Календарно - тематическое планирование "Зимушка - зима"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема «Зимушка - зима»
Задачи: Продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
Коммуникативная деятельность:
- Беседа с детьми о том «Чем нам нравится зима?», «Как много интересного бывает зимой» - обобщающая беседа о Зиме, «Зима – владычица трех месяцев», «Очень важный разговор» (как растения и животные приспособились к зиме?), «Зимой в лесу. Природа и человек», «Зима наступает, кто людей одевает и обувает?», «Зима и пешеходы», «Зачем зимой снег?», «Почему к нам приходит зима?», «Как лесные звери проводят зиму», «Зимняя березка и рябина», «Зимовье птиц», «Если б не было зимы»
- Рассматривание картин из серии «Зимние развлечения»
- Беседа с детьми на тему «Как помочь птицам зимой?», «Как звери в лесу зимуют»
- Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», серия картинок «Как дети спасали птиц», «Животные зимой»
- Рассматривание картины «Февральская лазурь», К. Юона «Русская зима», Грабарь «Зимний пейзаж»
- Коммуникативная игра «Придумай предложение о зиме», «Дополни предложение о забавах зимой»
- Составление описательного рассказа на тему «Зима»
- «Подарки зимушки – Зимы» (познакомить с понятиями «гласный и согласный» звуки, звуковой анализ слова
- Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
- Рассмотреть альбом «Жизнь народов Севера», «Животные Севера»
- Творческое рассказывание
- Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
- Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…
Познавательно - исследовательская деятельность:
- «Наблюдение за состоянием природы», «Наблюдение за снегопадом и льдом»
- Рассматривание тематического альбома «Что такое снег?»
- Детское экспериментирование: «Царство цветных льдинок» (создать условия для экспериментирования с водой, с красками, знакомства с их свойствами), «Лед легче воды», «Угадай, что спряталось в ведерке?»;
- Опыты: «Лед - твердая вода», «Вода защищает растения от низких температур», «Замерзшая вода двигает камни», ««Как образуется иней?»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
- «Проказы старухи зимы»
- «Когда это бывает»
- «Чудесный мешочек»
- «Собери картинку» (снежинки)
- Упражнение на развитие речевого дыхания: «Подуй на снежинку»
- «Собери снеговика»
- «Подбери по цвету варежки»
- «Найди пару»
- «Разрезные картинки» (Зима)
- «Письмо мальчику почемучке»
- «Составь рассказ» по теме «Как мы слепили снеговика»
- Упражнение для коррекции зрения «Снежинка»
- «Хорошо – плохо»
- «Наоборот»
- «Кто больше?»
- «Кто что делает?»
- «Я собираюсь на прогулку»
- «Что зимой бывает»
- «Что прячется за сугробом»
- «Отгадай по описанию»
- «Подбери слово»
- «Доскажи словечко»
Сюжетно ролевые игры:
- «Зимние забавы»;
- «Путешествие в зимний лес»
- «Телевизионный репортаж о приходе зимы в наш город»
- «Путешествие на Север»
- «Репортаж с Севера»
- Развлечения. Подготовить силами детей настольный театр по сказке «Морозко»
- Игровые ситуации «Не идется и не идется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок»
Пальчиковая игра
- «Снеговик»
- «Снег снежок»
- «Пирожки»
- «Пирог»
- «Возьмем Мишутку на прогулку»
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
- Зимние забавы: катание на санках, ходьбе на лыжах, лепка поделок из снега;
- Хороводная игра «Снежная баба», «На дворе мороз и ветер»;
- «Чья команда быстрее соберет снежки в корзину»;
- «Два мороза»;
- «Что унесла метелица»;
- «Попади в цель»;
- «На дворе мороз и ветер»;
- «Собери снежки»;
- «Мороз, Красный нос»;
- «Холодно – горячо»;
- «Бездомный заяц»;
- «Снежки»;
- «Золотые ворота»;
- «Метелица»;
- «Что нам нравится зимой»;
- Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку»;
- «Лиса и заяц»;
- «Хитрая лиса»;
- «Голуби, воробьи и ворона»;
- «Птички»;
- «Гуси- гуси»;
- «Пингвины»;
- «Воробушки и автомобиль»
Конструирование
- Изготовление кормушек для зимующих птиц
- «Построим катер для путешествия на Северный полюс»
- Ручной труд «Зайка под зимней елкой»
- «Снежинка» (из бумаги)
- «Горку делать мы идем, на тележке снег везем»
Восприятие художественной литературы и фольклора
- Чтение произведений К. Ушинского «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи - зимы», Н. Носова «На горке», сказки В. Одоевского «Мороз Иванович », В. Бианки «Под снегом на лугу», Н. Сладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Суд над декабрем», Н. Носова «На горке», В. Бианки «Кто сыт, тому голод не страшен», Л. Толстого «Зайцы», И. Анденко «Птичья столовая», Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима», А. Членова «Как Алѐшка жил на Севере»
- Чтение стихотворений о зиме А. Пушкина «Зимнее утро», заучивание наизусть стихотворения И. Сурикова «Зима», «Вы узнаете зиму», «Снегопад» (Лопухина), И.С. Никитин « Встреча зимы»,А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняет»
- Чтение и заучивание примет о зиме
- М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке»
- Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза»
- Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка»
- Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Труд в природе: сгребание снега под деревья
- Подметание дорожек от снега
- Наблюдение за трудом взрослых. Понаблюдать, как старательно дворник убирает снег, посыпает дорожки песком, чтобы детям было удобно ходить. Прививать уважение к труду взрослых
- Постройка снежной крепости: дом из снежных комков
- Изготовление снежных поделок
- Украшение цветами клумбы на участке (цветные льдинки)
- Конкурс скульптур и сувениров из снега
- Изготовление домиков для животных из природного и бросового материала
- Сооружение кормушки
Изобразительная деятельность
Рисование
- «Зимушка зима»
- «Зимние забавы»
- «Белый медведь и северное сияние»
- «Деревья в инее»
Лепка
- «Снеговик»
- По замыслу лепка зимнего леса и его обитателей
Аппликация
- «Снегири прилетели» (коллективная работа) краски, вата
- «Такие разные снежинки»
- «Укрась варежку»
Музыкальная деятельность
- Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, Вивальди «Зима», Чайковский «На тройке»
- Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова»
- Разучивание песен «Что нам нравится зимой»
- Пение «Зимняя песенка» (музыка Карасева), «Хорошо, что снежок пошел» (музыка Островского)
- Танец снежинок (импровизация)
- Упражнения на развитие слуха «Лиса по лесу ходила»- русская народная песня
- Музыкальный этюд «Медведи пляшут»
- Игры с пением «Зайчик», «Медведюшка»
- Слушание « Воробей» музыка Герчика
- Пение « Дятел» - с прихлопыванием; « Воробушки» (музыка Баромыковой)
- Упражнение на развитие слуха и голоса « Сорока» И Арсеева
- Игра на детских музыкальных инструментах « Снегири»
Работа с родителями
- Наглядная информация для родителей, рекомендации, буклеты
- Памятки о знакомстве детей с сезонными изменениями, о пользе прогулки зимой
- Привлекать родителей к участию в создании снежных построек на участке детского сада
- Оформление папок-передвижек для родителей: по теме «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде», «Зима», «Зимние подвижные игры»
- Подборка стихов для разучивания с детьми дома
- Предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период
- Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке»
- Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Снежинки в воздухе кружатся», «Зимушка зима».
Итоговое мероприятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Зима - любимый город" подготовительная группа
Тема недели: "Зима - любимый город"; Лексическая тема недели: "Лес осенью. Ягоды. Грибы"...
Календарно-тематическое планирование "Зима полна серебра".
Создание условий для обобщения и расширения знаний детей о характерных признаках зимы....
Календарно - тематическое планирование "Зимующие птицы"
Сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой....
календарно-тематическое планирование Зима. Скоро Новый год!
календарно-тематическое планирование Зима. Скоро Новый год!...
Календарное- тематическое планирование, Зима, старшая группа
Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, обособенностях деятельности людей в зимний период; о безопасном поведении зимой.Обощать представления о ...
Календарно-тематическое планирование "Зимующие птицы"
Зимующие птицы...