Опыт работы «Осуществление краеведческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Конюхова Светлана Леонидовна

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования.

        В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая  2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период  до 2025 года.

       Согласно которой, приоритетами государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.    Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_kraevedenie_konyuhova_s.l.docx71.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского муниципального района

Омской области

Опыт работы  

«Осуществление краеведческой  деятельности  у детей старшего  дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики»

 

                                                                 Подготовила воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории:

     Конюхова С.Л.

Полтавка -2016 год

Введение

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования.

        В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая  2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период  до 2025 года.

       Согласно которой, приоритетами государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.    Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.                                                                                                          

Актуальность

 Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. 

Цель опыта:  формирование у детей старшего дошкольного возраста системных

знаний по истории родного края,  чувства любви к своему Отечеству на основе

разнообразия форм работы.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные задачи: знакомить с символикой государства, родного края, города: флаг, герб, гимн; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас

окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

Развивающие задачи: расширять представления об истории, географии, культуре родного поселка; развивать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа; развивать творческие и интеллектуальные способности детей;

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и привязанность к семье, родному краю, детскому саду; воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формировать чувство уважения и симпатии к другим людям;

Краеведческая работа в группе развивается по ряду направлений: 
- естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое);
-  этнокультурное краеведение (фольклорное, художественное, литературное);
- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);
- спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений)
- музейное краеведение (изучение родного края на базе районного  краеведческого музея);
- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самостоятельных или плановых экскурсий);
семейное краеведение.

Краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

- приоритет воспитательных задач;
- интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история);  
- реализация личностного, деятельносного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
- внешняя привлекательность деятельности для дошкольников, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию детей;
- практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают  на организацию системной разноплановой деятельности дошкольников, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.

Полтавский  край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей через краеведческую деятельность приобщить детей к его культуре.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края была разработана рабочая программа  кружка «Юные краеведы».

Цель программы заключается в углубление знаний детей по истории родного поселка, города Омска; знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи:                                                                                                                                                   - развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей малой родине; - формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Полтавки, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);                                          - воспитывать уважение и гордость за свой родной город.

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5-7 лет), предусматривает 1 занятие в неделю. Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности старшего дошкольного возраста, в рамках данного опыта определены следующие разделы.

 Раздел 1 «Я, ты, он, она  –  вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений  детей  о  своей  семье,  родословной;  расширение  представлений  о дошкольном   учреждении;   знакомство  с  ближайшим окружением,  социальными объектами расположенных рядом с детским садом;  формирование представлений о профессиях   взрослых;   обогащение   представлений   о  себе  и  своих сверстниках;

Раздел  2 «Моя страна  –  Россия»  включает  в  себя:  расширение  элементарных

представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам   русской   народной   культуры,   ее  традициям  и  обычаям;   знакомство  с государственной символикой:  флаг,  герб,  гимн;  раскрытие перед детьми ценности

окружающего мира;

Раздел 3 «Люби и знай, родной свой  край» включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о природных богатствах Полтавки и Омска; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви и привязанности к родному краю, красоте и многообразию родной природы;

Раздел 4 «Наши праздники и традиции» включает в себя: формирование знаний государственных праздников своей страны; расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы.

Формы проведения занятий:

При проведении занятий  деятельность  направлена на: создание положительно-познавательной мотивации детей; организацию их внимания; активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса; формирование способов оценки детьми собственной деятельности.

Наиболее интересными для детей были занятия-путешествия, которые взаимосвязаны с экскурсиями по Полтавке, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями,  занятия проводились в последовательности: настоящее поселка; поселок в прошлом; его составляющие; поселок, в котором мы живем. Увлекательная форма проведения таких занятий требовала большой подготовки изготовления новых дидактических игр «Любимые места», «Наши памятники», «Моя Полтавка», «Найди флаг, герб города», «Подбери картинку, прошлое и настоящее».

Целевые прогулки

Начинались все прогулки по территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, особенности его строения, оборудование детских площадок. Во время прогулок за территорией детского  сада,  дети  знакомились с названиями  улиц,  социальными   объектами   (школа,   библиотека,   поликлиника).

  Мы беседовали о правилах поведения в парке жителей Полтавки, о труде людей, вложенного в строительство этого места отдыха, любовались красотой. Общались с живой природой: лесом, дети учились слышать и слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, видеть и смотреть ее первозданную красоту.

Экскурсии

Экскурсии дают детям возможность познать поселок во всем его многообразии, развитии, получить живые впечатления. Во время экскурсий в Полтавский историко - краеведческий музей» дети узнали, как возник наш поселок, об историческом прошлом нашего края, познакомились с многонациональной культурой, животным и растительным миром. Экскурсия «Памятники и доска почета нашего поселка» способствовала знакомству детей с выдающимися людьми, участниками  ВОВ. Во время экскурсий дети рассматривали архитектурные здания, обращали внимание на новое, современное строительство. Чтобы экскурсии были наиболее доступны и понятны детям, в группе  проводилась предварительная работа. После каждого путешествия предоставлялась детям возможность выражать свои впечатления в свободной творческой деятельности. Работы детей  использовались в районном конкурсе  «Наша малая Родина», в  пополнении копилки «Полтавка глазами детей», содержание которой свидетельствует о формировании у детей стойкого интереса к родному городу.

Чтение художественной и познавательной литературы

 Произведения   подбирались согласно   возрасту   и   уровню   развития воспитанников.    Знакомя   детей   с   конкретными    историческими   событиями,  пополнялись их знания и представления о жизни Руси: прошлых наших предков, праздниках, замечательных умельцах района (Тамара Шейко – вязальщица), народной игрушке и предметах прикладного искусства. С интересом дети слушают произведения о Великой Отечественной войне, защитниках нашей Родины.  Проведенная литературно-музыкальная композиция «День Победы», способствовала зарождению чувств уважения и восхищения к героическим подвигам участников ВОВ. В работе  широко использовались произведения русского народного творчества, которые являются богатейшим источником познания национального колорита.

Использование игр для закрепления знаний и впечатлений

Чтобы помочь детям как можно больше узнать о родном поселке и закрепить эти знания,  приобретались открытки, иллюстрации, подобрались фотографии и изготавливали ряд игр: «Узнай по фотографиям», «Найди по описанию», «Разбитая картинка», «Подбери пару из прошлого и настоящего», «Любимые места», «Найди флаг и герб своего поселка». С большим интересом дети играли с организованным в группе мини - музеем «Русская изба».  Мини - музей со временем пополняли предметами быта, увлекая и способствуя установлению связей между прошлым и настоящим нашего поселка. Играя в игру «Волшебный сундучок», дети знакомились с многонациональностью нашего края, элементами национальной одежды.

В   музее   собраны    разнообразные    материалы,    отражающие    национальные,

природные  особенности  нашей  страны:  российский флаг,  герб,  географическая  и

политическая карты страны, книги, открытки о жизни наших предков, куклы в русских  национальных  костюмах.  Учитывая    приоритетность    регионально    –    культурного    наследия, подобран материал об Омске и Полтавке, включающий как сведения о

историческом прошлом, так и о современном культурном облике поселка,  альбомы «Природа родного края», «Улицы моего поселка», специально подобранная литература (художественная, справочно-информационная, детская).

В копилке «Мир глазами детей» представлены детские рисунки, отражающие ближайшее окружение детей («Моя семья», «Моя родословная», «Мой детский сад», «Вместе дружная семья, я и все мои друзья»).

Значимость мини-музея в группе достаточно высока, т.к. мои воспитанники не только рассматривают представленный материал, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют, размышляют.

Все это зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны, края.

Праздники и традиции

В группе сложились свои традиции. Это организация и проведение «сладких» вечеров, совместных посиделок с родителями. Форма проведения – произвольно-тематическая, располагающая к совместному общению детей и родителей. Во время общения дети знакомятся с профессиональной деятельностью своих родителей, их увлечениями, с событиями окружающего мира. Участие в совместных мероприятиях и в праздниках детского сада оставляет у детей яркие, глубокие впечатления, вызывает эмоциональные переживания, ненавязчиво и чрезвычайно эффективно способствует его творческому развитию.

Совместная деятельность с родителями.

При проведении бесед, консультаций,  учитывались мнения и предложения родителей, пытаясь выработать общую точку зрения на решение задач в работе с детьми. Родители

принимали   активное   участие   в   организации   экскурсий,   выставок   «Вместе

дружная семья», «Где я отдыхал с родителями», «Наша малая Родина».

Большой интерес и отклик у родителей, вызвала работа по составлению родословной своей семьи. Так выяснилось, что большинство, столкнувшись с понятием родословная, начали активный поиск в установлении контактов с прадедушками и прабабушками, дальними родственниками.

 Активное участие родители приняли в организации мини-музея «Русская изба». Подбирали материал об Омске и Полтавке, приносили открытки, фотографии из семейных копилок, вырезки из газет, книги. Подбирая материалы, многие родители освежили и подкрепили свои знания о родном поселке, его истории,  богатстве и достоянии.

Таким образом, знакомя детей с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности,  представленный  опыт  способствует  созданию неповторимой среды,

которая,     действует     на    воображение     и     формирование     индивидуальности

воспитанников, определяя их жизненный путь и душевные устремления.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления  с  родным  поселком,  с  его  народом,  бытом  и  традициями, у детей  формируются  такие  нравственные  качества,  как  любовь  к  Родине,  своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

В рамках опыта представлены:

  • поэтапно-перспективные планы работы с детьми, способствующие эффективному и системному усвоению знаний о своей стране, родном крае, городе в котором они живут.
  • разработаны и систематизированы конспекты занятий, бесед, сценарии праздников, развлечений, которые призваны формировать интерес к народным традициям, развивать чувство ответственности, гордости за свою страну, родной край, а также помогают раскрывать творческие способности детей, формировать целеустремленную, жизнерадостную личность;
  • различные презентация по темам: «Мой город», «Волшебный сундучок», «Кукла – самоделка», «Легенда об игрушках»;
  • адаптированные познавательные рассказы о родном крае, городе: «Омск»,

 «История родного поселка», «Герб Полтавки»,  «Многонациональный Омск»,

« Полтавский историко – краеведческий музей», «Памятники Полтавки»;

  • альбомы «Улицы моего родного поселка», «Мой поселок и его прошлое»;  
  • информационный материал для педагогов способствующий повышению уровня

профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах патриотического воспитания детей.

Заключение

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Опыт «Осуществление краеведческой  деятельности  у детей старшего школьного дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.

Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности.

Старший дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.

Список используемой литературы

1. В.П.Аникина «Традиции русского фольклора», Москва  1986г.

2. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 1991

3. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003

5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: «Академия». 2002

6.Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн.2: Психология образования. М.: Владос. 2007

7. Соколова Л.В. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Демонстрационный материал

8. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Москва – 2015г.

Приложение 1

Результаты диагностики уровня знаний детей старшей группы

на 1 сентября 2014г.

Высокий уровень – 10 детей (34%)

Средний уровень – 13 детей (45%)

Низкий уровень – 6 детей (21%)

Приложение 2

Результаты диагностики уровня знаний детей старшей группы

на 31 мая 2015г.

Высокий уровень – 13 детей (45%)

Средний уровень – 11 детей (38%)

Низкий уровень – 5 детей (17%)

Приложение 3

Результаты диагностики уровня знаний детей старшей группы

на 1 сентября 2015г.

Высокий уровень – 15 детей (52%)

Средний уровень – 11 детей (38%)

Низкий уровень – 3 детей (10%)

Приложение 4

Результаты диагностики уровня знаний детей старшей группы

на 1 мая 2016г.

Высокий уровень – 19 детей (66%)

Средний уровень – 9 детей (31%)

Низкий уровень – 1 ребенок (3%)

Наше наблюдение показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, о малой родине, отношение к ней возросло.

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому , в центральных улицах поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем. Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к селу, району, краю. С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музея. Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно   займемся  воспитанием  будущей   личности  с  раннего  возраста,   мы

получим    новое    поколение    людей,    способных    развивать    будущее    России.

Приложение №5

При проведении диагностики использовались задания разработанные коллективом педагогов МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко».

         Цель диагностики – выявление уровня знаний и представлений старших дошкольников о родном поселке.

Вопросы диагностики детей старшей группы.

 1.Как называется поселок и город, в котором ты живешь?

 2. Какая река протекает вблизи нашего города?

 3.Как называются жители нашего поселка?

4.Какие улицы поселка ты еще знаешь? Назови улицы, которые первыми появились в нашем поселке.

 5. Какие культурные объекты нашего поселка вы можете назвать? Покажите их на фотографиях (музей, дом культуры, кинотеатр, библиотека).

 6. Детям предлагают рассмотреть фотографии социально-значимых объектов и назвать их (администрация, больница, почта, магазин, аптека, банк, школа, музыкальная  школа, пожарная часть, милиция, военный городок).

 7.Детям предлагаются фотографии  стадиона. Что это за объект? Для чего он предназначен?

 8.Посещаешь ли ты с родителями районные праздники? Где чаще всего они проводятся?

 9.Какие мероприятия тебе запомнились больше всего?

10. Какие памятники героям войны установлены в нашем поселке? Назовите их.

11.Что ты хотел бы показать гостям нашего поселка?

12. Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем городе, поселке (воспитатели в детском саду, родители, бабушка или дедушка)?

 13.Вы любите свой поселок? За что?

 14. Что ты можешь сделать, чтобы наш поселок был краше?

Требования к уровню подготовки.

Знать названия: 

Города, поселка, реки, протекающей вблизи города;  главной улицы поселка;  улицы, на которой живет;  улицы, где находится детский сад;  улицы, с которых начинался наш поселок;  дату дня рождения поселка.

Иметь представления:  

Об истории возникновения поселка,  о людях, в честь которых названы улицы поселка, (Кирова, Жицкого, Блинова и т.д.);  о социокультурных объектах поселка, их назначении.

 Уметь находить:

 Поселок  на областной карте;  объекты и улицы на плане;  ориентироваться в районе проживания;  выполнять правила поведения на природе и в социуме;  оказывать помощь окружающей природе (уборка мусора, озеленение).

Приложение №6

Вопросы диагностики детей подготовительной группы.

 1.Назовите поселок, в котором живете?

 2. Как раньше назывались некоторые улицы в нашем поселке?

 3. В честь кого названы некоторые улицы поселка? Кто такой Жицкий, Блинов?

4. Назови улицы нашего поселка, которые знаешь?

5.Что ты можешь рассказать о микрорайоне, в котором ты живешь?

 6.Найдите на открытках и назовите знакомые вам места нашего поселка. Детям предлагаются фотографии памятных мест, достопримечательностей и мест отдыха полтавчан.

 7. Какой объект является центром нашего поселка?

8.Назовите предприятия нашего поселка, которые ты знаешь?

9. Отберите на фотографиях продукцию, которую выпускают на этих предприятиях?

10. Назовите известных, талантливых людей нашего поселка. Чем они знамениты?

 11. Какие праздники отмечаются в нашем поселке и где?

 11.Что ты хотел бы показать гостям нашего поселка?

12. Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем городе, поселке? (воспитатели в детском саду, родители, бабушка или дедушка)

13.Вы любите свой город, поселок? За что?

Требования к уровню подготовки.

Знать: 

 Историю возникновения поселка;  достопримечательности и памятные места; места отдыха полтавчан;

 Иметь представления:

 О предприятиях поселка, выпускаемой продукции, трудовой деятельности полтавчан;  о традициях поселка, обще районных праздниках;  об известных полтавчанах, героях-соотечественниках, погибших в ВОВ, Афганистане.

Уметь  находить:

 Поселок на областной карте; объекты и улицы на плане;  ориентироваться на местности; выполнять правила поведения на природе и в социуме; оказывать помощь окружающей природе (уборка мусора, озеленение)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы"Валеологическое воспитание детей дощкольного возраста"

Информация об опыте…………………………………………………3 Технология опыта……………………………………………………...7 Результативность опыта………………………………………………14 Библиографический список…...........................

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Опыт работы "Коммуникативное развитие детей старшего возраста посредством театральной деятельности"

ВведениеАктуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных сит...

Опыт работы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"

Природа - наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охоана окружающей среды, разумное отношение к природе, рциональное использование ее богаства, стали в настоящее...

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГА Адаптация детей раннего возраста в детском саду Куковина Светлана Викторовна – воспитатель МБДОУ «Серковский детский сад», Городецкий р-н, Нижегородская обл....

Презентация "Осуществление краеведческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики»

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая  2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период  до 2025 года. Согласно...

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...