Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Чудо-овощи»
проект (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект
для детей второй младшей группы
«Чудо-овощи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo-ovoshchi.docx | 385.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Познавательно-исследовательский проект
для детей второй младшей группы
«Чудо-овощи»
Выполнили:
воспитатель 1 кв. категории
Гумышкина Людмила Викторовна
воспитатель высшей кв. категории
Кашаева Елена Николаевна
Арзамас, 2019
Актуальность реализации проекта
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Согласно ФГОС ДО (от 17.10.13г. № 1155) познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и экспериментирования с ними, о свойствах и отношениях, об особенностях природы, причинах и следствиях.
Природа дарит много вкусного, красивого, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько много полезных овощей созревает у людей на огородах. Дети младшего дошкольного возраста имеют еще недостаточное представление об овощных культурах, о том, где они растут, и их роли в сохранении и укреплении здоровья.
Данный проект позволяет расширить и углубить знания младших дошкольников о культурно-огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. В проекте ребята учатся классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что способствует умственному развитию детей, развивает поисковую деятельность.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь- октябрь- ноябрь, среднесрочный.
Цель проекта: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Познавательное развитие: формировать представления детей о многообразии овощей и о местах их произрастания, строении, условиях роста; узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; расширять знания о пользе овощей (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания); закреплять названия цветов, форм, величины.
- Речевое развитие: расширять и активизировать словарь по лексической теме «Овощи»; формировать умение подбирать имена прилагательных к существительным, развивать речевую активность детей.
- Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру; соблюдать правила поведения в природе. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческие способности детей в лепке, рисунках, аппликациях, передавать цвет, форму овощей; формировать навыки художественного исполнения различных образов в песнях и танцах.
- Физическое развитие: развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную. Формировать умение координировать речь с движениями. Развивать чувство ритма. Формировать представление о ЗОЖ.
Предполагаемые результаты:
- у детей расширятся знания о культурно-огородных растениях;
- повысится экологическая заинтересованность: дети научатся различать овощи, узнают особенности их строения и условия роста;
- появится интерес к экспериментированию; они научатся делать первые выводы;
- повысится уровень коммуникативных навыков, обогатится словарь;
- дети будут проявлять интерес к продуктивной деятельности;
- повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
Взаимодействие с семьей:
Консультации «Блюда из овощей», «О пользе овощей», «Приучение ребенка к помощи», «Безопасность ребенка на приусадебном участке»;
- Изготовление пособия для дидактической игры «Что растёт на грядке?»;
- Папка – передвижка «Где живут витамины?»;
- Помощь в приобретении семян овощей для оформления коллекции «Все начинается с семечка»;
- Изготовление книжек-малышек про овощи «Чудо-овощ»;
- Выставка осенних поделок «Осенние мотивы» (изготовление вместе с детьми поделок из природного бросового материала);
Цель: формирование у родителей позицию активного участника экологического проекта, заинтересованности в познавательном и творческом досуге своего ребенка, повышения педагогической компетентности по вопросам экологического воспитания.
. Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный (сентябрь, 12.09- 30.09)
- Определение цели и задач проекта.
- Выявление у детей первоначальных знаний по познавательному развитию
- Подбор методической, познавательной, художественной литературы, интернет-ресурсов в рамках проекта.
- Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе
- Сбор материала для продуктивной деятельности.
- Разработка комплексно-тематического планирования мероприятий.
2 этап – Исследовательский (октябрь, 3.10-11.11).
Познавательно-исследовательская деятельность.
- Презентация «Что такое огород?»
Задачи:
- вызвать у детей познавательный интерес;
- дать детям общее представление об огороде, его назначении.
- Рассматривание альбома «Овощи», сравнение овощей.
Задачи:
- познакомить детей с овощными культурами;
- активизировать и обогащать словарь.
- Эксперимент «Узнаем, какая земля?»
Задачи:
- вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
- выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
- Эксперимент «Где живут детки?»
Задачи:
- познакомить детей со строением овощей;
- побуждать детей делать выводы в процессе эксперимента.
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- уметь называть огородные культуры соответствующего цвета и формы;
- развивать внимание, сообразительность.
- Презентация «Вкусно и полезно!»
Задачи:
- формировать представление детей о пользе овощей;
- вызвать желание заботиться о своем здоровье.
- Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Задачи:
- упражнять детей в классификации овощных культур (по принципу: что у них съедобно – вершки или корешки?);
- развивать логическое мышление, речевую активность.
- Рассматривание плаката «Как появляется плод?»
- обратить внимание детей на последовательность произрастания овощей;
- расширять кругозор, развивать логическое мышление.
- Тематическое занятие «Загадки с грядки», НОД «Что нам осень принесла».
Задачи:
- закреплять знания детей об овощных культурах, их значении для здоровья человека;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки сотрудничества в совместной деятельности.
- Эксперимент «Они имеют вкус и запах»
Задачи:
- продолжать совместную работу с детьми по экспериментированию;
- определять запах и вкус некоторых овощей.
- Мультимедийная дидактическая игра «Что растет на грядке?», «Четвертый лишний».
Задачи:
- закреплять знания детей об овощных культурах;
- совершенствовать умение находить лишние объекты;
- развивать внимание, сообразительность.
Коммуникативная деятельность.
- Беседа «Что необходимо для роста овощей?»
Задачи:
- расширять знания детей о роли солнца, воды… в росте овощей;
- вызвать желание помогать взрослым ухаживать за растениями.
- Ситуативный разговор «Овощи - таблетки»
Задачи:
- расширять знания детей о значимости овощей для здоровья человека;
- развивать речевую активность, активизировать словарь.
- Беседа «Урожай собирай и на зиму запасай»
Задачи:
- расширять знания детей о том, как люди запасают овощи на зиму;
- развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
- вызвать желание помогать взрослым.
- Рассказ «Все начинается с семечка». Рассматривание различных семян.
Задачи:
- расширять знания детей о процессе роста овощных культур;
- развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы;
- Игра «Доскажи словечко»
Задачи:
- закреплять знания детей об овощах;
- развивать внимание, сообразительность;
- активизировать словарь.
- Заучивание потешек: «Дождик, дождик, пуще», «Баба сеяла горох»
Задачи:
- вызвать у детей эмоциональный отклик;
- развивать память, речевую активность.
- Разгадывание загадок про овощи.
Задачи:
- развивать у детей сообразительность;
- активизировать словарь.
Чтение художественной литературы.
- Чтение стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» И. Токмаковой, В. Коркина «Что растёт на нашей грядке», Барто А. «Морковный сок», Бжехова Я. «Помидор», Квитка Л. «Осень», «Кочан», Трутнева Е. «Урожай, урожай», Чиарди Дж. «На этот раз пойдет рассказ».
- Чтение рассказов: Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Благининой «Приходите в огород», Маршак С. «Синьор помидор», Масаинов О., Гневашев И. «Артисты с грядки», Пинясов Я. «Хитрый огурчик».
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», беларусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Сапгир Г. «Загадки с грядки», Дж. Родари «Чипполино»,
Задачи:
- формировать интерес и потребность в чтении;
- закреплять знания детей об овощных культурах:
- развивать умение вести диалог с педагогом.
Игровая и театрализованная деятельность.
- Настольно – печатные игры: Разрезные картинки «Сложи овощ», «Найди пару», экологическое лото «Овощи», «Подбери картинку».
Задачи:
- умение различать овощи, называть и описывать их;
- закреплять знания о том, что овощи растут на огороде, что из них можно приготовить,
- развивать мышление, сообразительность.
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел», Сюжетно – ролевая игра «На даче».
Задачи:
- формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию ролевых действий;
- уметь взаимодействовать со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей, воспитывать трудолюбие.
- Игровая ситуация «Купим овощи для салата», «Мама готовит обед».
Задачи:
- уметь действовать в соответствии с правилами игры;
- закреплять умение детей отбирать только нужные предметы;
- формировать навыки сотрудничества.
- Игровая ситуация «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт!», Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
Задачи:
- показать значимость овощных культур для здоровья человека;
- развивать речевую активность и творчество в игровой деятельности.
Подвижные игры и упражнения:
«У медведя во бору», «Огуречик-огуречик», «Медведь и овощи», «Солнышко и дождик», хороводная игра «Овощной танец».
Задачи:
- Формировать умение координировать речь с движениями,
- развивать общую моторику, подвижность.
Пальчиковые игры: «Капуста», «У Лариски две редиски».
Задачи:
- развивать мелкую моторику, координацию пальцев.
- Игры со строительным материалом «Едем за урожаем».
Продуктивная деятельность
- Аппликация «Консервируем овощи на зиму», коллективная аппликация «Собираем урожай».
Задачи:
- развивать умение детей наклеивать детали последовательно и аккуратно,
- закреплять знания об овощах, огороде.
- Рисование «Овощи с грядки», рисование «Лук от всех недуг»
Задачи:
- детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий;
- формировать умение рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа.
- развивать творческие способности.
Лепка «Что растет у нас на грядке», «Морковка для зайчика».
Задачи:
- закреплять знания об обобщенных словах (овощи);
- продолжать совершенствовать навыки лепки разных форм (круглой, овальной, треугольной).
Раскрашивание картинок «В огороде я расту», трафареты, раскраски с овощами.
3 этап – Заключительный (ноябрь, 14.11-30.11).
Итоговое мероприятие: Театрализованная деятельность по сказке «Репка».
- Создана серия дидактических игр экологической направленности по лексической теме «Овощи».
- Оформление коллекции семян овощей «Все начинается с семечка».
- Изготовление книжек-малышек про овощи «Чудо-овощ».
- Оформление работ детской деятельности.
- Оформление выставки поделок «Осенние фантазии» в совместном творчестве родителей и детей.
Вывод
В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной и исследовательской деятельности: дети могут различать некоторые виды овощей, знают особенности строения растения и условия их роста. Дети стали проявлять инициативу в различных видах деятельности, расширились коммуникативные и творческие способности детей, пополнился словарный запас детей. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам экологического воспитания детей. Родители являлись активными участниками проекта.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список использованной литературы:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под. Ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 192 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
- Проектный метод в деятельности ДУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003. -96 с.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 104 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. -72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей второй младшей группы
"Зимушка- зима в гости к нам пришла"...
Познавательно – исследовательский проект для детей второй младшей группы «Зеленый лучок»
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участв...
Коспект образовательной интегрированной познавательной исследовательской деятельности для детей второй младшей группы "Кубанская весна"
Сформировать начальные представления о природе, воспитывать интерес к природе....
познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...
Познавательно- исследовательский проект для детей второй младшей группы "Это маленькое чудо - цыплёнок!"
Познавательно -исследовательский проект во второй младшей группе. Знакомство с домашними птицами (курица, петух, цыпленок). Руководители проекта: воспитатели Папулова Юлия Владимировна и Строкова...
Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Всё о льне»
Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Всё о льне»...
Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы
Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы...