Узнай, кто я» Ребёнку предлагается определить, обводя рисунок по точкам, что (кто) там спрятался

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников – против часовой стрелки
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

  • Игра «Четвёртый лишний» (Развитие внимания, памяти, логического мышления)

   Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч ребёнку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему.

Слова:

Лошадь, кошка, собака, щука;

Ёлка, берёза, дуб, земляника;

Блокнот, газета, тетрадь, портфель;

Волк, лиса, медведь, кошка;

Кукла, мишка, скалка, книга;

Лыжи, коньки, лодка, санки…

  • Игра «Кем был» (Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи)

Дети сидят в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребёнку, задаёт вопрос: «Кем (чем) бал раньше?

Цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребёнком); корова (телёнком); дуб (жёлудем); рыба (икринкой); яблоня (семечком); лягушка (головастиком); бабочка (гусеницей); хлеб (мукой); шкаф (доской); велосипед (железом); рубашка (тканью); дом (кирпичом); женщина (девочкой); листок (почкой); птица (птенцом); свитер (шерстью); овца (ягнёнком).

V – Развитие фонематического слуха

  • Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком «З», а затем со звуком «Ж».  Показать соответствующую букву.

Занятие №7

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Ладони лежат на столе. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Спустись по бурной речке. (См. стимульный материал)
  • Игра «Самолёты за облаками» Обучает пользоваться карандашом и делать правильный нажим. (Необходим мягкий карандаш)

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Зажмурив левый глаз, правым написать нечётные числа от 1 до 9, зажмурив правый глаз, левым написать чётные от 2 до 10
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения,   фонематического слуха, темпа мышления, речи

  • Игра «Правая, левая» (Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения,  фонематического слуха)

   Ведущий читает ряд слов с согласными в конце. В паузах между словами дети поднимают руку: правую – если окончание твёрдое; левую – если мягкое.

 Слова:

Брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, пыл, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, цепь, высь, вяз, конь, обмен, воз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, рыхлить, трус, хруст, худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, щебет, янтарь, юность, щёголь, щит, шторм, читать, чтец, фасад, уметь, шар, уксус, укатать, шампунь, указ, указать, укор, укорять.

  • Игра «Мячик-смягчитель» (Развитие внимания, речи, темпа мышления)

Дети стоят в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово с твёрдым окончанием. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Слова:

Угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, служит, тужит, доит, поит, дурит, ценит, хмурит, пилит, шутит, мол, дал, пар, шар, врал, вяз, жест, прав.

V – Развитие фонематического слуха

  • Разложить картинки, в названии которых содержатся звуки «З» или «Ж», под соответствующими буквами. (Перед детьми  кладутся буквы «З» и «Ж» и кучка картинок, которые они должны разложить под каждой буквой).

Занятие №8

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Быстро пробеги по лабиринту. (См. стимульный материал)
  • Кто что везёт?

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, наблюдательности, мышления, слухового сосредоточения

  • Игра «Найди себе пару» (Развитие внимания, наблюдательности, мышления)

Дети получают карточки со слогами:

НА   СОС          КА   МЫШ          ГО   РА

ЖИ   ВОТ         ПАР   ТА             ВО   ДА

Задание детям: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово.

  • Игра «Правильно  услышим и покажем, что услышали» (Развитие мышления, слухового сосредоточения)

Дети стоят в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:

- если восклицательную, то обе поднятые руки соединены над головой;

- если вопросительную – правая рука поднята и согнута полукругом, левая – кулачок перед грудью;

- если утвердительную – оба кулачка прижаты друг к другу.

   Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети должны руками изобразить то, что услышали. (Тексты из русского фольклора)

V – Развитие фонематического слуха

  • Правильно показать картинки, названия которых различаются только одним «трудным» звуком (козы – кожи, розы – рожи)

Занятие №9

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • На стол выкладываются десять карандашей, пуговиц или палочек. Ребёнок одной рукой должен собрать все карандаши (пуговицы или палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой). (См. стимульный материал)
  • Найди каждой рукавичке пару

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать зигзаг справа налево и наоборот по 15 секунд
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, памяти, быстроты мышления, способности к переключению внимания

  • Игра «Сколько в слове слогов?» (Развитие внимания, быстроты мышления)

Дети стоят в кругу. Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.

Слова:

   Дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, слово, клякса, часы, рука, шарф, чашка, книга, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, собака, корова, змея, мука.

  • Игра «Рыба, птица, зверь». (Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления).

   Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на  каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать в данном случае зверя. Названия не должны повторяться. Если ответ правильный, то ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется, задержка ответа, то ребёнок выбывает из игры.

V – Развитие фонематического слуха

  • Определение места звука  «Ж» в слове (в начале, середине, конце).

Слова:

Жук, жасмин, пожар, пиджак, муж, корж

Занятие №10

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую). (См. стимульный материал)
  • Дорисуй клубочки, с которыми играет котёнок

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 6 ромбов по часовой стрелке, затем 6 ромбов против часовой стрелки
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, речи, быстроты мышления, воображения, эмоциональная разрядка

  • Игра «Два и три слога» (Развитие  внимания, речи, быстроты мышления)

Дети сидят в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово, ребёнок, поймавший мяч, перед тем как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало:

   - если мяч красный – двусложным (дом – дома);

   - если мяч синий – трёхсложным (дом – домики).

  • Игра «Мячик с путаницей»  (Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка)

Дети стоят в кружок. Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет одушевлённое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим. Например:  ВОРОНА…мычит, ВРАЧ…чирикает и т.д.

V – Развитие фонематического слуха

  • Определение места звука  «З» в слове (в начале, середине, конце).

Слова:

Зуб, зонт, козёл, тазик, мороз, показ…



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая         программа для детей с нарушением зрения         подготовительной         группы         №9 (10 занятий)

Каждое занятие состоит из частей:

I - Развитие тонкой моторики руки

II - Развитие зрительно-моторной координации

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и,

 профилактики нарушений зрения

IV – Развитие внимания, памяти, произвольности, мышления, интеллекта, речи

V – Развитие фонематического слуха

Занятие №1

I - Развитие тонкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика.

  • Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Провести по пунктирам прямые линии слева направо (сверху вниз)
  • Упражнение «Раскрась фигуры»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и профилактики нарушений зрения

  • Написать глазами цифры от 0 до 9
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV- Развитие способности к переключению внимания, развитие произвольного внимания

  • Игра «Не пропусти растение» (Развитие способности к переключению внимания)    Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же садиться (или хлопнуть в ладоши).   Игра повторяется дважды. Дети, допустившие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Слова:

Дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей,  город, собака, банан, василёк, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза

  • Игра «Делай как я» (Развитие произвольного внимания)

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего.  По первому сигналу ведущего первый ребёнок поднимает вверх правую руку, по второму – второй ребёнок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую

   Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребёнок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

V – Развитие фонематического слуха

  • Хлопнуть в ладоши или показать соответствующую букву, если в слове будет слышен звук  «Ж». При этом сначала в предлагаемых словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук «Ж» надо произносить несколько  подчёркнуто.

Слова:

Жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи…

Занятие №2

I - Развитие тонкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика.

  • Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Попади мячом и сбей палочку.  (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Копирование образца»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Нарисовать «Пружинки» глазами
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе

  • Игра «Кто больше увидит и запомнит?» Детям предлагается пока ведущий считает до 30, найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых – два слога. При произнесении ведущим последнего числа все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет всё, что запомнил; затем остальные дети дополняют его. После того, как все перечислили всё, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.
  • Игра «Змейка», или  «Закончи слово» (Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе)     Шесть детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге   называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог – задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

V – Развитие фонематического слуха

  • Хлопнуть в ладоши или показать букву «З», если в слове будет слышен этот звук (то есть берётся звук, смешиваемый с «Ж»). В речевом материале должны быть полностью исключены все другие шипящие и свистящие звуки.

Слова:

Звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна, зонтик, тетрадь…

Занятие №3

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Рисование узоров»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами написать сегодняшнюю дату.
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора, развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению

  • Игра «Не пропусти профессию» (Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора) Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгнуть на месте.

Слова:

Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтёр, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение

  • Игра «Что не подходит» (Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению)  Используются карточки с изображением знакомых детям предметов. Поочерёдно взрослый выкладывает на доске 4 карточки и говорит: «Посмотрите, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Какая это карточка? Почему она лишняя?» (Например: стул, стол, чашка, кровать)

V – Развитие фонематического слуха

  • Услышав в слове звук «З» или «Ж», показать нужную букву.

Слова:

Жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле, крот…

(В последних двух словах заключена «ловушка» - ребёнок не должен показывать ни одной из букв)

Занятие №4

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг. (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Найди такой же предмет»

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 4 горизонтальные восьмёрки и 4 вертикальные восьмёрки
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению, развитие произвольного внимания

  • Игра «Назови три предмета» (Развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщению)  Ведущий, а затем кто-то из детей называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например: стул, стол, кровать)
  • Игра «Зеваки» (Развитие произвольного внимания)  Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.

V – Развитие фонематического слуха

  • Услышав в слове звук «З» или «Ж», показать нужную букву.

Слова: Козочка, сушка, жасмин, свисток, лужица, свежесть, разведчик, золушка, записка, вазочка…

Занятие №5

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Проведи свой корабль (кратчайшим путём) так, чтобы он не сел на мель. (См. стимульный материал)
  • Найти рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами написать сегодняшний день недели и месяц
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие понятийного мышления, внимания, воображения, речи

  • Игра «Закончи предложение» (Развитие понятийного мышления)

Дети сидят в кружок. Кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее.

Предложения

Лимоны кислые, а сахар…(сладкий);  Собака лает, а кошка…(мяукает)

Ночью темно, а днём…(светло);  Зимой холодно, а летом…(тепло)

Утром мы завтракаем, а днём…(обедаем);  Птица летает, а змея…(ползает)

  • Игра «Кто кем будет?» (Развитие внимания, воображения, мышления, речи)

Дети стоят в кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребёнку, задаёт вопрос:

«Кем будет (или чем будет)…яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, птенец, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, почка, щенок, шерсть, телёнок…

V – Развитие фонематического слуха

  • Определить наличие звуков «З» и «Ж» в следующих словах

Слова:

Железо, жизнь, зажим, жалюзи, зажарить, зажигалка, звезда, заноза, заказывать, разбрызгивать…

Занятие №6

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Попади мячом в баскетбольную «корзину». (См. стимульный материал)
  • Упражнение «Узнай, кто я» Ребёнку предлагается определить, обводя рисунок по точкам, что (кто) там спрятался

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников – против часовой стрелки
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

  • Игра «Четвёртый лишний» (Развитие внимания, памяти, логического мышления)

   Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч ребёнку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему.

Слова:

Лошадь, кошка, собака, щука;

Ёлка, берёза, дуб, земляника;

Блокнот, газета, тетрадь, портфель;

Волк, лиса, медведь, кошка;

Кукла, мишка, скалка, книга;

Лыжи, коньки, лодка, санки…

  • Игра «Кем был» (Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи)

Дети сидят в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребёнку, задаёт вопрос: «Кем (чем) бал раньше?

Цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребёнком); корова (телёнком); дуб (жёлудем); рыба (икринкой); яблоня (семечком); лягушка (головастиком); бабочка (гусеницей); хлеб (мукой); шкаф (доской); велосипед (железом); рубашка (тканью); дом (кирпичом); женщина (девочкой); листок (почкой); птица (птенцом); свитер (шерстью); овца (ягнёнком).

V – Развитие фонематического слуха

  • Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком «З», а затем со звуком «Ж».  Показать соответствующую букву.

Занятие №7

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Ладони лежат на столе. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Спустись по бурной речке. (См. стимульный материал)
  • Игра «Самолёты за облаками» Обучает пользоваться карандашом и делать правильный нажим. (Необходим мягкий карандаш)

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Зажмурив левый глаз, правым написать нечётные числа от 1 до 9, зажмурив правый глаз, левым написать чётные от 2 до 10
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения,   фонематического слуха, темпа мышления, речи

  • Игра «Правая, левая» (Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения,  фонематического слуха)

   Ведущий читает ряд слов с согласными в конце. В паузах между словами дети поднимают руку: правую – если окончание твёрдое; левую – если мягкое.

 Слова:

Брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, пыл, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, цепь, высь, вяз, конь, обмен, воз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, рыхлить, трус, хруст, худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, щебет, янтарь, юность, щёголь, щит, шторм, читать, чтец, фасад, уметь, шар, уксус, укатать, шампунь, указ, указать, укор, укорять.

  • Игра «Мячик-смягчитель» (Развитие внимания, речи, темпа мышления)

Дети стоят в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово с твёрдым окончанием. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Слова:

Угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, служит, тужит, доит, поит, дурит, ценит, хмурит, пилит, шутит, мол, дал, пар, шар, врал, вяз, жест, прав.

V – Развитие фонематического слуха

  • Разложить картинки, в названии которых содержатся звуки «З» или «Ж», под соответствующими буквами. (Перед детьми  кладутся буквы «З» и «Ж» и кучка картинок, которые они должны разложить под каждой буквой).

Занятие №8

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Быстро пробеги по лабиринту. (См. стимульный материал)
  • Кто что везёт?

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, наблюдательности, мышления, слухового сосредоточения

  • Игра «Найди себе пару» (Развитие внимания, наблюдательности, мышления)

Дети получают карточки со слогами:

НА   СОС          КА   МЫШ          ГО   РА

ЖИ   ВОТ         ПАР   ТА             ВО   ДА

Задание детям: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово.

  • Игра «Правильно  услышим и покажем, что услышали» (Развитие мышления, слухового сосредоточения)

Дети стоят в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:

- если восклицательную, то обе поднятые руки соединены над головой;

- если вопросительную – правая рука поднята и согнута полукругом, левая – кулачок перед грудью;

- если утвердительную – оба кулачка прижаты друг к другу.

   Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети должны руками изобразить то, что услышали. (Тексты из русского фольклора)

V – Развитие фонематического слуха

  • Правильно показать картинки, названия которых различаются только одним «трудным» звуком (козы – кожи, розы – рожи)

Занятие №9

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • На стол выкладываются десять карандашей, пуговиц или палочек. Ребёнок одной рукой должен собрать все карандаши (пуговицы или палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой). (См. стимульный материал)
  • Найди каждой рукавичке пару

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать зигзаг справа налево и наоборот по 15 секунд
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, памяти, быстроты мышления, способности к переключению внимания

  • Игра «Сколько в слове слогов?» (Развитие внимания, быстроты мышления)

Дети стоят в кругу. Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.

Слова:

   Дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, слово, клякса, часы, рука, шарф, чашка, книга, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, собака, корова, змея, мука.

  • Игра «Рыба, птица, зверь». (Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления).

   Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на  каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать в данном случае зверя. Названия не должны повторяться. Если ответ правильный, то ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется, задержка ответа, то ребёнок выбывает из игры.

V – Развитие фонематического слуха

  • Определение места звука  «Ж» в слове (в начале, середине, конце).

Слова:

Жук, жасмин, пожар, пиджак, муж, корж

Занятие №10

I - Развитие тонкой моторики

   1. Пальчиковая гимнастика.

  • Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
  • Катание массажного шарика в ладошках

II - Развитие зрительно-моторной координации

  • Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую). (См. стимульный материал)
  • Дорисуй клубочки, с которыми играет котёнок

III - Упражнения для снятия зрительного напряжения и, профилактики нарушений зрения

  • Глазами нарисовать 6 ромбов по часовой стрелке, затем 6 ромбов против часовой стрелки
  • Частые моргания в течение 15-20 секунд

IV – Развитие внимания, речи, быстроты мышления, воображения, эмоциональная разрядка

  • Игра «Два и три слога» (Развитие  внимания, речи, быстроты мышления)

Дети сидят в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово, ребёнок, поймавший мяч, перед тем как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало:

   - если мяч красный – двусложным (дом – дома);

   - если мяч синий – трёхсложным (дом – домики).

  • Игра «Мячик с путаницей»  (Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка)

Дети стоят в кружок. Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет одушевлённое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим. Например:  ВОРОНА…мычит, ВРАЧ…чирикает и т.д.

V – Развитие фонематического слуха

  • Определение места звука  «З» в слове (в начале, середине, конце).

Слова:

Зуб, зонт, козёл, тазик, мороз, показ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....

Методическая разработка "Использование трафаретов при обучении рисованию детей с нарушением зрения"

«Использование трафаретов при  обучении  детей с нарушением зрения рисованию».           Изобразительная деятельность находится в очень тонк...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному,           Программное содержание:Образовательны...

Методическая разработка конспект НОД старшей компенсирующей группы детей с нарушением зрения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!"

Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрос...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Мои игрушки"

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема "Мои игрушки"...