"Бинарные занятия, как эффективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР"
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы на тему
«Бинарные занятия, как эффективный способ
коррекционно-развивающей помощи
для детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи»
Совместная работа учителя-логопеда, педагога и других специалистов на группах компенсирующего направления для детей с тяжелыми нарушениями речи отличается системой, суть которой заключается в логопедизации всего процесса:
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки, развивает их;
- педагог-психолог- корректирует эмоционально-волевые и коммуникативные качества, нарушения которых является либо следствием, либо причиной нарушения речи;
- музыкальный руководитель – оказывает коррекционное воздействие через музыкально- ритмические движения;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые, двигательные и поведенческие навыки.
Реализуя совместную работу, коллективу педагогов следует придерживаться принципов:
- принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса;
- принцип индивидуализации обучения на основе диагностики развития;
- принцип системности;
- принцип доступности и последовательности;
- принцип разнообразия и вариативности материала и приемов коррекционной работы;
- принцип дифференцированного подхода к воспитанникам;
- принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Методов, решающих коррекционные задачи множество. Но, учитывая специфические особенности развития воспитанников, слабую положительную динамику, частое отсутствие детей в детском саду, был выбран нетрадиционный вид проведения занятий- бинарное занятие.
Бинарное занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. Более целесообразна интеграция художественно-эстетического и физического развития с другими областями образовательной программы.
Плюсом этих занятий является возможность удерживать внимание воспитанников на протяжении всего занятия, что немаловажно для данной категории детей.
Цель бинарного занятия на группах компенсирующего направления- создание единого коррекционно-развивающего пространства.
Во-первых – соединяются педагогические усилия педагогов, что позволяет на высоком уровне вести обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности;
В-третьих – усиление индивидуальности обучения, позволяет выявить детей, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение сложных тем. Эти занятия имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
В-пятых - повышение мотивации и заинтересованности детей.
Этапы подготовки бинарного занятия отличаются тем, что планирование и написание конспекта- совместные.
На занятии обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа.
В работе логопеда и воспитателя 2 направления: коррекционные и воспитательные. При проведении бинарного занятия коррекционные задачи берет на себя логопед, а воспитывающие -педагог. Занятия проводятся по основным лексическим темам и направлены чаще всего на закрепление пройденного материала.
Роль совместных занятий учителя- логопеда, музыкального руководителя и воспитателя в коррекционном развитии огромна: посредством сочетания речи, движения и музыки проводится работа над развитием эмоций, просодических и ритмических компонентов речи, пространственного праксиса, переключаемости и координации движений.
Роль педагога-психолога в тандеме специалистов группы крайне важна. Он работает с повышением возможностей детского поведения, обучения и общения. И так же принимает активное участие в проведении бинарных занятий, через игровую деятельность донося основные понятия по теме, давая эмоционально вжиться в нее, нащупать отклик детей.
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
- систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю;
- увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы;
- вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания;
- подбор технического оснащения.
Положительный результат проведения бинарных занятий виден очень четко: воспитанники более восприимчивы к изучаемому материалу, запоминают его, могут применять на практике полученные навыки или знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
«Мандалотерапия как эффективное средство коррекционно-развивающей работе»
Первые впечатления всегда живои сильно поражают душу младенца;они долго сохраняются в ней идействуют на всю нравственную жизнь его.Счастлив он, ежели первые впечатления его были благородны, если ...
«Дидактические игры с нетрадиционным материалом (синельная проволока), как эффективное средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ»
Синельная проволока – это удивительный материал для развития детей. ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....