ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiseleva_n.g._mbdou_no_5.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Киселева Нина Геннадьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»
г. Йошкар-Ола
nina-kiseleva@list.ru
Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: элементарное музицирование, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), слабовидящие дети, «обучение в действии», игровая педагогика, детское творчество.
В МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения. При наличии зрительной патологии у детей прослеживаются некоторые специфические особенности развития: затруднена ориентировка в пространстве, задерживается формирование двигательных навыков, координации, чувства ритма.
Дети с ОВЗ с трудом осваивают танцевальные движения, чистое интонирование, игру на музыкальных инструментах, поэтому программа по элементарному музицированию Т.Э. Тютюнниковой, основанная на принципах музыкальной педагогики Карла Орфа, стала для меня большой помощью в работе.
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция К. Орфа “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”.
Главный принцип этой педагогики – “учимся, делая и творя” – позволяет детям, исполняя и создавая музыку, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования[3].
Элементарное музицирование – первозданный метод приобщения человека к музыке, который обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. [4].
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» является синтезом двух идей: систематического развития природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.
Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:
– хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
– ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
– творческое исследование тембро-динамических возможностей музыкальных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;
– разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.
Обучение в творчестве – главнейшая особенность элементарного обучения, поэтому его еще называют «творческим музицированием». Ребенок развивается в творчестве, детское творчество самоценно уже само по себе. И в музыкальном обучении важен не столько результат, сколько сам процесс. Мы даём ребёнку возможность понять, что он может многое, если что-то он ещё не умеет, то всегда может научиться этому, либо придумать свой способ творческого выражения: пения, движения, игре на инструменте.
Элементарное музицирование – это игровая педагогика. Ребенок играет, но не догадывается, что при этом его учат, не замечает многократных повторений и разучиваний. И педагог, обучая, тоже находится в позиции игры[4]. Он играет вместе с детьми, поэтому одна из базовых компетенций педагога – готовность и умение играть.
Элементарное музицирование требует особого репертуара: это народный фольклор, потешки, считалки, простые мелодии, игровые танцы, сценки. Именно элементарное музицирование при увлекательнейшем процессе обучения дает замечательные результаты, в том числе и в процессе организации коррекционно-развивающей работы.
Приведу несколько примеров, которые могут использовать педагоги в своей деятельности.
Речевая игра «Капля»
Капля – раз (на «раз» - хлопок над головой),
Капля – два (на «два» - хлопок над головой),
Капли медленно сперва (4 хлопка в ритм строчки).
Стали капли поспевать, капля каплю догонять (поочередные шлепки по коленям).
Мы теперь зонты открыли,
От дождя себя укрыли (руки соединяются над головой, пружинка с поворотами).
Тот же текст повторяется на притопах и прыжках.
Речевая игра «Птица-кар-кар-кар»
Птица-кар-кар-кар (вытянутые руки-«клювики» открываются и закрываются в ритм),
Ветер – хлоп-хлоп-хлоп (хлопки над головой),
Дождик – кап-кап-кап (шлепки по коленям),
Ножки – топ-топ-топ (притопы),
Дети – ха-ха-ха (вытянуть руки вперед – «фонарики»),
Мама – ах-ах-ах (руки на голову),
Лужи – бульк-бульк-бульк (вытянуть руки – сжимать разжимать кисти),
Туча – бах-бабах (подпрыгнуть, изобразить молнию и замереть).
«Контрасты» (Микс двух мелодий: «механической» и «волшебной»)
Дети двигаются произвольно, в соответствии с образом, каждый раз исполняя новое движение. В концертном исполнении: мальчики – роботы, девочки – феи, замирающие в конце своей музыки.
Я призываю коллег – музыкантов обратить внимание на эту интереснейшую область музыкальной педагогики.
В наших условиях использование методики, репертуара элементарного музицирования, даже парциально, приносит колоссальную пользу и удовольствие, как детям, так и педагогам.
Список литературы
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.
2. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. Спб.: Речь: М.: Сфера,2010. 112 с.
3. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.
4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Программа по материалам семинара № 1. Москва, 2009. 24 с.
5. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1 . Игры звуками: Учебно-методическое пособие. Спб.: ЛОИРО, 2003. 100 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Творческий отчет на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Творческий отчетв рамках программы «Школа методического мастерства. С инициативой в образование»на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Эффективные методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ
В статье предлагаются эффективные нетрадиционные методы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья....
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....