Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная капелька»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кочетова Юлия Сергеевна

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная».

Способствовать становлению фразовой речи, развивать доказательную речь: «вода разливается», «вода стала сладкой, мы положили сахар, он растаял».

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tematicheskogo_zanyatiya.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 «Светлячок» с.Ламское

Становлянского муниципального круга

Липецкой области


Конспект занятия

по экспериментально-исследовательской деятельности

в средней группе

«Волшебная капелька»

Подготовила:

Воспитатель

Кочетова Ю.С.

        

                                                          с.Ламское, 2024г.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Формирование навыков элементарной исследовательской

Деятельности и познавательных потребностей дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода – жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная, у воды нет вкуса). Учить использовать разные обследовательские действия (наблюдение за отражением в воде, как вода течёт, разливается; добавить в воду сахар).

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная».

Способствовать становлению фразовой речи, развивать доказательную речь: «вода разливается», «вода стала сладкой, мы положили сахар, он растаял».

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Предварительная работа.

- Наблюдения в природе за водой, снегом, льдом.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение произведений.

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.

- Работа в уголке экспериментирования.

Развивающая среда: стаканчики с водой,  стаканчик с молоком, чайные ложки, тазы,, камушки,, ведёрко с водой, ковшик, различные картинки. апельсиновый сок, соль, сахар, цветные краски.

Методические приёмы.

Создание игровой мотивации путём введения заранее воздушных шариков и привязанных капелек. 

Ход совместной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Ребята давайте мы начнём наш день с добрых слов благодарности:

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам. 

Дети, Доброе утро!

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная (включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение капельки).

Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Конечно, а! Итак, начнем прямо сейчас.

- Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.

Молодцы А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?

- Да!

А для чего?

- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В: Молодцы ребята!Вы сказали все правильно: растениям нужна вода

и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода

просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

Ни одно живое существо не может жить без воды.

 (читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде?»)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает;

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода-наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

- Ребята, В нашей группе открылась волшебная лаборатория. Где мы изучаем воду. Хотите побывать в лаборатории?

Дети: -Да

Вос-ль :закрывайте глазки произносим слова: - Раз, два покружись и в лаборатории волшебной очутись!

Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.

- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! Теперь вы настоящие маленькие исследователи.

  2-ая часть. Игровые действия с водой.

- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.

- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».

 «Рассматривание воды на предмет текучести».

- Посмотрите, ребята. Я наклоняю стакан, вода наливается и переливается в другой стакан.

- Что делает вода?

Дети: Льётся, течёт, переливается.

Воспитатель: «Почему?», дети: «потому что она жидкая».

Вывод. Вода – жидкая, течёт, разливается.

Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

- А как вы думаете?

Опыт 2. Вода прозрачная.

Вос-ль предлагает детям взять по камушку и бросить его в таз с водой.

-Вы видите камушки?

Дети: Да видим.

- Значит, вода какая?

- Дети: Прозрачная, чистая.

-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!

-А теперь вынем камушки.

- Загляните в таз с водой, наклонитесь ближе к воде.

- -Что вы там увидели? (своё лицо)

- Видите вы своё отражение?

- Дети: Да, видим.

Вывод. Вода прозрачная.

- ВЫ действительно доказали, что вода прозрачная.

- А теперь поставьте стакан с водой и стакан с молоком на картинку.

- Вам видно, что нарисовано на картинке?

Дети: Там, где в стакане вода, видно, а где молоко – нет.

- Положим ложечки в стаканы.

- В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком – нет? (Дети делают вывод)

Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.  

Опыт 3. «Поиграем с красками»

Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Вос-ль : Всё правильно вы сказали, как вы много знаете обо мне, но я вижу, что мои друзья устали немного, значит нужно отдохнуть и поиграть. Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1,2,3,4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз - это брас

Одной другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ну что продолжим.

Опыт 4.. « У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать воду, есть ли у неё вкус? ( нет).

Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?

Дети: «Да, у него апельсиновый вкус. Сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов».

Воспитатель: « когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

Вывод; У воды нет вкуса.

Опыт 5. «У воды нет запаха»

 Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

Д: Нет.

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

воды появится запах того, что в нее добавили.

Опыт6. «Вода это растворитель!!!!»

Взять две колбы с водой,соль и сахар. Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Растворяют различные вещества в разных сосудах. Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным.

 Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде.

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы

узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, вода это растворитель.

3 часть – заключительная.

- Ребята вам понравилось быть маленькими исследователями. И мне очень понравилось с вами заниматься. А, сейчас нам пора возвращаться в вашу группу

- Давайте снимем ермолки и мантии и встанем в кружок и скажем такие слова:

Раз, два – раз, два – в группу нам спешить пора (прощается с детьми, провожает их)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «Волшебная вода»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей  средней группы «Волшебная вода»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Конспект занятия по опытно - эксперементальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная рукавичка»

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей сосвойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани(прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее ...

МАДОУ №171 «Центр развития ребенка детский сад Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная рукавичка» Воспитатель Матвеева Е.Ю. Кемерово 2024

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей сосвойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани(прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие капельки»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие...