Выступление из опыта работы "Использование современных технологий в образовательной деятельности дошкольников"
методическая разработка

Пишикина Юлия Васильевна

Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому  образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №13                                                                                 муниципального образования Кореновский район                                    

Выступление из опыта работы

«Использование современных технологий

в образовательной деятельности дошкольников»

Музыкальный руководитель

Пишикина Ю. В.

Слайд 1 На современном этапе развития образования происходят изменения в образовательных процессах и появляются новые подходы к музыкальному воспитанию, которые требуют использования наиболее эффективных современных педагогических технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий нам эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов помогает мне решить важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Слайд 2 Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе следующие современные образовательные технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

Цель – обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Для реализации этой цели я использую артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных  занятиях:

- формировать артикуляцию различных звуков;

- закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

- совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ;

- увеличить объем слуховой памяти и внимания;

- учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

- развивать музыкальную память, запоминание текста песен;

- совершенствовать дикцию;

- развивать чувство ритма;

- совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо – влево, вверх- вниз, в сторону, вперед – назад.

На музыкальных занятиях я использую следующие упражнения: «Покусывание и шинковка языка», «Уколы», Лопатка и чашечка», «Болталка», «Часики» и др.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха. Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.

Включение пальчиковой гимнастики в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребенку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки.

Также в своей работе с детьми я использую технологию формирования двигательных умений. Она предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого и включает следующие этапы:

1 этап: «вовлекающий показ».

Дети подражают движениям, показанным мною.

2 этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции.

3 этап: творческое самовыражение.

Я формирую у детей умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные.

Уже со второй младшей группы я использую игровую технологию формирования навыков творческого музицирования, которая позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе творческого, совместного игрового взаимодействия.

Свою работу по данной технологии для наилучшего результата я также делю на этапы:

1 этап: это обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять.

2 этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по – своему, комбинировать в различных вариантах. Экспериментируя и фантазируя.

3 этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.

Слайд 3, 4, 5  Использование информационно – коммуникационных технологий  это необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой  частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никто не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

Помочь мне в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных технологий, в том числе и компьютерных.

Слайд 6 Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Слайд 7 Цель: приобщение детей к различным видам музыкальной деятельности средствами ИКТ

Задачи:

- Активизировать процесс формирования музыкальных способностей детей средствами ИКТ;

- Развивать умственную и эмоциональную сферу ребенка с помощью ИКТ;

- Воспитывать музыкальный вкус и расширять кругозор дошкольников.

Слайд 8 Функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя:

- Источник учебной музыкальной информации;

- Наглядное пособие;

- Методические копилки: «Консультации», «Работа с родителями», «Стихи», «Музыка», «Презентации» и т. д.;

- Оформление документации в электронной форме. Средство подготовки текстов, музыкального материала и их хранение Слайд 23;

- Обмен опытом, интернет – ресурсы Слайд 24.

Слайд 9 ИКТ я включаю во все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, развитие слуха и голоса (музыкально – дидактические игры), музыкально – ритмические движения, игра на ДМИ.

Слайд 10, 11, 12, 13 В разделе «Слушание музыки» использую презентации и видеоролики. Они позволяют обогатить процесс эмоционально – образного познания, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с жанрами музыки, творчеством композиторов, в этом случае портреты, яркие иллюстрации привлекают внимание, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Также использую такой прием: даю послушать пьесу, не называя ее названия. После показываю несколько несколько разносюжетных иллюстраций на слайдах, предлагаю детям выбрать наиболее подходящую к произведению и объяснить, почему выбрали именно эту иллюстрацию.

Таким образом, происходит обогащение детей музыкальными впечатлениями, формируется эмоциональная отзывчивость и умение высказываться о характере произведения.

Слайд 14, 15, 16 В разделе «Пение» певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Поэтому детям очень интересны распевки, подготовленные с помощью ИКТ.

Слайд 17 В разделе «Музыкально – ритмические движения» - процесс разучивания танцев с использованием видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.

Слайд 18, 19 При обучении игре на музыкальных инструментах я использую презентации и видеоролики симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов, объясняю, что такое оркестр, , группа инструментов, знакомлю с профессией дирижера.

После просмотра видеозаписей у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному  звукоизвлечению.

Слайд 20, 21 На развлечениях и праздниках также использую собственные презентации, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Слайд 22 Продолжительность использования ИКТ в образовательной деятельности по требованиям СанПиНа:

Для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;

Для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;

Для детей 5-6 лет – не более 10 минут;

Для детей 6-7 лет – не более 15 минут.

Мультимидийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не далее 5-5,5 м от детей.

После просмотра мы обязательно выполняем гимнастику для глаз.

Слайд 25 Моя практика работы с детьми показывает, что использование компьютерных технологий способствует повышению качества знаний детей по специальным разделам музыкального воспитания; повышению уровня развития памяти, внимания, мышления, речи, восприятия воспитанников; значительному повышению мотивации дошкольников к изучению музыки.

Слайд 26 Вывод: Благодаря использованию современных информационно – коммуникационных технологий в образовательной деятельности в образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только ребенка, но и для музыкального руководителя.

Слайд 29 Использованные ресурсы:

-  Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

- Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

- Фото из интернет – ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные оздоровительные технологии в образовательной деятельности дошкольников.

«МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ»                  Проводятся в любых видах образовательной деятельности, а также в свободное врем...

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

Презентация "Игровые технологии в образовательной деятельности дошкольников" (средняя группа)

Игровая педагогическая технология– это организация педагогического процесса  в форме различных педагогических игр,  последовательная деятельность педагога по:- отбору, разработке, подг...

Использование современных технологий в образовательной деятельности воспитанников ДОУ

Современные технологии музыкального воспитания в работе с воспитанниками...

Применение современных технологий в театрализованной деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительных образовательных услуг

В нашем дошкольном учреждении № 7 «Жар-птица» созданы оптимальные условия для развития театральных способностей дошкольников. В группах оформлены театральные уголки, имеется...