«Мандалотерапия как эффективное средство коррекционно-развивающей работе»
статья

Реутова Алёна Андреевна

Первые впечатления всегда живо

и сильно поражают душу младенца;

они долго сохраняются в ней и

действуют на всю нравственную жизнь его.

Счастлив он, ежели первые впечатления его были благородны,

 если первый очарователь его была святая добродетель;

но горе, горе ему, ежели гнусные,

отвратительные картины порока первые пленили

его неопытную душу, его младое сердце!

В.Г.Белинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Макарова

Е.А. Хайитова

«Мандалотерапия как эффективное средство коррекционно-развивающей работе»

Первые впечатления всегда живо

и сильно поражают душу младенца;

они долго сохраняются в ней и

действуют на всю нравственную жизнь его.

Счастлив он, ежели первые впечатления его были благородны,

 если первый очарователь его была святая добродетель;

но горе, горе ему, ежели гнусные,

отвратительные картины порока первые пленили

его неопытную душу, его младое сердце!

В.Г.Белинский

Внутренний мир ребенка для нас как красивая неизведанная шкатулка, мы никогда не знаем, что в ней хранит ребенок, какие чувства, эмоции и переживания. С каждым годом он все больше и больше пополняет эту шкатулку новым опытом, закладывая его как фундамент развития личности. Позволит ли нам ребенок войти в его внутренний мир, поделится ли своими переживаниями и эмоциями? От нас взрослых зависит, сможет ли ребенок нам довериться, и чем больше мы окружим его любовью и лаской, и даем больше положительных эмоций, тем больше шансов, что он сможет нам открыться. Это и является основой нашей работы и в дальнейшем в воспитании и отношении ребенка к социуму.

В дошкольном возрасте жизнь ребенка очень насыщена и разнообразна, эмоции быстро сменяют друг друга и не всегда ребенок может правильно с ними справиться и выразить их. Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, невоздержанны и скрытны; они легко раздражаются, сталкиваясь с чем-то новым и не зная как поступить в той или иной ситуации. В связи с этим проблема развития эмоциональной сферы у детей стоит очень остро.

Работая с детьми дошкольного возраста, когда дети ещё не могут словами выразить свой внутренний мир, состояние беспокойства, и что их волнует, перед нами возник вопрос, как помочь ребенку. Находясь в поисках наиболее эффективного метода решения данной проблемы, как основным методом работы мы выбрали арт-терапию, где посредствам творчества ребенок может выразить состояние внутреннего мира.

Одним из направлений  арт-терапии, является раскрашивание мандал. Мандалотерапия способствует изменению эмоционального состояния, снятию напряжения и выражению своих чувств и эмоций. Она не имеет ни возрастных ограничений, ни по состоянию здоровья. Для создания мандал подойдут практически любые материалы, ведь они могут быть рисунком на листе бумаги, могут быть объёмные, рельефные, их можно вышить на ткани или нарисовать песком, выложить камешками и другими материалами.

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо, сфера, орбита, территория, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг.

Мандалотерапия применяется как в диагностической, так и в коррекционной и развивающей работе, индивидуально и с подгруппой.

Мандалотерпия применятся для диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга), изучение взаимоотношений детей в группе (создание индивидуальных и групповых мандал), также раскрашивание мандал применимо для диагностики и коррекции определенной проблемы (семья, друзья, образ «Я» и др.).

В коррекционной и развивающей работе с детьми с ОВЗ мандалы применяются в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения. Но кроме этого также мандалы помогают в развитии мелкой моторики, тренируется усидчивость, аккуратность, чувство ритма, порядка и математического мышления.

В данном процессе мы используем два варианта. Первый вариант -  раскрашивание готовых мандал (раскрасок), ребенку дается на выбор 10-15 готовых распечатанных на листах бумаги, из которых он самостоятельно выбирает, наиболее приемлемый для него вариант. Другой же вариант – ребенок сам рисует или выкладывает какими-либо материалами мандалу, с самостоятельно придуманным узором.

В обоих случаях есть некоторые правила работы:

-ребенку дается свобода в выборе цветов, материалов, рисунков, без давления и помощи взрослого;

- в день осуществляется работа только с одной мандалой;

-в процессе работы ребенка с мандалой, необходимо хвалить и подбадривать его;

-помогать ребенку можно только с его согласия, избегая комментариев по поводу того что он сделал, ведь ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки;

-для полного погружения в процесс и расслабления, необходимо создать такие условия для работы, чтобы не было зрительных и звуковых раздражителей. Важно чтобы для работы было достаточно материалов и времени.

После рисования мандалы, обязательно проводится беседа с ребенком. Ребенку предлагается назвать свой рисунок, рассказать какое настроение вызывает готовая работа, что он бы хотел изменить здесь. И часто во время такого разговора можно выйти на ту внутреннюю проблему, которую ребенок не может пока осознать или не может сказать о ней, в силу своего возраста, но прорисовывает ее в своей работе. Таким образом, осуществляя данную работу, ребенок не только прорисовывает свое эмоциональное состояние, но и имеет возможность поделиться своей проблемой, выплеснуть негативные эмоции не проявляя агрессии к другим и справиться со своими внутренними страхами.

Подгрупповая работа с мандалами предполагает сплочение коллектива, установление дружеских взаимоотношении между детьми.  Работая в группе дети учатся прислушиваться к другим, воспитывается чувство сопереживания, понимания и толерантности. Немало важным, для детей дошкольного возраста является развитие таких психических процессов, как воображение, внимание и мышление. По средствам мандалотерапии мы развиваем художественно-эстетическое творчество, мелкую моторику, связную и диалогическую речь, что является успехом обучения детей в школе.

После завершения занятия с использованием метода раскрашивания мандал,  ребенок возвращается в привычное для него окружение, но уже с обновленным мировосприятием, что дает возможность ребенку переоценить отношение к той или иной ситуации.

Опыт проделанной работы показывает, что данный метод является наиболее эффективным методом для развития эмоциональной сферы.

Как сказал С. Серна: «Выслушать ребенка так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыслями и проблемами, непросто. Искренний интерес, достаточное время и сердечное внимание помогут вам вникнуть во все детские дела и заботы, а детям — почувствовать, что их любят и уважают.»

Список литературы:

1.​ Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.

3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

5. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004 Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования  в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя  с детьми с ОВ...

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей - эффективное условие коррекционно- развивающей работы с детьми ЗПР.

Успешность коррекционно-развивающей среды зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь....

Крупотерапия в работе воспитателя, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Крупотерапия форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов....

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...