Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тарасова Анна Альфредовна

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека.  В занятии используется мультимедийное оборудование (интерактивная доска ) - дидактические игры, загадки и работа в лаборатории (знакомство с новыми  свойствами воды).  При желании занятие можно сократить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_t.a.a.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №52 «Белочка» городского округа «город Якутск»

Конспект  занятия

по поисково-исследовательской деятельности в средней группе

«Путешествие с Капелькой в Царство воды»  

     

                                                           Подготовила: Тарасова Анна Альфредовна,

                                                           воспитатель средней группы «Звездочки»

                                                        г. Якутск - 2019

 Тема: «Путешествие с Капелькой в Царство воды»

Дата проведения: 29 ноября 2019 г.

Возрастная группа: средняя группа «Звездочки»

Цель: Создание целостного представления о воде как природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека через поисково-исследовательскую деятельность.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды (прозрачность, цвет, запах, форма, при нагревании превращается в пар, а при охлаждении в лед, текучесть) и познакомить со знаками-символами.
  • Познакомить с новыми свойствами воды – вкус (безвкусная) и вода – растворитель.
  • Уточнить значение воды для всего живого.
  • Расширить знания детей о животных, обитающих в воде.

Развивающие задачи:

  •  Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями; 
  • Развивать любознательность, мышление, внимание и речь детей.
  • Обогащать словарь детей новыми словами и понятиями

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей любовь к природе
  • Продолжить формирование бережного отношения к воде

  Воспитывать аккуратность при работе с водой

Подготовительная работа: беседы о воде, наблюдение за водой в группе (можем увидеть, потрогать, вода умеет течь, переливаться), наблюдение  за состоянием воды через проведение опытов и экспериментов с водой (вода прозрачная, бесцветная, текучая, без формы, без запаха, превращается в пар и в лед; вода летом жидкая, а зимой твердая).

Обогащение словаря: введение новых слов: новый знак - экономим воду, лаборатория, аскорбиновая кислота (аскорбинка), растворитель

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, медиа проектор; глобус, картинка «Для чего людям нужна вода», табличка «Свойства воды»; вода, стаканы одноразовые, тарелочки, чайные ложки, трубочки, сахар, соль, аскорбиновая кислота, салфетки; картинки-эмоции, капельки.

Форма проведения: познавательно-игровая

Основная образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, двигательная

Ход занятия. – слайд №1

Вводная часть.

Приветствие.

Воспитатель: Ребята, проходите, пожалуйста. К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

«Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

(Дети говорят и выполняют движения вместе с воспитателем)

Вот мы и поздоровались с нашими гостями и друг с другом и у всех у нас хорошее настроение! Садитесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети проходят к своим стульчикам, которые стоят полукругом напротив интерактивной доски). – слайд №2.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда мы отправимся вы попробуйте угадать.          

Звучит аудио – запись журчания воды. – Слайд №2

Воспитатель обращает внимание детей на шум воды: Ребята, что это шумит?

Ответы детей: Вода.

Воспитатель:

                             Вы, слыхали о воде?

                             Говорят она везде.

                             В луже, в море, в океане

                             И в водопроводном кране.

                             Без нее нам не умыться,

                             Не поесть и не напиться.

                             Я хочу у вас спросить:

                             Без чего нам не прожить?                                                                                                                                                              

Ответы детей: Без воды.

Воспитатель: Правильно, ребятки, без воды нет жизни на земле, вода нужна всему живому. Ребята, посмотрите вода отправила нам свою Капельку (на экране интерактивной доски появляется Капелька). – слайд №3. (воспитатель нажимает на звук) 

Капелька: Здравствуйте, дети!

Я – Капелька воды

 На огромной планете Земля. 

Я везде побывала и много на свете я повидала. 

Я приглашаю вас с собой в Путешествие в Царство воды.

В путешествии вас будет ждать много интересного!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с водой и с ее новыми свойствами. А Капелька нам в этом поможет. Ну, что отправимся вместе с Капелькой в Путешествие?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А отправимся мы в Путешествие на весёлой лодочке. – слайд №4.

Давайте встанем друг за дружкой и образуем  лодочку. Занимайте скорее места в лодочке.

Физминутка.

Воспитатель нажимает на звук и звучит звук моря.

Ветер по морю гуляет, (раскачивание поднятыми руками направо, налево)

Ветер лодочку качает, (раскачивание разведёнными в сторону руками)

Весла в руки мы берём,

Быстро к берегу плывём (выполнение круговых движений руками при этом делаем легкий присед ногами )

К берегу пристала лодка,

Мы на берег спрыгнем ловко! (сделали легкий подскок в сторону)

(Дети произносят текст и выполняют движения вместе с воспитателем)

Воспитатель: Садитесь, ребятки. (Дети садятся на стульчики)

Основная часть.

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Ребята, давайте расскажем Капельке где мы встречаемся с водой и в группе, и в доме, и в природе?

Ответы детей: В море, в речке есть вода, из крана течет вода, в лейке, дождик, снежинки, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Воспитатель: А для чего людям  нужна вода ? (Показывает картинку)

Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

Молодцы, все правильно сказали. А теперь давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?», которую приготовила нам Капелька. – слайд №5.

Работа с интерактивной доской – игра «Кому нужна вода?»

 На интерактивной доске картинки (капелька воды, дерево, цветы, люди, книги, животные, компьютер, птицы, насекомые и т.д.). Дети подходят к доске по очереди и выбирают, кому нужна вода).

Воспитатель нажимает на звук и Капелька хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня день недели?

Ответы детей: Пятница.

Воспитатель: Давайте, чтобы наши глазки отдохнули, мы с вами проведем гимнастику для глаз «Веселая неделька» - Пятница.

Гимнастика для глаз «Веселая неделька» - Пятница

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали. (вращение глаз в правую сторону)

Остановка и опять

В другую сторону бежать. (вращение глаз в левую сторону)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя! (сжимаем и разжимаем веки, затем на 5 секунд закрываем глазки и открываем)

(Дети проговаривают текст и выполняют движения глазами вместе с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, Капелька приготовила нам еще одну игру «Кто живет в воде и кто не живет в воде». - слайд №6.

Давайте разделимся на две группы. Одна группа будет находить тех обитателей, которые живут в воде, а другая группа будет находить тех обитателей, которые не живут в воде.

Работа с интерактивной доской - игра «Кто живет в воде и кто не живет в воде».

(Дети выходят к интерактивной доске по очереди и наживают картинку того обитателя, который живет или не живет в воде. (рыбы, морская звезда, морской конек, дельфин, медуза, слон, тигр, лось и т.д.))

Воспитатель нажимает на звук и Капелька хвалит детей.

 Воспитатель: Ребята, Капелька  предлагает нам посмотреть на знаки и рассказать, что мы уже знаем о воде? Какая она? Воспитатель показывает табличку «Свойства воды».

Ответы детей: жидкая, воду мы видим, она прозрачная, она без цвета, без запаха, без формы)

Задаю им наводящие вопросы.

Воспитатель: А вот этот знак называется (показываю знак – «экономим воду»).  Давайте все вместе скажем : Экономим воду.

Дети: (повторяют ) - Экономим воду.                                                                                                                                                          

Воспитатель: Воды много на Земле? (показывает на глобусе все, что обозначено голубым цветом)

Ответы детей: много.

Воспитатель: Но для умывания и приготовления пищи необходима только чистая вода, а чтобы воду очистить люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь и плотно закрывать кран. Когда мы придем с вами в группу, то куда повесим этот знак?

Ответы детей: В умывальной комнате, возле крана.

Воспитатель: Верно, молодцы, ребята!

А сейчас Капелька приглашает нас в лабораторию. Для этого вы уже надели специальную одежду - фартучки. Давайте все вместе назовем слово – лаборатория.

Дети повторяют все вместе - лаборатория.

Воспитатель: Капелька посылает нам волшебный ветерок, который нас и приведет в лабораторию.

Небольшая динамическая пауза.

Воспитатель: Ветер, ветер, прилети, в лабораторию нас скорей приведи!

(Дети кружатся и попадают в лабораторию). Сегодня мы будем заниматься исследованиями воды и делать открытия, как настоящие ученые. Проходите скорее к столам.

Дети проходят к столам.

На столах стоит вода в прозрачных стаканчиках и вещества для растворения в цветных стаканчиках.

Воспитатель:    Ребята, Капелька напоминает вам о правилах поведения в лаборатории. (зачитывает детям с экрана) – слайд №7.

1. Внимательно слушать инструкции.

2. Четко выполнять указания.

3. Быть наблюдательным.

4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

5. По наблюдениям делать выводы.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода имеет вкус?

Ответы детей: Не имеет, имеет.

Воспитатель: А вот мы это сейчас и проверим. Чье предположение окажется верным? Капелька предлагает вам сделать один глоток воды из стакана. Но сначала подумайте можно пить эту водичку или нет? И почему?                                                                                    

Ответы детей: она чистая, кипяченая.

Воспитатель: Верно, ребята.

Практическая работа детей в Лаборатории.

1 Опыт - «Какого вкуса вода?»

Воспитатель: Вот теперь попробуйте водичку.

Дети пробуют водичку на вкус.

Воспитатель: Какого вкуса водичка?

Ответы детей: никакого, нет вкуса.

Воспитатель: Тогда какой мы сможем сделать вывод?

Вывод: у воды нет своего вкуса, она безвкусная. (показываю знак-символ)

2 опыт – «Вода – растворитель?»

Воспитатель: А сейчас будем работать по подгруппам.

Задание 1-й подгруппе: размешайте в воде свое вещество - сахар.

Задание 2-ой подгруппе: размешайте вещество - соль.

Задание 3-ей подгруппе: размешайте вещество - аскорбиновую кислоту. Давайте все вместе скажем слово – аскорбиновая кислота (аскорбинка).

Дети повторяют слово – аскорбиновая кислота (аскорбинка).

Дети растворяют вещества.

Воспитатель: у всех растворились вещества?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: (после растворения веществ) А сейчас попробуйте водичку на вкус (с помощью трубочки) Что изменилось? У воды появился вкус? Какая стала вода на вкус?

Ответы детей: Сладкая, соленая и кислая.

Воспитатель: Верно, ребята, вода стала сладкой, соленой и кислой. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Ответы детей: Они растворились.

Воспитатель: Они растворились и что изменили?

Ответы детей: Изменили вкус воды.

Воспитатель: Какие вещества растворились в воде?  

Ответы детей: Сахар, соль и аскорбиновая кислота (аскорбинка).

Воспитатель: Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?

Вывод: вода растворяет вещества и при этом изменяется вкус воды.

А вот все ли вещества могут растворяться в воде мы узнаем на следующем занятии.

Небольшая динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, Капелька вновь зовет нас к себе. Ветер, ветер, прилети,  скорей к Капле приведи! (дети кружатся и садятся на стульчики напротив интерактивной доски).

Ребята, мы с вами уже знаем, что в разные времена года, вода может быть разной.  Летом какой?

Ответы детей: жидкой.

Воспитатель: Да, ребята, водичка летом бывает жидкой -  дождь, роса, туман….  А зимой какой бывает вода?

Ответы детей: твердой.

Воспитатель: Верно, ребята, зимой вода бывает твердой – лед, снег, сосульки….  

Капелька приготовила для нас необычные загадки о воде в воздушных шариках. Если отгадаете правильно, то шарик лопнет и на экране появится ответ. – слайд №8.

Работа с интерактивной доской – «Загадки о воде».

  1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это -… (Дождь).

  1. На дворе переполох!

С неба сыплется горох!

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина.  (Град).

  1. Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.   (Снежинка).

  1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.  (Сосулька).

(дети выходят к доске и нажимают на шарик, шарик лопается и дети видят ответ в виде картинки)

Итог занятия.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, (дети тоже благодарят)за прекрасное Путешествие в Царство воды, за интересные игры, которые ты нам приготовила. Мы сегодня потрудились на славу, многое вспомнили о воде и познакомились еще с новыми свойствами воды.

 Ребята, что вам больше всего понравилось в сегодняшнем Путешествии?    Что вам запомнилось? С какими свойствами воды сегодня познакомились?

Ответы детей: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

 Вода растворяет некоторые вещества и приобретает их вкус.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. В обратный путь мы с вами опять поплывём на лодочке. Занимайте свои места в лодочке. – слайд №3.

(воспитатель нажимает на звук и звучит шум моря)

Физминутка.

(детки встают в ряд друг за другом)

Ветер по морю гуляет, (покачивания поднятыми руками на право, налево)

Ветер лодочку качает. (покачивания разведёнными в стороны руками)

Весла в руки мы берём,

Скорей к берегу плывём. (выполнение круговых движений руками при этом делаем легкий присед ногами)

К берегу пристала лодка,

Мы на берег спрыгнем ловко! (сделали легкий подскок в сторону).

(дети проговаривают слова и выполняют движения вместе с воспитателем)

Воспитатель: Вот, ребятки, мы и снова оказались в детском саду. А с каким настроением вы вернулись в детский сад мы сейчас узнаем.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы должны выбрать картинку с эмоцией. (воспитатель показывает) и говорит: Солнышко – понравилось занятие, было хорошее настроение; Грустная тучка – не понравилось занятие, было грустно и не интересно.

(С помощью эмоций дети выражают свои впечатления от занятия).

Воспитатель: Я смотрю, что у вас у всех  хорошее, радостное настроение. И у меня тоже вот такое же настроение (показывает солнышко). Мне понравилось, что вы сегодня были активными, любознательными, мы многое с вами успели, повторили, закрепили и еще познакомились с некоторыми свойствами воды. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.

Дети: До свидания!

Воспитатель: А Капелька на прощание дарит вам своих сестричек-капелек (дети берут с собой по одной капельке).

 Использованная литература (источники)

  1. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. 4 – 5 лет средняя группа (комплект технологических карт)
  2. Ресурсы сети Интернет.
  3. SMART  Notebook 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в   подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности «  Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой...

проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему : "В царстве воды"

Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях....

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Магнит и его свойства»

Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Познавательная область развития:- развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выв...