Выступление из опыта работы «Использование эффективных методов в речевом развитии детей дошкольного возраста».
методическая разработка
Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формировать новые нейронные связи между полушариями головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_effektivnyh_metodov.docx | 875.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Высокогорский детский сад «Солнышко»
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Выступление из опыта работы
«Использование эффективных методов в речевом развитии
детей дошкольного возраста».
Составила
учитель – логопед высшей
квалификационной категории
Фаттахова Т.А.
2023 год
Использование эффективных методов в речевом развитии
детей дошкольного возраста.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.
В практике педагога кинезиология рассматривается как наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Большинство современных методик воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении программ любой сложности и направленности.
Проводя наблюдения за детьми в разнообразных видах деятельности, я отметила, что у детей есть проблемы, которые необходимо исправить новыми методами и приемами.
Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формировать новые нейронные связи между полушариями головного мозга.
Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. (восприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека). Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Эта система волокон и называется мозолистое тело. Мозолистое тело необходимо для координации роботы головного мозга и передачи информации из одного полушария головного мозга в другое.
Таким образом, основная цель кинезиологических игр и упражнений:
- развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Существуют основные виды кинезиологических упражнений:
- Дыхательные упражнения (отвечают за развитие произвольности, самоконтроля, ритмики организма);
- Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимуляция речевых зон головного мозга);
- Точечный массаж (благотворное воздействие на биологически активные точки);
- Упражнения на релаксацию (снятие внутреннего напряжения, расслабление, повышение стрессоустойчивости);
- Кинезиологические упражнения (комплексы движений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия);
- Глазодвигательные упражнения (улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия);
- Растяжки (нормализация гипер- и гипотонуса).
Как известно игра — это основной вид деятельности дошкольников в детском саду. Я своей работы использую игры и игровые упражнения направленные на межполушарные взаимодействия в разных видах деятельности (развитие мелкой и общей моторики, дыхательные упражнения, развитие звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков, слогов и слов, и др.). Для своей работы с детьми я решила пополнять предметно - пространственную среду разными видами кинезиологических игр.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Цель: Оздоровление организма. Развитие концентрации внимания, произвольной саморегуляции, снятие мышечного напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния.
Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних.
1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2 - 5 с задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через рот. Пауза.
Упражнение «Шарик».
Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию игрового материала. Ребёнок сидит или на стульчике, или на полу. В одной руке ребёнок удерживает стаканчик на дне которого лежит шарик. Ребенку предлагается подуть на шарик и поймать его другой рукой.
После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Например, отодвигать стаканчик дальше от себя до вытянутой руки, стоя на ногах или поочерёдно на одной ноге.
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, и активизацию межполушарного взаимодействия.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук, межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве.
Игра с нейродорожками: ребенку необходимо двумя руками одновременно пройти дорожки, пропевая звуки.
Игра «Найди и положи цифру»: ребёнку необходимо найти названную педагогом цифру двумя руками и положить в нужную ячейку в шаблоне.
Использование кинезиологических игр на логопедических занятиях
Игра «Выложи слоги на шаблоне»: сначала ребёнок определяет какой камень или игрушка будет соответствовать слогам, затем ребёнку необходимо найти названный педагогом слог, двумя руками взять игрушки или камешки и положить в нужную ячейку в шаблоне, соответствующую цвету.
Игра «Лабиринт»: ребёнок определяет какая стрелочка будет соответствовать какому слогу, затем проходит лабиринт по стрелочкам, проговаривая соответствующий слог.
Игры с педагогами
Балансировочная доска, по-настоящему уникальный инструмент коррекционно- развивающего процесса, так как мозжечок, на который идет воздействие, связан со всеми структурами нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.
При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении.
С педагогами мы отрабатываем упражнения с детьми.
Воспитанники с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями, им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»
В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....
Презентация опыта работы "Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы"
В презентации представлен опыт работы по использованию интерактивного оборудования в работе с дошкольниками в рамках преемственности ДОУ и школы. Данный опыт разработан совместно со старшим воспитател...
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...
Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображени...
Обобщение опыта работы. "Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...
Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» - Презентация
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста....