Мастер - класс «Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Изо-терапия, как одна из эффективных форм
коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»
Цель: обучение участников мастер - класса применению изо-терапиив рамках учебно-воспитательного процесса, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности учителя.
Задачи:
1. познакомить участников мастер-класса с использованием изо-терапии дляразвития личности через развитие способности самовыражения и самопознания обучающихся;
2. повысить уровень профессиональной компетентности учителей, их мотивацию на системное использование в практике изо-терапии.
Участники: учителя ОУ.
Материалы и оборудование: листы формата А4, А3; краски, гуашь, фломастеры, карточки с заданием для работы в группе; презентация
Ход мастер-класса
- Теоретическая часть
В дефектологической практике все более активно используются арт - педагогические технологии в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить человека от того, что мешает ему нормально развиваться. Что такое арт-терапия.
Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.. На сегодняшний день достаточно изучены и широко применяются технологии музыкотерапии, изо-терапии, драма-терапии, кукло-терапии, библио-терапии, имаго-терапии.
В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Изотерапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий.
Ценность изо-терапии в психокоррекционной работе
- Осознание себя в мире
- Фантазии, интерес
- Творчество
- Двигательное развитие
- Развитие речевой культуры
- Познавательные процессы
- Эмоции, чувства
- Эстетическое развитие
- Восприятия, ощущения
- Нравственно-эстетическое развитие
- Внимание
- Память: зрительная, слуховая, словесно-логическая
- Воображение
- Ощущение красоты окружающего мира
- Мышление: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выделение главного
- Коммуникативные функции
В целом, использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, фрустрации.
В процессе изо-терапии не рекомендуется:
- В арт-педагогическом процессе неприемлемы команды, указания, требования и принуждения.
- Ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
- Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения.
- Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
- В процессе арт-педагогических занятий запрещено использовать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
Большое внимание уделяется подбору материалов для работы детей. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками, используется также уголь, краски для рисования пальцами, маркеры для создания изображений на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей, скотч и др.
В процессе арт-педагогических занятий с детьми с использованием изо-терапии
Выполняется пять основных видов заданий:
Предметно-тематические задания – задания, связанные с изображением человека и окружающих его предметов («Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома» и др.).
- Образно-символические задания – в основе таких заданий лежит рисование нравственно-абстрактных понятий, таких как «добро», «зло», «счастье», а также изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, например, «радость», «страх» и др.
- Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – это задания, основные на принципе проекции – «волшебные пятна», «рисование по точкам».
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, мелками, пластилином и др.) – это может быть рисование пальцами, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм, их уничтожение).
- Задания, направленные на организацию совместной деятельности – это коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений и т. д.
В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):
* Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.
Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются асхождения в интерпретации рисунка.
* Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
* Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.).по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
* Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Существует два способа работы с готовыми рисунками:
- Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
- Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).
Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.
При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.
Задачи и ожидаемые результаты арт-педагогического процесса:
- развитие уверенности в себе, в своих способностях;
- снятие тревожности перед выполнением более сложной работы;
- формирование положительной установки на дальнейшую творческую деятельность;
- избавление от чувства обиды, гнева, страха;
- развитие умений взаимодействовать друг с другом;
- снятие эмоциональной напряженности.
2.Практическая работа в группах.
Каждая группа получает карточку с содержанием работы и материалы.
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».
Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...
Коррекционное развивающие занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР.
Коррекционное развивающее занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР. Коррекционно-развивающее занятие «Круг&raq...
Коррекционное развивающее занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР.
Коррекционное развивающее занятие «Круг» с детьми глубокой умственной отсталостью и ТМНР. Вашему вниманию представляю конспект занятия по теме «Весна...
СТАТЬЯ "АВТОРСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".
В статье представлена модель работы в облачной системе и описаны такие формы дистантной работы с родителями и детьми в сети Интернет, как образовательный маршрут или Web-навигатор для всесторонн...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....