Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Магнит и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Познавательная область развития:
- развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, проводить посильную исследовательскую деятельность;
- поддерживать стремление к познанию через игровую экспериментальную деятельность;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах;
- закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы в лаборатории.
Речевая область развития:
-обогатить словарь детей терминами: «магнит» «намагничивать», «магнитические»;
- активизировать пассивный словарь детей.
Социально-коммуникативная область развития:
-побуждать детей включаться в совместную со взрослым и сверстниками игровую и учебную ситуацию;
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, желанию приходить на помощь другим;
-воспитывать доброжелательные отношения к товарищам,
- поощрять умение дослушать ответ товарища полностью, выслушать инструкцию воспитателя;
-воспитывать самостоятельность в ходе экспериментальной деятельности;
- побуждать к соблюдению правил техники безопасности при выполнении заданий.
Художественно-эстетическая область развития:
-воспитывать аккуратность в работе.
Физическая область развития:
- предупреждать утомляемость, посредством смены деятельности;
- обращать внимание на соблюдении правильной осанки во время работы за столом;
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
ТСО – компьютер, презентация «Легенда о магните»; магниты (каждому ребенку), различные металлические предметы (скрепки, гайки, шурупы и др.), предметы из пластмассы, дерева, бумаги; пластмассовые стаканчики; лабиринты из картона для каждого ребёнка; металлические опилки на тарелочках (для каждого ребенка); цветные картинки шляп.
Словарная работа:
Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, магнитное поле, притяжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnit_i_ego_svoystva.zip | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: «Магнит и его свойства»
Образовательная область «Познавательное развитие»
воспитатель:
Краснова Анастасия Сергеевна
Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Познавательная область развития:
- развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, проводить посильную исследовательскую деятельность;
- поддерживать стремление к познанию через игровую экспериментальную деятельность;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах;
- закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы в лаборатории.
Речевая область развития:
-обогатить словарь детей терминами: «магнит» «намагничивать», «магнитические»;
- активизировать пассивный словарь детей.
Социально-коммуникативная область развития:
-побуждать детей включаться в совместную со взрослым и сверстниками игровую и учебную ситуацию;
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, желанию приходить на помощь другим;
-воспитывать доброжелательные отношения к товарищам,
- поощрять умение дослушать ответ товарища полностью, выслушать инструкцию воспитателя;
-воспитывать самостоятельность в ходе экспериментальной деятельности;
- побуждать к соблюдению правил техники безопасности при выполнении заданий.
Художественно-эстетическая область развития:
-воспитывать аккуратность в работе.
Физическая область развития:
- предупреждать утомляемость, посредством смены деятельности;
- обращать внимание на соблюдении правильной осанки во время работы за столом;
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
ТСО – компьютер, презентация «Легенда о магните»; магниты (каждому ребенку), различные металлические предметы (скрепки, гайки, шурупы и др.), предметы из пластмассы, дерева, бумаги; пластмассовые стаканчики; лабиринты из картона для каждого ребёнка; металлические опилки на тарелочках (для каждого ребенка); цветные картинки шляп.
Словарная работа:
Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, магнитное поле, притяжение.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
(Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки).
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам стать учеными – исследователями. Для этого наша группа превращается в лабораторию. А что такое лаборатория?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Лаборатория это специальное помещение, где проводятся опыты и эксперименты. А какие правила необходимо соблюдать в лаборатории?
(Ответы детей)
1. Без разрешения ничего не трогать.
2. Не прятать мелкие предметы ни в ухо, ни в нос, ни в рот.
3. Лаборатория - не место для шалостей.
4. Необходимо надеть специальную одежду.
Воспитатель:
- Ребята, вы сказали, что нужно надевать специальную одежду. Наденьте ее, пожалуйста. Итак, теперь вы настоящие ученые. Не забываем при ответе поднимать руку и не перебивать отвечающего товарища.
Воспитатель:
- Ребята, я получила видеописьмо от профессора Всезнайки. Давайте вместе его послушаем.
Просмотр видео.
Всезнайка: Здравствуйте ребята! Меня зовут профессор Всезнайка. Дело в том, что я заболел, а мне срочно нужно исследовать предмет! Поэтому я решил попросить у вас помощи. Определите, что это за предмет и какими свойствами он обладает. Результаты исследований вышлите мне в виде схемы. Спасибо.
Воспитатель:
- Ребята, поможем профессору? А вот и предмет, давайте определим его на ощупь (воспитатель просит ребенка потрогать в мешочке предмет и описать его).
Воспитатель:
- Правильно, это камень. Но камень не простой.
(Показ магнита. Дети стоят в кругу, передают магнит друг другу по очереде).
Воспитатель: Действительно, это магнит. А вы встречали где – нибудь магнит? Магниты бывают разной формы, величины. Но у всех у них есть одно общее самое важное свойство. Что умеет делать только они?
(Ответы детей. Акцентировать внимание детей на культуре ответа. поднимать руку, не перебивать товарища).
Воспитатель:
- Да, магнит притягивает к себе предметы. А со всеми ли он предметами дружит? Все ли предметы он может к себе притягивать?
Предположение детей
-Вот мы сейчас и проверим это.
(Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка).
Опытно-экспериментальная часть
Опыт №1
Воспитатель: Подойдите, к столам. Посмотрите, на столе лежат предметы, назовите их. (Болтики, скрепки, карандаши, листочки).
Воспитатель:
-Ребята, а как мы с вами можем узнать, какие предметы притягиваются к магниту? (Чтобы это узнать, надо прикоснуться магнитом к предметам). Хорошо, давайте попробуем. Возьмите, пожалуйста, магниты.
Практическая работа с магнитом
Воспитатель: Перечислите предметы, который не притянул магнит. Из какого материала они сделаны? (Карандаш – деревянный, мозаика – пластмассовая, листочек – бумажный).
Воспитатель: Правильно, магнит не притягивает пластмассу, дерево, бумагу. Все эти предметы «немагнетические», магнит с ними не дружит. А какие предметы притянулись к магниту? (Гвозди, скрепки). Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны? (Они все из металла).
Воспитатель:
-Правильно, эти предметы «магнетические», магнит с ними очень дружит. Положите эти предметы в пустой стаканчик. Какие предметы вы положили в стаканчик? (Магнетические предметы). Что мы можем сказать про магнит? (Магнит притягивает только металлические предметы).
Опыт №2
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, может ли магнит не потерять свою силу в воде? Давайте проверим. Проходите к столам и садитесь на стульчики.
Опустите в стакан с водой скрепку, а потом с помощью магнита попробуйте достать ее из воды. Ребята, как вам удалось достать скрепку? (Магнит ее притянул). Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде? (Сохраняются. В воде магнит притягивает) А подумайте и скажите, как достать скрепку из стакана, не намочив руки и магнит?
(Предположение детей)
Практическая работа с металлическими скрепками.
Воспитатель: Правильно, необходимо прислонить магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель:
-Молодцы, справились с этим заданием. Какой же вывод мы с вами можем сделать?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Верно, магнит не теряет своей силы и притягивает металлические предметы в воде. Ребята, из чего сделан стакан? (Из пластмассы). Помешала ли пластмасса достать предмет? (Нет).
-Какой же можем сделать вывод? (Магнит притягивает через пластмассу.).
Воспитатель: Правильно. Магнит может притягивать предметы через пластмассу.
Физминутка «Почемучки».
Воспитатель:
-Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно пройдите в центр группы и встаньте в круг.
Начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
Начинаем бег на месте, финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали.
Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.
Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок.
А затем в присядку, чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Опыт №3
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лабиринт». У вас на столах лежат карточки из картона с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
- Что происходит с монеткой? (Она двигается).
Воспитатель:
- Почему так происходит? (Магнит притягивает монетку через картон. Монетка железная, поэтому она притягивается к магниту).
Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через картон.
Воспитатель: Ребята, у меня есть еще одно послание от профессора.
(Просмотр презентации «Легенда магнитной горы»).
Воспитатель: Ребята, вы догадались, как называлась эта гора? (Магнитная гора). Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (Рыцарь снял доспехи, сделанные из железа). По легенде от рыцаря Магнитолика и произошло название камня магнит. Ребята, а вы знаете, почему магнит притягивает только металлические предметы?
В пространстве вокруг магнита действуют особые магнитные силы или как говорят, магнитное поле. Давайте это проверим.
(Дети садятся за столы).
Опыт №4
Воспитатель:
- У магнита существует магнитное поле, но мы его с вами видеть не можем. А можем видеть действия этого поля. Перед вами тарелочки с рассыпанными на них металлическими опилками. Будьте внимательны, опилки руками трогать нельзя! Возьмите магнит и проведите его снизу тарелочки, что вы видите? (Ответы детей). Да, ребята, магнитные опилки превращаются в причудливые линии и перемещаются. Это нам показывает действия магнитного поля. А более подробно о магнитном поле вы узнаете позже, когда будите учиться в школе.
Ребята, я совсем забыла, ведь профессор нас просил не только исследовать магнит, но и сделать отчет в виде схемы. Пройдемте к доске.
(Дети проходят к доске).
Воспитатель:
- Ребята, какой предмет мы сегодня с вами исследовали? Какие свойства магнита мы изучили? (Магнит действует через воду, пластмассу, картон). Дети прикрепляют карточки к доске.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Сегодня мы были настоящими исследователями. Снимите с себя специальную одежду. Вот и подошло к концу наше занятие. Предлагаю вам вспомнить с помощью шляп мышления, чем мы сегодня занимались. Синяя шляпа мышления спрашивает у нас о чем мы с вами сегодня искали информацию? Красная шляпа мышления спрашивает у нас, с кем бы мы могли поделиться информацией о магните? Желтая шляпа мышления спрашивает у нас, что вам понравилось больше всего? Черная шляпа мышления спрашивает у вас, что было сложно для вас? Белая шляпа мышления спрашивает, а как мы смогли преодолеть сложности? Зеленая шляпа мышления спрашивает у нас, как бы мы могли использовать магнит дома?
Спасибо вам за работу. Поаплодируйте себе.
Список используемой литературы:
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя). (9)
- Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду: Методич. пособие/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: АРКТИ, 2017. – 80 с. – (Первоцветы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по экспериментированию: «Как дети помогли Иванушке» (магнит и его свойства)
подготовительная группа...
Конспект занятия по поисково - исследовательской деятельности
«Удивительные свойства воды»...
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"
Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...
Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»
Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...
Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»
Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой...