Выступление из опыта работы использования ИКТ в познавательном-речевом развитии дошкольников.
электронный образовательный ресурс

Алексеенко Елена Вячеславовна

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Пушкинского муниципального района  детский сад №1 «Колокольчик».

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение для педсовета на тему

«Выступление из опыта работы использования ИКТ в познавательном-речевом развитии дошкольников».

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

                                             

                                                   

 

 

 

                                          

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) .

 В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

 В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

 ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-kommunikativnaya_tehnologiya_2018.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – коммуникативная

                      технология

                Выполнила:  воспитатель   первой   квалификационной  

                                                                  категории Алексеенко Елена Вячеславовна

                                                  2019г.

                                            г. Пушкино

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий

момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного

образования. Информатизация системы образования предъявляет новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно

актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития

информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены

происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это

связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование

новых информационных технологий.

ЧТО  ТАКОЕ  ИКТ?…

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникативными.

Информационные технологии   - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображении информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникативные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. 

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в

дошкольном образовании становится все более актуальным, так

как позволяет средствами мультимедиа , в наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Средства ИКТ:

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

• Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.

• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

 Основные формы использования ИКТ в моей работе:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет;

• Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

• Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:

• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;

• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;

• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ ПОМОГАЕТ  В РАБОТЕ:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  • ИКТ дают возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
  • значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
  • меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
  • с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
  • Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

При использовании ИК технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

«Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

 4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. « Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

Использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей.

   Посредством мультимедийной установки я решала такие задачи обучения как: доступность, новизна, посильность и наглядность представляемого материала, межпредметная связь. Использование современных информационно-коммуникативных технологий мотивирует детей к действию, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её возможностями.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности дошкольников»

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, д...

Выступление из опыта работы: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»

Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умен...

Выступление из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»

   Введение Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентности и лично...

Презентация к выступлению из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»...

Выступление из опыта работы "Использование современных технологий в образовательной деятельности дошкольников"

Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому  образу жизни....

Выступление из опыта работы «Использование эффективных методов в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формировать новые нейронные связи между полушариями голов...