Выступление из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
материал
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентности и личностно - ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющий социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Темы, разрабатываемые в рамках экологических проектов, могут быть самыми разнообразными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Подготовила воспитатель
Разновозрастной группы №1
Головастова Надежда Анатольевна
2019 год
Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов. И вот с какой проблемой мы столкнулись. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно численность городского населения, привел к тому, что многие дети, живут практически в искусственной среде, не имеют общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые многотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок стал больше времени проводить за компьютерными играми и телевизором. Но никакой даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности в разных видах деятельности. Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить сострадать и видеть.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентности и личностно - ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющий социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Темы, разрабатываемые в рамках экологических проектов, могут быть самыми разнообразными.
Существует ряд преимуществ у проекта:
• Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.
• Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач. Мерилом успешности проекта является его продукт.
• Проектная деятельность ставит ребенка в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и других новые условия жизни.
• За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к рефлексии, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое.
Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важных критериев развития познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакции на успех и удачу, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.
Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к жизни и ее сложным проявлениям.
Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Реализация проектно – исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста может быть реализована в дошкольных образовательных учреждениях различного типа и вида в работе с детьми в возраст от 4 до 7 лет. Его реализация не требует дополнительных затрат материально-технической базе ДОУ и коррекции режима для дошкольника, осуществляется в течении всего учебного года совместно с воспитателем группы.
Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект, включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.
Здесь очень важна предварительная работа:
1. Это: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр. по изучению теории вопроса;
2. Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи);
3. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий;
4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы;
5. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
При работе над проектом крайне важно было закрепить с детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований.
Но для этого важно соблюдать основные принципы:
• Принцип учета возрастных особенностей детей;
• Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учете индивидуально- личностных особенностей детей;
• Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
• Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
• Принцип сознательности и активности, основанный, на осознанном включение детей в исследовательскую деятельность;
Принцип непрерывности-обеспечивающий преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школы.
Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников интереса к проектно-исследовательской деятельности, это правильная организация развивающей предметной среды, она должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственного, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Зона коллекций : предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;
Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований;
Огород на окне: создается для наблюдений за ростом растений:
Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;
Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений.
Важно правильно подобрать и дидактический материал, который будет способствовать расширению и закреплению полученных детьми знаний.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, развлечения, экскурсии.
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главная задача родителей:
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектно – исследовательской деятельности в экологическом образовании детей в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В своей работе, для художественно-эстетического развития детей я использую технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика, лоскутное рукоделие. А в результате – неповторимое ...
Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»
В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....
Выступление (из опыта работы) на тему «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».
Цель выступления: Повысить компетентность педагогов в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы....
Выступление из опыта работы: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умен...
Презентация к выступлению из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»...
Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»
Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»...
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...