«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
статья по логопедии
«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
Кошелева Софья Андреевна,
учитель-логопед,
структурного подразделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области» – «Детский сад».
Россия, п. Ровеньки
Аннотация. В статье рассматриваются коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционная работа, речевое развитие, логопедические занятия, результативность.
На сегодняшний день коррекционно-развивающие технологии являются наиболее важными для детей с точки зрения воздействия на развитие и здоровье. Методы, приёмы и разнообразие подходов данного направления относятся к психолого-педагогической работе с детьми. Несомненно, введение оздоровительных технологий в образовательные процессы детского сада должно осуществляться в условиях здоровой среды, способствующей гигиеническому, психологическому и педагогическому комфорту.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях — это совокупность мероприятий, которые ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, а также их общее развитие. Достигнуть успешных результатов возможно только используя комплексное воздействие [2, с.45].
В логопедической практике актуален вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей путем здоровьесберегающих технологий. Причиной нарушения речи детей могут выступать различные как физиологические, так и психические заболевания. Слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляции, мелкой моторике и общей моторике – это набор нарушений, которые тесно связаны с речевыми процессами, а значит, проявляются при общем недоразвитии речи [3, с.47]. У детей наблюдается низкая работоспособность, слабая активность на занятиях, нестабильное эмоциональное состояние.
В связи с этим, здоровьесберегающие технологии необходимы в работе учителя-логопеда, чтобы оказать помощь в оздоровлении детей, посредством улучшения уровня коррекционной работы, а также разнообразия приемов и методов логопедического влияния. Нельзя отрицать, что положительная динамика обучения и воспитания детей напрямую влияет на сохранение и укрепление здоровья.
Существует ряд задач, стоящих перед учителем-логопедом, которые направлены на общую коррекционно-развивающую работу:
- Организовать образовательную среду таким образом, чтобы устранить все стрессовые факторы в процессе обучения. Для этого нужно создать доброжелательную атмосферу, использовать индивидуальный подход, а также выстроить образовательный маршрут, в котором ребенок сможет добиться успеха, благодаря которому достигается нормальное психофизиологическое состояние.
- Подходить к процессу обучения таким образом, чтобы обеспечить мотивацию ребенка к работе, тем самым повышая работоспособность.
- Поднять эффективность воспитательно-образовательного процесса.
- Поддерживать и укреплять здоровье воспитанников на оптимально возможном уровне.
- Закреплять у детей знания о здоровом образе жизни.
В деятельности учителя-логопеда практикуются следующие здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Зрительная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика (кинезеологические упражнения)
- Су – джок терапия
- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия)
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Нарушение речи в первую очередь связано с артикуляционным аппаратом, поэтому нужно выполнять целый комплекс определенных упражнений для укрепления мышц артикуляционных органов, а также способность различать движения языка в процессе говорения.
Вместе с этим решаются следующие оздоровительные задачи:
– повышается кровообращение в ротовой зоне и нервная проводимость;
– повышается двигательная деятельность артикуляционного аппарата;
– укрепляются мышцы языка, мышц, щёк;
Таким образом, правильное произношение звуков осуществляется благодаря артикуляционной гимнастики [4, с.82].
Немало важным видом здоровьесберегающей технологии является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения направлены на закрепление умений диафрагмального – речевого дыхания, а именно развивает протяжный, плавный выдох, вырабатывает сильную воздушную струю, приучает к способности умеренно расходовать воздух в речевом процессе.
С помощью дыхательной гимнастики достигается комплексное лечебное действие на организм, состоящее из: обогащения кислородом, нормализация обменных процессов, улучшение психоэмоционального состояния и повышение иммунитета. В работе с детьми важно добиться внимания и интереса к занятию, поэтому часто используются игровые приёмы.
Довольно важно проводить упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения. В процессе проведения письменных занятий продолжительная зрительная нагрузка может оказать пагубное воздействие на здоровье глаз ребенка, поэтому такие упражнения как «Стрекоза», «Послушные глазки», «Самолёт» является необходимым средством перезагрузки, которое способствует расслаблению и укреплению глазных мышц. Помимо этого, гимнастика оказывает воздействие на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаза.
На логопедических занятиях уделяется особое внимание такому виду деятельности, как пальчиковая гимнастика, которая способствует речевому и умственному развитию ребенка. Мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, так как движения организма и речевая моторика-это целая система взаимосвязанная между собой. В работе учителя-логопеда используются расслабляющие, статические и динамические упражнения, ориентированные на определенные цели и задачи коррекционной работы.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач:
– повышает работу головного мозга;
– развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
– развивает тактильную чувствительность;
– снимает тревожность.
В помощь логопеду на занятие приходят различные предметы и игрушки: резинки, пуговицы, «герои-варежки» и другие. Проведение занятий в игровой форме позволяет вызывать и поддерживать интерес ребенка к образовательному процессу.
Еще один вид здоровьесбегащих технологий с использованием массажных шариков, колечек, и других массажных предметов является – Су-джок. К одной из отличительных особенностей данной терапии можно отнести стимулирование определенных точек на кистях рук и стопах. На занятиях по коррекции речи данное направление помогает автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, восприятие и общую моторику рук. Часто проводятся такие игры как: «Ёжик», «Мальчик пальчик», «Лесные звери» и другие.
Изучая коррекционно-развивающие технологии, особое внимание обращается сказкотерапии, в процессе которой обогащается словарный запас ребенка, автоматизируются звуки, а главное развиваются все компоненты речи. Учитель-логопед может превращать своё занятие в сказочный сюжет, вовлекать сказочного героя, выстраивать логопедические задания в виде сюжетной линии. При помощи этого решается ряд задач:
1.Коррекционно-образовательные: развитие всех компонентов речи, фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную речь, развитие слоговой структуры слова.
2.Коррекционно-развивающие: развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, просодической стороны речи.
3.Коррекционно-воспитательные: развитие чувства доброты, любви к природе, ответственности, сопереживания [3, с.132].
При выполнении всех перечисленных задач ребенок осваивает умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать сюжетные линии, грамотно отвечать на поставленные вопросы и правильно строить диалог.
Музыкотерапия – это технология с использованием музыки, как способ нормализации эмоционального состояния, избавление от страхов, исправление речевых и двигательных расстройств у детей. В логопедической практике часто применяются такие виды работы с музыкой как:
– логопедическая ритмика, которая способствует укреплению костно-мышечного аппарата;
– пение, которое направлено на формирование правильного дыхания, звукообразования и голосообразования;
– музыкально-ритмические движения, которые развивают темп, ритм внимание.
Логопедические занятия и упражнения могут выполнять с использованием музыки.
Одной из наиболее интересной технологией для детей в коррекционной работе является цветотерапия. Здесь ребенок использует любимые цветы, а также предметы и фигуры. Элементы цветотерапии применяются на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях. Используются такие игры как: «Цветные дорожки», «Путешествие в разноцветный мир», «Разноцветные узоры» [5, с.46]. Благодаря цветотерапии успешно проходит автоматизация и дифференциация звуков, развивается лексико-грамматический строй речи, а также связная речь.
Несомненно, цветотерапия помимо коррекционной работы, оказывает немало важное влияние на здоровье ребенка, а именно: нормализуется мышечный тонус, психоэмоциональное состояние ребенка.
В процессе занятий с детьми проводится кратковременные физические упражнения – физминутка. Её цель: профилактика утомления, формирование правильной осанки, психоэмоциональная разрядка. На логопедических занятиях физминутка проводится непосредственно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Дети выполняют несложные упражнения, которые сопровождаются стихами, связанные с темой и содержанием деятельности [1, с.45].
Детская речь более ритмичная, громкая, четкая, эмоциональная и развивает слуховое восприятие, когда они произносятся одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной и развивает слуховое восприятие. Движения простые, доступные и интересные для каждого ребенка, но должны быть достаточно интенсивными, чтобы задействовать многие группы мышц, но не чрезмерными.
Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Существуют разные виды физминуток:
- Игровые
- Ритмические
- Двигательно – речевые
- Танцевальные
- Имитационные
- Пантомимическая гимнастика
Итак, использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Эти методы работы помогают добиться максимальных результатов в преодолении речевых трудностей, а также общем оздоровлении детей дошкольного возраста.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют сделать логопедические занятия более интересными и разнообразными.
Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами речевого развития, но и совершенствованию адаптационных и компенсаторных возможностей детского организма.
ЛИТЕРАТУРА
- Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 281 с.
- Макеева, Т. В. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Макеева, Л. Ф. Тихомирова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.
- Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 161 с.
- Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 191 с.
- Теория и методика игры: учебник и практикум для вузов / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 265 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками"
На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система пер, включающая взаимосвязь и взаимодействи всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребен...
Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками....
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...