Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatika_21.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор
Детского сада «Светлячок» №_______от_____________ _______________________Е.В.Бушмелёва
«_____»______________________2019 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
для детей 5- 6 лет
Составитель: Геращенко Ирина Евгеньевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Заводоуковск,2019 г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………1 |
2.Цели, задачи………………………………………………………………..1 3.Учебно-тематический план ……………………………………………....1 |
4.Содержание программы …………………………………………………. 1- 2-3 5. Годовой календарный учебный график…………………………………4 |
6 Организационно-педагогические условия реализации программы…....4 |
7. Планируемые результаты………………………………………………...4 |
8.Оценочные материалы: …………………………………………………..4 |
формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программы, воспитательная работа, Литература……………………………………………………………………4-5 |
1
Пояснительная записка
В интеллектуальном развитии ребёнка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Использование занимательного материала, направлено в игровой форме, на овладение детьми 5-6 лет умению выделять зависимость между предметами по количеству, используя цифры. Задания на ориентировку в пространстве и времени, задачи – шутки, развивают логическое мышление. Графические навыки формируются благодаря заданиям в тетрадях в клетку. В данной программе выбрана система работы с использованием заданий из серии «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы», из программы «Развитие», развивающих заданий конструктора «ТИКО». Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, творческого воображения. Работа актуальна и поможет нам расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития его познавательной активности. Математическая грамотность, развитие логического мышления – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Цель: Развитие математических способностей
и логического мышления у детей средствами занимательной математики.
.
Задачи:
1. Заинтересовать детей математическим материалом.
2. Создать условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.
3. Продолжать развивать мелкую моторику кистей рук и графические навыки.
4. Формировать количественные, пространственные и временные отношения.
Учебно-тематический план
1 Занятие каждого месяца: «Математика для дошкольников».
2 Занятие: задания на бумаге в клетку.
3 Занятие: занимательные словесные и настольные математические игры.
4 Занятие: Игры с конструктором ТИКО.
5 Занятие: «Математика для дошкольников»
6 Занятие: Задания на бумаге в клетку.
7 Занятие: Игры со счётными палочками.
8 Занятие: Задания на ориентировку в пространстве из программы «Развитие».
Содержание программы
Кол-во занятий | Тематика |
Сентябрь | |
1 занятие | Диагностика знаний |
2 занятие | Диагностика знаний |
3 занятие | Игры с числовыми карточками. Игры с числовым кубиком. |
4 занятие | Знакомство с конструктором «ТИКО» |
5 занятие | «Сравнение множеств», математика для дошкольников, стр.1 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.1 |
7занятие | Игры со счётными палочками «Выложи, что хочешь» |
8 занятие | Игры на ориентировку в пространстве с использованием предлогов |
итого | 8 |
Октябрь | |
1 занятие | «Счёт до 5.Повторение», математика для дошкольников, стр.2 |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку. |
3 занятие | Игры с цифрами, знакомство с календарём. |
4 занятие | Игры с «ТИКО» |
5 занятие | «Знаки больше, меньше, равно», математика для дошкольников, стр.3 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.3. |
7 занятие | Игры со счётными палочками «Выложи по образцу» |
8 занятие | Игры по плану группы («Найди, где спрятано») |
Итого 8 | |
Ноябрь | |
1 занятие | «Сложение», математика для дошкольников, стр.4 |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.4 |
3 занятие | Игры на изучение дней недели. Повторение частей суток. |
4 занятие | Игры с «ТИКО» |
5 занятие | «Вычитание», математика для дошкольников, стр.5 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку,стр5 |
7 занятие | Логические игры со счётными палочками |
8 занятие | Игровые упражнения с планом группы «Поменяйтесь местами» |
Итого 8 | |
Декабрь | |
1 занятие | «Состав числа 3», математика для дошкольников, стр.6 |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.6 |
3 занятие | Игры на изучение месяцев года |
4 занятие | Игры с «Тико» |
5 занятие | «Состав числа 4», математика для дошкольников, стр.7 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.7 |
7 занятие | «Умные спички» (ручной труд с использованием пластилина и спичек) |
8 занятие | Составление плана 1 этажа детского сада |
Итого 8 | |
Январь | |
1 занятие | «Состав числа 5», математика для дошкольников, стр.8. |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.8. |
3 занятие | Игра в шашки. |
4 занятие | Игры с «ТИКО». |
Итого 4 | |
Февраль | |
1 занятие | «Число 6», математика для дошкольников, стр.9 |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.9 |
3 занятие | Игра в шашки |
4 занятие | Игры с «ТИКО» |
5 занятие | «Число 7», стр.10 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр. 10 |
7 занятие | Игры со счётными палочками (словесный диктант) |
8 занятие | Игровое упражнение с планом 1 этажа «Встань, где отмечено на плане» |
Итого 8 | |
Март | |
1 занятие | «Число 8», математика для дошкольников, стр.11 |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр. 11 |
3 занятие | Игры на геоконде «Нарисуй квадрат, прямоугольник и т.д.» |
4 занятие | Игры с «ТИКО» |
5 занятие | «Число 9», стр.12 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.12 |
7 занятие | Игры со счётными палочками и шнурками. |
8 занятие | Составление плана 2 этажа детского сада |
Итого 8 | |
Апрель | |
1 занятие | «Число 10», математика для дошкольников, стр. 13 |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.13 |
3 занятие | Математические загадки, пальчиковые игры, сказки, считалки. |
4 занятие | Игры с «ТИКО». |
5 занятие | «Логические задачи», стр. 14 |
6 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.14. |
7 занятие | Развивающие математические мультфильмы. |
8 занятие | Игровые упражнения с планом 2 этажа «Найди, где спрятано?» |
Итого 8 | |
Май | |
1 занятие | «Часть и целое», математика для дошкольников, стр. 15. |
2 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр. 15. |
3 занятие | «Счёт до 10», математика для дошкольников, стр.16. |
4 занятие | Задания на бумаге в клетку, стр.16. |
5 занятие | «Шнуровки», предметы для массажа кистей рук, игры с водой, крупами, прищепками. |
6 занятие | Диагностика знаний |
7 занятие | Диагностика знаний |
8 занятие | Итоговое мероприятие «Весёлая заниматика» |
Итого 8 |
Июнь. Игры с геокондом по схемам: «конфета», «бабочка», «жар – птица», «жаба», «ракета», «Самолёт», «кувшин».
Июль. Легоконструирование по образцу: «дом», «робот», «самолёт», «цифры», «кораблик», игра «шашки»
Август. Знакомство с линейкой и способом измерения, игра «морской бой».
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 16.09.2018 -30.08.2020 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 12 месяцев | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Выходные | Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | 01.01.2019-11.01.2019 | ||
Педагогическая диагностика | 03.09.2018;25.05.2019 | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 90 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 45 часов. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: фотовыставка кружка «Развиваемся, играя», отчетное мероприятие для родителей «Весёлая заниматика».
Планируемые результаты
1. Развит интерес и стремление активно учавствовать в математических играх и заданиях.
2. Созданы условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.
3. Частично развиты графические навыки и умения.
4. Сформированы количественные, пространственные и временные отношения.
Оценочные и методические материалы
- Формы контроля: наблюдения, вопросы, беседы.
- Критерии отслеживания усвоения программы:
3 балла – выполняют задания, отвечают правильно и уверенно
2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью взрослого
1 балл – затрудняются
Высокий уровень – 24-27 баллов
Средний уровень – 16-18 баллов
Низкий уровень – 8-9 баллов
-Уровень усвоения количественного счета в пределах 10
-Уровень усвоения порядкового счета в пределах 10
-Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета, цифр и знаков.
-Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов
-Умение устанавливать размерные отношения между 5 - 10 предметами разной высоты
-Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой
-Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы
-Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве
-Временные представления детей (последовательность частей суток, дней недели, месяцев года)
Условия реализации программы
Математические игры: с цифрами, с геометрическими фигурами, на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве, игры с порядковым, прямым и обратным счётом в пределах десяти.
Развивающие пособия: рабочие тетради и прописи для дошкольников, конструктор «ТИКО», математический планшет «геоконт», счётные полочки, демонстрационные планы всей группы, детского сада.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики: «золушка», «волшебная коробка», «чудесный мешочек», «мешочки с разными крупами», «шнуровки», мелкие предметы (пуговицы, бусины, колечки), предметы массажа кистей рук (шишки, карандаши с гранями, массажные перчатки и мячики), «сухой бассейн».
Оснащение:
-комплект рабочих листов на каждого ребёнка, цветные карандаши,
-счётные палочки,
-конструктор «ТИКО»,
-математический планшет «геоконт» на каждого ребёнка,
-демонстрационные планы всей группы и детского сада,
-картотека занимательных математических игр.
Воспитательная работа:
Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по инструкции,
не мешать окружающим, соблюдать порядок во время игр и при выполнении заданий.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Литература
1. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Составители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
2. Современный образовательный стандарт. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой «Математика для дошкольников», «Прописи».
3. Планы занятий по ориентировке в пространстве для старшей группы под редакцией Л.А.Венгера.
4. А.Жилинская «Занимательная математика»
5. А.В.Звонкин «Математика и малыши»
6. В.А.Левшин «Математические сказки»
7. Методические рекомедации по использованию конструктора «ТИКО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...