Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Инесса Халанская

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности «  Что такое звук?»

 

Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой, жидкой, газообразной.

Задачи:

Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.

Дать простейшие представления о звуке

Способствовать накоплению познавательного опыта детей через  исследовательскую деятельность.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

 

Методы: Поисковая деятельность, эмпатия, моделирование.

 

Предварительная работа: Провести занятие по разграничению омонимической пары: «среда» - день недели, «среда» - вещество, заполняющее какое либо пространство и обладающее определёнными свойствами.

  Провести занятие по ознакомлению детей со строением уха, как органа слуха.

 

Ход занятия

 

В: Дети, закройте глаза и скажите, что вы слышите. (Детям дается для прослешивания звуковой ряд звуков в быту)

Дети перечисляют.

В: Как можно назвать это одним словом:?

Д: Мы слышим звуки.

В: Что такое звук?  Дети высказывают свои предположения.

Что такое звукСкажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

 

Постановка проблемной ситуации

Воспитатель прижимает к столу линейку и дергает за выступающий конец. Линейка звучит.

В: Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой.

Д: Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.

В: А где она движется?

Д: В воздухе.

В: А из чего состоит воздух?

Д: Из МЧ.

В: Значит, что происходит?

Д: Линейка толкает человечков воздуха. А они толкают других человечков воздуха.

В: Давайте смоделируем этот процесс.

Дети «превращаются» в человечков воздуха, воспитатель – в линейку.

В:: Человечки толкают друг друга и, наконец, часть человечков достигает нашего уха. Теперь вы можете сделать вывод, как распространяется звук?

Д: С помощью человечков воздуха.

Опыт 1. Что такое звук?

Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки.

Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня.  Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим.

Вывод: Звуки – это невидимые нам волны 

Опыт 2.  «Увидеть звук»

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

Материал:   шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать«М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Опыт 3. «Почувствуй звук».

 Материал: лист бумаги.

• Лист бумаги свернуть в трубочку.

• Произнести громко звук : «А-а-а-а», затем звук произнести тише.

Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

 

 

В: А твердые или жидкие человечки могут передавать звук?

Дети встают вдоль стены в группе. Воспитатель в спальне тихонько постукивает палочкой по стене. Дети ничего не слышат или слышат, но очень плохо. Затем дети прикладывают ухо к стене. Воспитатель также тихо стучит палочкой. Дети слышат звук очень хорошо. Делаем вывод, что твердые человечки также помогают проводить звук.

В: (зачитывает отрывок из сказки) «Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит – погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Дети рассказывают о передаче звука твердыми человечками земли.

В: Где быстрее распространяется звук, в воздухе или в земле, в твердом теле?

Дети дают разные ответы.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и смоделировать газ и твердое вещество. Одна команда рассредоточивается по всей группе, другая выстраивается плечо к плечу .Проводится соревнование, кто быстрее передаст мяч. Побеждает команда твердых человечков. Следовательно, в твердой среде звук проводится быстрее.

В: А как будет передаваться звук в воде?

Д: Быстрее, чем в воздухе, но медленнее, чем в твердой среде.

 

Итог

В: Ребята, скажите, пожалуйста, еще раз, с помощью чего передается звук.

Д: С помощью МЧ.

В: А в космосе звук может передаваться?

Д: Нет. Потому что там нет воздуха.

В: Итак, звук может передаваться только в среде. В какой?

Д: В твердой, жидкой, газообразной.

В: С помощью чего передается звук?

Д: С помощью МЧ.

 

Продуктивная деятельность:

 - Ребята, а сейчас мы с вами попробуем изготовить необычный телефон – из стаканчиков (можно спичечных коробков) и проверим, передает он звук или нет.

Для  этого  нам понадобится два пластиковых стакана и шнур.

Я проделала дырочку в каждом стакане, протянула шнур в обе дырочки и привязала спички на обоих концах.

Давайте Дима возьмет один стакан, а Артем другой

Разойдитесь так, чтобы шнур был натянут и говорите по очереди – один говорит в свой стакан, другой слушает в свой.

Ребята, а кто мне скажет, как передается звук от одного стаканчика к другому? (ответы детей)

Давайте каждый возьмет по стаканчику и скажет что-нибудь в стаканчик. Чувствуете как стаканчик дрожит? Это дрожание вызывается звуками, называется волны и передается по шнуру к другому стаканчику. Так передается звук по проводам.

 

Кто желает, может сам изготовить такой телефон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zvuk.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности «  Что такое звук?»

Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой, жидкой, газообразной.

Задачи:

Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.

Дать простейшие представления о звуке

Способствовать накоплению познавательного опыта детей через  исследовательскую деятельность.

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

Методы: Поисковая деятельность, эмпатия, моделирование.

Предварительная работа: Провести занятие по разграничению омонимической пары: «среда» - день недели, «среда» - вещество, заполняющее какое либо пространство и обладающее определёнными свойствами.

  Провести занятие по ознакомлению детей со строением уха, как органа слуха.

Ход занятия

В: Дети, закройте глаза и скажите, что вы слышите.

Дети перечисляют.

В: Как можно назвать это одним словом:?

Д: Мы слышим звуки.

В: Что такое звук?  Дети высказывают свои предположения. 

Что такое звукСкажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

Постановка проблемной ситуации

Воспитатель прижимает к столу линейку и дергает за выступающий конец. Линейка звучит.

В: Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой.

Д: Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.

В: А где она движется?

Д: В воздухе.

В: А из чего состоит воздух?

Д: Из МЧ.

В: Значит, что происходит?

Д: Линейка толкает человечков воздуха. А они толкают других человечков воздуха.

В: Давайте смоделируем этот процесс.

Дети «превращаются» в человечков воздуха, воспитатель – в линейку.

В:: Человечки толкают друг друга и, наконец, часть человечков достигает нашего уха. Теперь вы можете сделать вывод, как распространяется звук?

Д: С помощью человечков воздуха.

Опыт 1. Что такое звук?

Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки.

Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня.  Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим.

Вывод: Звуки – это невидимые нам волны 

Опыт 2.  «Увидеть звук»

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

Материал:   шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать«М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Опыт 3. «Почувствуй звук».

 Материал: лист бумаги.

• Лист бумаги свернуть в трубочку.

• Произнести громко звук : «А-а-а-а», затем звук произнести тише.

Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

В: А твердые или жидкие человечки могут передавать звук? 

Дети встают вдоль стены в группе. Воспитатель в спальне тихонько постукивает палочкой по стене. Дети ничего не слышат или слышат, но очень плохо. Затем дети прикладывают ухо к стене. Воспитатель также тихо стучит палочкой. Дети слышат звук очень хорошо. Делаем вывод, что твердые человечки также помогают проводить звук.

В: (зачитывает отрывок из сказки) «Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит – погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Дети рассказывают о передаче звука твердыми человечками земли.

В: Где быстрее распространяется звук, в воздухе или в земле, в твердом теле?

Дети дают разные ответы.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и смоделировать газ и твердое вещество. Одна команда рассредоточивается по всей группе, другая выстраивается плечо к плечу .Проводится соревнование, кто быстрее передаст мяч. Побеждает команда твердых человечков. Следовательно, в твердой среде звук проводится быстрее.

В: А как будет передаваться звук в воде?

Д: Быстрее, чем в воздухе, но медленнее, чем в твердой среде.

Итог

В: Ребята, скажите, пожалуйста, еще раз, с помощью чего передается звук.

Д: С помощью МЧ.

В: А в космосе звук может передаваться?

Д: Нет. Потому что там нет воздуха.

В: Итак, звук может передаваться только в среде. В какой?

Д: В твердой, жидкой, газообразной.

В: С помощью чего передается звук?

Д: С помощью МЧ.

Продуктивная деятельность:  

 - Ребята, а сейчас мы с вами попробуем изготовить необычный телефон – из стаканчиков (можно спичечных коробков) и проверим, передает он звук или нет.

Для  этого  нам понадобится два пластиковых стакана и шнур.

Я проделала дырочку в каждом стакане, протянула шнур в обе дырочки и привязала спички на обоих концах.

Давайте Дима возьмет один стакан, а Артем другой

Разойдитесь так, чтобы шнур был натянут и говорите по очереди – один говорит в свой стакан, другой слушает в свой.

Ребята, а кто мне скажет, как передается звук от одного стаканчика к другому? (ответы детей)

Давайте каждый возьмет по стаканчику и скажет что-нибудь в стаканчик. Чувствуете как стаканчик дрожит? Это дрожание вызывается звуками, называется волны и передается по шнуру к другому стаканчику. Так передается звук по проводам.

 

Кто желает, может сам изготовить такой телефон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». Младший дошкольный возраст

Цели:• знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем);• развивать умение детей решать проблемные задачи;• воспитывать интерес ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». (3-4лет)

знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем)...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в   подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Магнит и его свойства»

Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Познавательная область развития:- развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выв...