Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»
Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой, жидкой, газообразной.
Задачи:
Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
Дать простейшие представления о звуке
Способствовать накоплению познавательного опыта детей через исследовательскую деятельность.
Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
Методы: Поисковая деятельность, эмпатия, моделирование.
Предварительная работа: Провести занятие по разграничению омонимической пары: «среда» - день недели, «среда» - вещество, заполняющее какое либо пространство и обладающее определёнными свойствами.
Провести занятие по ознакомлению детей со строением уха, как органа слуха.
Ход занятия
В: Дети, закройте глаза и скажите, что вы слышите. (Детям дается для прослешивания звуковой ряд звуков в быту)
Дети перечисляют.
В: Как можно назвать это одним словом:?
Д: Мы слышим звуки.
В: Что такое звук? Дети высказывают свои предположения.
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Постановка проблемной ситуации
Воспитатель прижимает к столу линейку и дергает за выступающий конец. Линейка звучит.
В: Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой.
Д: Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.
В: А где она движется?
Д: В воздухе.
В: А из чего состоит воздух?
Д: Из МЧ.
В: Значит, что происходит?
Д: Линейка толкает человечков воздуха. А они толкают других человечков воздуха.
В: Давайте смоделируем этот процесс.
Дети «превращаются» в человечков воздуха, воспитатель – в линейку.
В:: Человечки толкают друг друга и, наконец, часть человечков достигает нашего уха. Теперь вы можете сделать вывод, как распространяется звук?
Д: С помощью человечков воздуха.
Опыт 1. Что такое звук?
Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки.
Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня. Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим.
Вывод: Звуки – это невидимые нам волны
Опыт 2. «Увидеть звук»
Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.
Материал: шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Опыт 3. «Почувствуй звук».
Материал: лист бумаги.
• Лист бумаги свернуть в трубочку.
• Произнести громко звук : «А-а-а-а», затем звук произнести тише.
Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.
В: А твердые или жидкие человечки могут передавать звук?
Дети встают вдоль стены в группе. Воспитатель в спальне тихонько постукивает палочкой по стене. Дети ничего не слышат или слышат, но очень плохо. Затем дети прикладывают ухо к стене. Воспитатель также тихо стучит палочкой. Дети слышат звук очень хорошо. Делаем вывод, что твердые человечки также помогают проводить звук.
В: (зачитывает отрывок из сказки) «Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит – погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?
Дети рассказывают о передаче звука твердыми человечками земли.
В: Где быстрее распространяется звук, в воздухе или в земле, в твердом теле?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и смоделировать газ и твердое вещество. Одна команда рассредоточивается по всей группе, другая выстраивается плечо к плечу .Проводится соревнование, кто быстрее передаст мяч. Побеждает команда твердых человечков. Следовательно, в твердой среде звук проводится быстрее.
В: А как будет передаваться звук в воде?
Д: Быстрее, чем в воздухе, но медленнее, чем в твердой среде.
Итог
В: Ребята, скажите, пожалуйста, еще раз, с помощью чего передается звук.
Д: С помощью МЧ.
В: А в космосе звук может передаваться?
Д: Нет. Потому что там нет воздуха.
В: Итак, звук может передаваться только в среде. В какой?
Д: В твердой, жидкой, газообразной.
В: С помощью чего передается звук?
Д: С помощью МЧ.
Продуктивная деятельность:
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем изготовить необычный телефон – из стаканчиков (можно спичечных коробков) и проверим, передает он звук или нет.
Для этого нам понадобится два пластиковых стакана и шнур.
Я проделала дырочку в каждом стакане, протянула шнур в обе дырочки и привязала спички на обоих концах.
Давайте Дима возьмет один стакан, а Артем другой
Разойдитесь так, чтобы шнур был натянут и говорите по очереди – один говорит в свой стакан, другой слушает в свой.
Ребята, а кто мне скажет, как передается звук от одного стаканчика к другому? (ответы детей)
Давайте каждый возьмет по стаканчику и скажет что-нибудь в стаканчик. Чувствуете как стаканчик дрожит? Это дрожание вызывается звуками, называется волны и передается по шнуру к другому стаканчику. Так передается звук по проводам.
Кто желает, может сам изготовить такой телефон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_zvuk.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»
Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой, жидкой, газообразной.
Задачи:
Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
Дать простейшие представления о звуке
Способствовать накоплению познавательного опыта детей через исследовательскую деятельность.
Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
Методы: Поисковая деятельность, эмпатия, моделирование.
Предварительная работа: Провести занятие по разграничению омонимической пары: «среда» - день недели, «среда» - вещество, заполняющее какое либо пространство и обладающее определёнными свойствами.
Провести занятие по ознакомлению детей со строением уха, как органа слуха.
Ход занятия
В: Дети, закройте глаза и скажите, что вы слышите.
Дети перечисляют.
В: Как можно назвать это одним словом:?
Д: Мы слышим звуки.
В: Что такое звук? Дети высказывают свои предположения.
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Постановка проблемной ситуации
Воспитатель прижимает к столу линейку и дергает за выступающий конец. Линейка звучит.
В: Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой.
Д: Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.
В: А где она движется?
Д: В воздухе.
В: А из чего состоит воздух?
Д: Из МЧ.
В: Значит, что происходит?
Д: Линейка толкает человечков воздуха. А они толкают других человечков воздуха.
В: Давайте смоделируем этот процесс.
Дети «превращаются» в человечков воздуха, воспитатель – в линейку.
В:: Человечки толкают друг друга и, наконец, часть человечков достигает нашего уха. Теперь вы можете сделать вывод, как распространяется звук?
Д: С помощью человечков воздуха.
Опыт 1. Что такое звук?
Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки.
Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня. Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим.
Вывод: Звуки – это невидимые нам волны
Опыт 2. «Увидеть звук»
Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.
Материал: шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Опыт 3. «Почувствуй звук».
Материал: лист бумаги.
• Лист бумаги свернуть в трубочку.
• Произнести громко звук : «А-а-а-а», затем звук произнести тише.
Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.
В: А твердые или жидкие человечки могут передавать звук?
Дети встают вдоль стены в группе. Воспитатель в спальне тихонько постукивает палочкой по стене. Дети ничего не слышат или слышат, но очень плохо. Затем дети прикладывают ухо к стене. Воспитатель также тихо стучит палочкой. Дети слышат звук очень хорошо. Делаем вывод, что твердые человечки также помогают проводить звук.
В: (зачитывает отрывок из сказки) «Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит – погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?
Дети рассказывают о передаче звука твердыми человечками земли.
В: Где быстрее распространяется звук, в воздухе или в земле, в твердом теле?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и смоделировать газ и твердое вещество. Одна команда рассредоточивается по всей группе, другая выстраивается плечо к плечу .Проводится соревнование, кто быстрее передаст мяч. Побеждает команда твердых человечков. Следовательно, в твердой среде звук проводится быстрее.
В: А как будет передаваться звук в воде?
Д: Быстрее, чем в воздухе, но медленнее, чем в твердой среде.
Итог
В: Ребята, скажите, пожалуйста, еще раз, с помощью чего передается звук.
Д: С помощью МЧ.
В: А в космосе звук может передаваться?
Д: Нет. Потому что там нет воздуха.
В: Итак, звук может передаваться только в среде. В какой?
Д: В твердой, жидкой, газообразной.
В: С помощью чего передается звук?
Д: С помощью МЧ.
Продуктивная деятельность:
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем изготовить необычный телефон – из стаканчиков (можно спичечных коробков) и проверим, передает он звук или нет.
Для этого нам понадобится два пластиковых стакана и шнур.
Я проделала дырочку в каждом стакане, протянула шнур в обе дырочки и привязала спички на обоих концах.
Давайте Дима возьмет один стакан, а Артем другой
Разойдитесь так, чтобы шнур был натянут и говорите по очереди – один говорит в свой стакан, другой слушает в свой.
Ребята, а кто мне скажет, как передается звук от одного стаканчика к другому? (ответы детей)
Давайте каждый возьмет по стаканчику и скажет что-нибудь в стаканчик. Чувствуете как стаканчик дрожит? Это дрожание вызывается звуками, называется волны и передается по шнуру к другому стаканчику. Так передается звук по проводам.
Кто желает, может сам изготовить такой телефон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект поисково - исследовательской деятельности "Что такое ткань?" для второй младшей группы
Конспект поисково - исследовательской деятельности....
Конспект занятия по поисково - исследовательской деятельности
«Удивительные свойства воды»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». Младший дошкольный возраст
Цели:• знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем);• развивать умение детей решать проблемные задачи;• воспитывать интерес ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». (3-4лет)
знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, бесцветный, прозрачный, движется, ощущаем)...
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"
Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...
Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»
Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Магнит и его свойства»
Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Познавательная область развития:- развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выв...