Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями
методическая разработка
Выступление на конкурсе "Ярмарка педагогических идей" , презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kak_effektiveaya_forma_raboty.docx | 25.73 КБ |
master-klass_konkurs.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Мастер-класс
как эффективная форма
взаимодействия
с педагогами и родителями
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Т.М.Таюнда
В современном образовании актуальным становится распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм передачи собственного опыта является мастер-класс. Это понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, а также и в образовании. В основном в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие или презентацию достижений педагога.
Существует много определений понятия «Мастер-класс» - в педагогической литературе. В первую очередь:
Слайд 2. Мастер-класс – открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Слайд 3. Мастер-класс – особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм тем, что в процессе его проведения проходит непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта, поиск творческого решения педагогической проблемы с обеих сторон: участники и педагог «мастер».
Слайд 4. Мастер-класс - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом воспитания и обучения, центральным звеном в которой есть демонстрация оригинальных методов, способов освоения содержания при активной роли всех участников.
Слайд 5. Мастер-класс - особая форма занятия, основанная на показе «практических» действий и демонстрации творческого решения той или иной познавательной, проблемной педагогической задачи.
Слайд 6. В итоге обобщая эти определения можно выделить самые важные особенности мастер-класса в целом:
-новый подход к философии обучения, который ломает устоявшиеся стереотипы;
-метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий проводить обмен мнениями;
-создание необходимых условий для включения всех в активную деятельность;
-постановка проблемной задачи и нахождение решения в различных ситуациях;
-приемы, позволяющие раскрывать творческий потенциал, как педагога «мастера», так и участников;
-формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываются участникам;
-процесс познания гораздо важнее и ценнее, чем само знание;
-форма взаимодействия - совместный поиск, сотрудничество, сотворчество.
Обобщая и осмысливая все это, я пришла к выводу, что такая форма взаимодействия с коллегами будет самой эффективной и интересной. Прошло полтора года с момента организации нашей студии творчества «Маленькие волшебники». И за это время было проведено три мастер-класса как для педагогов ОО и города, так и для родителей наших воспитанников: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Необычное рисование», «Необычное рисование - кляксография».
При подготовке и проведении мастер-классов были поставлены цель и задачи, которые, как мне кажется, были достаточно хорошо реализованы. Слайды 7-8.
Слайды 9-13. В проведении мастер-класса самое главное - не сообщить, освоить информацию, а передать способы деятельности: приемы, методы или технологии. Показать практические способы работы - одна из важных задач для педагога «мастера», которую я и старалась решить. Положительным результатом мастер-класса можно считать: овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, формирование мотивации к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию. При организации и проведении мастер-класса очень важно соблюдать требования, которые были выражены в демонстрации педагогического опыта через показ педагогом выполнения нетрадиционных техник рисования и дальнейшего самостоятельного выполнения заданий участниками. При этом они абсолютно свободны и выбором средств для выполнения, и темпом работы.
Мастер-класс всегда начинается с актуализации знаний по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить представления всех участников. Слайд 14. При проведении мастер-класса используется алгоритм, примерный порядок действий:
- Презентация педагогического опыта педагога «мастера», краткое обоснование основных идей опыта.
- Определение основных приемов работы, которые педагог «мастер» будет демонстрировать слушателям.
- Имитационная игра-занятие со слушателями, на котором педагог «мастер» демонстрирует приемы эффективной работы с воспитанниками с использованием конкретных материалов.
- Рефлексия.
Слайд 15. Существует несколько форм мастер-класса:
- Лекция.
- Практическое занятие.
- Интегрированное занятие (лекционно-практическое).
В форме мастер-класса можно продемонстрировать:
- программу (сложный, долговременный путь);
- отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
- методы работы;
- инновационные моменты деятельности.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости, однако каждая из них несет идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов. Слайд 16. Всё перечисленное очень трудно фиксируется на бумаге, но оно передается путем примера, подражания через:
– речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
– чувство времени.
При подготовке и проведении мастер-классов для меня было важно не только придерживаться алгоритма, но и правильно передать собственную позицию по обсуждаемым темам. Хотелось, прежде всего, оказаться консультантом и советником, помогающим расширять творческую работу педагогов в группах, родителей дома и помочь увидеть, осмыслить возможности нетрадиционного рисования и его использования в творческой, совместной деятельности с детьми.
Проводя мастер-классы, я никогда не стремилась просто передать свои знания и умения. А старалась задействовать участников в творческом процессе, сделать их активными, раскрыть в них то, что скрыто и заинтересовать творчеством. Все задания и действия были направлены на то, чтобы расширить воображение участников, создать такую атмосферу, в которой они почувствовали бы себя «волшебниками».
В течение всех мастер-классов сохранялась атмосфера доброжелательности, сотворчества в общении. Именно «живое» общение – демонстрация нетрадиционных техник рисования и самостоятельная творческая работа участников мастер-класса – помогло за короткий срок расширить и усовершенствовать практические умения и навыки педагогов и родителей, раскрыть их потенциальные и творческие возможности. Сейчас я бы хотела вкратце напомнить названия и способы выполнения техник рисования, с которыми мы познакомились:
- пуантилизм (слайд 17);
- граттаж (слайд 18);
- тычкование (слайд 19);
- резерв из свечи или воскового мелка (слайд 20);
- «мятая мозаика» (слайд 21);
- печатание листом (слайд 22);
- кляксография (слайд 23).
И, как результат, предлагаю молодым педагогам выполнить коллективную творческую работу с использованием теперь уже знакомых нетрадиционных техник рисования. А остальные оживят в памяти прошлый мастер-класс просмотром видео.
Рефлексия.
Давайте всем продемонстрируем получившуюся работу и с удовольствием украсим ею выставку, посвящённую Дню Земли, «Земля – наш общий дом».
Литература
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96с.
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288с.
Румянцева Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. М. Дрофа, 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс – открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. 2
Мастер-класс – особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм тем, что в процессе его проведения проходит непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта, поиск творческого решения педагогической проблемы с обеих сторон : участники и педагог-«мастер ». 3
Мастер-класс - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом воспитания и обучения, центральным звеном в которой есть демонстрация оригинальных методов, способов освоения содержания при активной роли всех участников. 4
Мастер-класс - особая форма занятия, основанная на показе «практических» действий и демонстрации творческого решения той или иной познавательной, проблемной педагогической задачи. 5
6
Мастер – класс для педагогов по нетрадиционным техникам рисования « Кляксография » Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – кляксография и ее вариантами . Задачи: вызвать интерес к «волшебному» рисованию; показать разнообразие и выразительные возможности техники при создании рисунка; развивать интерес к творческой деятельности и использовании ее в своей работе. 7
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования «Необычное творчество » Цель: сформировать представления о нетрадиционном рисовании с детьми, используемом в детском саду. Задачи: познакомить родителей и педагогов с некоторыми нетрадиционными техниками рисования; развивать интерес к творческой деятельности детей на занятиях в студии творчества; дать возможность самостоятельно проявить свое художественное творчество. 8
9
10
11
12
13
14
Формы мастер-класса: Лекция. Практическое занятие. Интегрированное занятие (лекционно-практическое). В форме мастер-класса можно продемонстрировать: программу (сложный, долговременный путь); отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог; методы работы; инновационные моменты деятельности. 15
16 – речь и голос; – мимика и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; пантомимика; – умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; – искусство общения; – педагогическая импровизация; – психологическая зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; – коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию; – чувство времени. Педагогические приёмы, используемые при проведении мастер-класса:
17 Пуантилизм
18 Граттаж
19 Рисование «тычком»
20 Резерв из свечи или воскового мелка
21 «Мятая мозаика»
22 Печатание листом
23 Кляксография
Литература Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96с. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО , 2006. – 168 с. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с . Румянцева Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. М. Дрофа, 2007.- 32с. 24
25 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОО»
Аннотация: Статья посвящена использованию тренинга - как наиболее эффективной формы работы с родителями и педагогами в ДОО. Рассматривается партнерство семьи и образовательного учреждения, как перспек...
«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»
«ТРЕНИНГ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ»( Н. Е. Некрасова старший воспитатель, Кургушова Е.А. воспитатель, Макеева С.М. воспитатель, ...
Из опыта работы. Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями
Распространение инновационного педагогического опыта...
Мастер-класс "Интерактивная игра – эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"
Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...
Презентация Мастер-класс «Web –квест - эффективная форма работы с семьей»
Квест с англ. «quest» — поиск, предмет поисков, поиск приключений; спрос. Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информ...
Статья "Мастер - класс как одна из форм работы с педагогами"
Как правило, мастер-класс предполагает работу с группой педагогов, состоящую из 6-10 участников. В процессе подготовки организатор определяется с темой мастер-класса, составляет план проведения меропр...
Презентация "Мастер-класс как одна из форм работы с педагогами"
Мастер-класс подразумевает живое общение, в рамках которого происходит обмен профессиональным опытом и знаниями.Преимущества мастер-класса состоит в:форме передачи практического опыта (практикоориенти...