Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)
Составила воспитатель МБДОУ Детский сад 32 Лисая Татьяна Игоревна
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chern.vyst_._opyt_po_teatr.deyat_.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила воспитатель МБДОУ Детский сад 32 Лисая Татьяна Игоревна
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Сегодня в своей презентации я представляю опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодиться в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности, в том числе и музыкальные: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театральная деятельность.
Слайд 2 Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…. О.П.Радынова
Послушайте высказывания о театральной деятельности и театре.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В. А. Сухомлинский
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»
К.С.Станиславский
Слайд 3 и 4 Обратите внимание на цели и задачи, которые я поставила.
Цель: формирование творческой личности ребенка через театральную деятельность, развитие вербальной и невербальной стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.
Слайд 4
Задачи:
Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи. Способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.
Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения). Вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль). Специальных умений (актер, зритель). Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными. Пополнить словарный запас.
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.
Слайд 5 Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:
Нам воспитателям, надо помнить, что театрализация подразумевает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, в котором он организует условия для развития творческих способностей детей.
Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:
– содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
– педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
– театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети и взрослые.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Слайд 6: Так какие возможности открываются для ребёнка в театрализованной деятельности?
Я могу кратко ответить на этот вопрос так:
Ребенок через театрализованную деятельность может:
- Глубже познать окружающий вокруг него, мир.
- Может развивать интерес к малым фольклорным формам, родной культуре, литературе, театру.
- И стать творческой личностью.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в группе детского сада, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Слайд 7 Формы работы по театрализованной деятельности
В своей работе я использовала разнообразные формы работы, а именно:
Вы видите на слайде.
- Театрализованные занятия (1 раз в неделю)
- Музей кукол
- Театрализованная игра на праздниках, развлечениях, родительских собраниях
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность
- Театрализованные игры в повседневной жизни
- Театрализованные игры, спектакли.
- Мини – игры на музыкальных занятиях.
- Посещение социума с родителями
- Мини игры на других занятиях.
Слайд 8 Классификация театрализованных игр.
Остановимся немного на теории.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры - драматизации и режиссерские игры (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребёнок создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или, нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Слайд 9 Режиссерские игры.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).
Классификация режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров.
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризной, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Театр на фланелеграфе. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Слайд 10 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности с детьми, осуществляла в три этапа.
1Этап: Совместная театрализованная деятельность воспитателя и детей
- Знакомство с понятием «театр»
- Рассказы об истории разных театров
- Кто работает в театре. «Закулисье».
- Театральные профессии
- Правила поведения в театре. Беседа: «Как вести себя в театре». Игра – инсценировка «В театре».
- Игровое упражнение «Учимся быть артистами»
- Разучивание стихов, потешек, чтение сказок,
- Организация театрализованных игр. Разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций).
- Сочинение новых сказок
- Придумывание окончание сказки, рассказа
- Придумывание своего сюжета уже известной сказки
- Уроки мимики и жестов. Разыгрывание миниатюр с помощью мимики и жестов.
- Поучительная беседа: «Что такое сила голоса для артиста?»
На первом этапе организовывала совместную игровую деятельность, в которой детей знакомила с театрализованной деятельностью, а именно:
- С театральными игровыми технологиями, театральной терминологией, основными видами театрального искусства, с культурой поведения в театре. Знакомила детей с понятием театр, его историей, театральными профессиями, костюмами персонажей, атрибутами с целью обогащения театрального опыта.
- . В работе над спектаклем учила сочинять этюды по сказкам; развивала навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
- Организовывала театрализованные игры (разыгрывание стихотворений, сказок, мини-сценок с использованием кукольного театра), с целью развития у них интонационной выразительности, согласованности движения и речи. Обыгрывали сказки с помощью пальчикового театра и кукол би-ба-бо, с целью активизации словаря детей, совершенствования звуковой культуры и диалогической речи. Такие игры еще способствуют развитию координации движений рук. Разыгрывание песенок, потешек помогают развивать чувство ритма, формирует правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. А для развития фантазии, воображения, творческого потенциала и развития коммуникативных способностей детям предлагала сочинить новую сказку или дополнить её, или, продолжить, или, придумать свой сюжет уже известной сказки.
- На специально запланированных занятиях по театрализованной деятельности обучали детей регулировать силу голоса, использовать интонацию при чтении стихотворения, скороговорок, вести ролевые диалоги.
Слайд 11 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
2 Этап: Организация совместной игровой деятельности детей.
На втором этапе учила детей организовывать свою театральную деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимали участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учились примерять на себя роль. Все это способствовало формированию эмоционально положительного отношения.
Организовывала игры- драматизации, при этом были использованы следующие произведения: К. И. Чуковского «Муха цокотуха», Л. Н. Толстого «Три медведя»; инсценировка стихотворения «Три пингвина», «Крошечка -Хаврошечка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси лебеди» и др. При этом важно было, научить детей по - своему, передавать образ героя, понимать эстетическую сторону инсценируемого произведения, формировать художественный вкус. Специально дети не учили слова, текст произведения передавался детьми по памяти, поэтому много было импровизаций и привнесения чего - то нового в сказку.
Проводились театрализованные игры по отрывкам различных произведений. В этом случае дети уже специально учили слова. При разыгрывании мини - спектаклей дети делились на две подгруппы. Одна часть детей участвовала в театрализованной игре, а другие являлись зрителями. Затем они менялись местами. Зрители на этом этапе нужны, для того, чтобы дети смогли увидеть проявление эмоции, сопереживания у детей, подражающих поведению героев произведений, понимать художественную ценность произведения. После театрализации вместе с обсуждали услышанное, увиденное и проигранное, делали выводы. Отмечали исполнительскую деятельность и творчество детей.
Третий этап – это самостоятельная театрализованная работа, показ освоения специальных умений. На этом этапе проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.
Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных.
Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощенно чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряли на себя различные роли и детально передавали образы персонажей; имитировали характерные движения героев, передавали в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.
Слайд 12: Работа с родителями
Развитие театральной деятельности, накопления эмоционально-чувственного опыта у детей - это длительная работа, которая требует участия родителей. Для сближения детей и родителей к совместному сотрудничеству, эмоциональному и эстетическому развитию детей, в нашей группе работал
- «Клуб выходного дня» (родители и дети собирались у кого-нибудь в гостях или на природе, проводили совместные праздники, дни рождения детей, организовывали походы музеи, библиотеку им. Коковина, в театры (кукольный и драматический). Смотрели разные спектаклями. Дети были свидетелями игры профессиональных актеров.
Чтобы пополнить знания детей и родителей о разных видах театра и уметь их применять в повседневной жизни, проводились
- обучающие семинары-практикумы (совместные развивающие игры детей и родителей) «Дети и театр», «Куклы своими руками», «Куклы би-ба-бо» и пр.)
- Игровые программы: «День матери», «Театр русских народных сказок», «Театральная викторина», «Сказочный КВН» (игры, мини - сценки, где взрослые и дети являются равноправными участниками).
- Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Домашний театр устраиваем дома», «Поиграйте с ребятами в сказку!», «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»;
- Мастер – классы: «Книжки – малышки», «Конусный театр»
- Родителей информировали о репертуарах детских театров города;
- Родители принимали участие в совместных выставках поделок по сказкам
- Организовывали выставку рисунков по сказкам Ст. Писахова
- Проводились совместные выступления детей и их родителей;
Участие родителей в театральной деятельности, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Считаю, что без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта, невозможно.
Благодаря активности и интереса родителей, в группе обогатилась предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО.
Свою работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Мне, как воспитателю, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Слайд 13 Результаты работы представлены на слайде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "
Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...
Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...
"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"
В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...
конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...
Опыт работы «Осуществление краеведческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
«ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным на протяжении всего существования человека. Ведь отвечая на него, каждый определяет свое будущее. Наблюдая, в какие игры играют дети, какие игру...