Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Чудо-овощи»
проект (младшая группа)

Гумышкина Людмила Викторовна

Познавательно-исследовательский проект

для детей второй младшей группы

«Чудо-овощи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo-ovoshchi.docx385.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Познавательно-исследовательский проект

для детей второй младшей группы

«Чудо-овощи»

Выполнили:

воспитатель 1 кв. категории

Гумышкина Людмила Викторовна

воспитатель высшей кв. категории

Кашаева Елена Николаевна

Арзамас, 2019

Актуальность реализации проекта

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Согласно ФГОС ДО (от 17.10.13г. № 1155) познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и экспериментирования с ними, о свойствах и отношениях, об особенностях природы, причинах и следствиях.

Природа дарит много вкусного, красивого, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько много полезных овощей созревает у людей на огородах. Дети младшего дошкольного возраста имеют еще недостаточное представление об овощных культурах, о том, где они растут, и их роли в сохранении и укреплении здоровья.

Данный проект позволяет расширить и углубить знания младших дошкольников о культурно-огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. В проекте ребята учатся классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что способствует умственному развитию детей, развивает поисковую деятельность.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: сентябрь- октябрь- ноябрь, среднесрочный.

Цель проекта: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта: 

- Познавательное развитие: формировать представления детей о многообразии овощей и о местах их произрастания, строении, условиях роста; узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; расширять знания о пользе овощей (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания); закреплять названия цветов, форм, величины.

- Речевое развитие: расширять и активизировать словарь по лексической теме «Овощи»; формировать умение подбирать имена прилагательных к существительным, развивать речевую активность детей.

-  Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру; соблюдать правила поведения в природе. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

- Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческие способности детей в лепке, рисунках, аппликациях, передавать цвет, форму овощей; формировать навыки художественного исполнения различных образов в песнях и танцах.

- Физическое развитие: развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную. Формировать умение координировать речь с движениями. Развивать чувство ритма. Формировать представление о ЗОЖ.

Предполагаемые результаты:

- у детей расширятся знания о культурно-огородных растениях;

- повысится экологическая заинтересованность: дети научатся различать овощи, узнают особенности их строения и условия роста;

- появится интерес к экспериментированию; они научатся делать первые выводы;

- повысится уровень коммуникативных навыков, обогатится словарь;

- дети будут проявлять интерес к продуктивной деятельности;

- повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.

Взаимодействие с семьей:

Консультации «Блюда из овощей», «О пользе овощей», «Приучение ребенка к помощи», «Безопасность ребенка на приусадебном участке»;

  • Изготовление пособия для дидактической игры «Что растёт на грядке?»;
  • Папка – передвижка «Где живут витамины?»;
  • Помощь в приобретении семян овощей для оформления коллекции «Все начинается с семечка»;
  • Изготовление книжек-малышек про овощи «Чудо-овощ»;
  • Выставка осенних поделок «Осенние мотивы» (изготовление вместе с детьми поделок из природного бросового материала);

Цель: формирование у родителей позицию активного участника экологического проекта, заинтересованности в познавательном и творческом досуге своего ребенка, повышения педагогической компетентности по вопросам экологического воспитания.

 .                                                   Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный (сентябрь, 12.09- 30.09)

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Выявление у детей первоначальных знаний по познавательному развитию
  3.  Подбор методической, познавательной, художественной литературы, интернет-ресурсов в рамках проекта.
  4. Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
  5. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе
  6.  Сбор материала для продуктивной деятельности.
  7.  Разработка комплексно-тематического планирования мероприятий.

2 этап – Исследовательский (октябрь, 3.10-11.11).

Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Презентация «Что такое огород?»

Задачи:

- вызвать у детей познавательный интерес;

- дать детям общее представление об огороде, его назначении.

  • Рассматривание альбома «Овощи», сравнение овощей.

     Задачи:

- познакомить детей с овощными культурами;

- активизировать и обогащать словарь.

  • Эксперимент «Узнаем, какая земля?»

     Задачи:

- вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности;

     - выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

  • Эксперимент «Где живут детки?»

Задачи:

- познакомить детей со строением овощей;

- побуждать детей делать выводы в процессе эксперимента.

  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

-  уметь называть огородные культуры соответствующего цвета и формы;

- развивать внимание, сообразительность.

  • Презентация «Вкусно и полезно!»

Задачи:

- формировать представление детей о пользе овощей;

- вызвать желание заботиться о своем здоровье.

  • Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Задачи:

- упражнять детей в классификации овощных культур (по принципу: что у них съедобно – вершки или корешки?);

- развивать логическое мышление, речевую активность.

  • Рассматривание плаката «Как появляется плод?»

- обратить внимание детей на последовательность произрастания овощей;

- расширять кругозор, развивать логическое мышление.

  • Тематическое занятие «Загадки с грядки», НОД «Что нам осень принесла».

Задачи:

- закреплять знания детей об овощных культурах, их значении для здоровья человека;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки сотрудничества в совместной деятельности.

  • Эксперимент «Они имеют вкус и запах»

 Задачи:

- продолжать совместную работу с детьми по экспериментированию;

- определять запах и вкус некоторых овощей.

  • Мультимедийная дидактическая игра «Что растет на грядке?», «Четвертый лишний».

Задачи:

- закреплять знания детей об овощных культурах;

- совершенствовать умение находить лишние объекты;

- развивать внимание, сообразительность.

Коммуникативная деятельность.

  • Беседа «Что необходимо для роста овощей?»

Задачи:

- расширять знания детей о роли солнца, воды… в росте овощей;

- вызвать желание помогать взрослым ухаживать за растениями.

  • Ситуативный разговор «Овощи - таблетки»

Задачи:

- расширять знания детей о значимости овощей для здоровья человека;

- развивать речевую активность, активизировать словарь.

  • Беседа «Урожай собирай и на зиму запасай»

Задачи:

  • расширять знания детей о том, как люди запасают овощи на зиму;
  • развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
  • вызвать желание помогать взрослым.
  • Рассказ «Все начинается с семечка». Рассматривание различных семян.

Задачи:

- расширять знания детей о процессе роста овощных культур;

- развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы;

  • Игра «Доскажи словечко»

Задачи:

- закреплять знания детей об овощах;

- развивать внимание, сообразительность;

- активизировать словарь.

  • Заучивание потешек: «Дождик, дождик, пуще», «Баба сеяла горох»

Задачи:

- вызвать у детей эмоциональный отклик;

- развивать память, речевую активность.

  • Разгадывание загадок про овощи.

Задачи:

- развивать у детей сообразительность;

- активизировать словарь.

Чтение художественной литературы.

  • Чтение стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» И. Токмаковой, В. Коркина «Что растёт на нашей грядке», Барто А. «Морковный сок», Бжехова Я. «Помидор», Квитка Л. «Осень», «Кочан», Трутнева Е. «Урожай, урожай», Чиарди Дж. «На этот раз пойдет рассказ».
  • Чтение рассказов: Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Благининой «Приходите в огород», Маршак С. «Синьор помидор», Масаинов О., Гневашев И. «Артисты с грядки», Пинясов Я. «Хитрый огурчик».
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», беларусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Сапгир Г. «Загадки с грядки», Дж. Родари «Чипполино»,

Задачи:

- формировать интерес и потребность в чтении;

- закреплять знания детей об овощных культурах:

- развивать умение вести диалог с педагогом.

Игровая и театрализованная деятельность. 

  • Настольно – печатные игры: Разрезные картинки «Сложи овощ», «Найди пару», экологическое лото «Овощи», «Подбери картинку».

Задачи: 

  - умение различать овощи, называть и описывать их;

  - закреплять знания о том, что овощи растут на огороде, что из них можно приготовить,

  -  развивать мышление, сообразительность.

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел», Сюжетно – ролевая игра «На даче».

   Задачи:

- формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию ролевых действий;

-  уметь взаимодействовать со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей, воспитывать трудолюбие.

  • Игровая ситуация «Купим овощи для салата», «Мама готовит обед».

 Задачи:

-  уметь действовать в соответствии с правилами игры;

- закреплять умение детей отбирать только нужные предметы;

- формировать навыки сотрудничества.

  • Игровая ситуация «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт!»,           Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

Задачи:

- показать значимость овощных культур для здоровья человека;

- развивать речевую активность и творчество в игровой деятельности.

Подвижные игры и упражнения:

«У медведя во бору», «Огуречик-огуречик», «Медведь и овощи», «Солнышко и дождик», хороводная игра «Овощной танец».

Задачи: 

- Формировать умение координировать речь с движениями,

- развивать общую моторику, подвижность.

Пальчиковые игры: «Капуста», «У Лариски две редиски».

Задачи: 

- развивать мелкую моторику, координацию пальцев.

- Игры со строительным материалом «Едем за урожаем».

Продуктивная деятельность

  • Аппликация «Консервируем овощи на зиму», коллективная аппликация «Собираем урожай».

Задачи:

        - развивать умение детей наклеивать детали последовательно и аккуратно,

         - закреплять знания об овощах, огороде.

  • Рисование «Овощи с грядки», рисование «Лук от всех недуг»

Задачи:

-  детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий;

- формировать умение рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа.

- развивать творческие способности.

      Лепка «Что растет у нас на грядке», «Морковка для зайчика».

Задачи:

- закреплять знания об обобщенных словах (овощи);

- продолжать совершенствовать навыки лепки разных форм (круглой, овальной, треугольной).

Раскрашивание картинок «В огороде я расту», трафареты, раскраски с овощами.
3 этап – Заключительный (ноябрь, 14.11-30.11).

Итоговое мероприятие: Театрализованная деятельность по сказке «Репка».

- Создана серия дидактических игр экологической направленности по лексической теме «Овощи».

- Оформление коллекции семян овощей «Все начинается с семечка».

- Изготовление книжек-малышек про овощи «Чудо-овощ».

-  Оформление работ детской деятельности.

- Оформление выставки поделок «Осенние фантазии» в совместном творчестве родителей и детей.

Вывод

В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной и исследовательской деятельности: дети могут различать некоторые виды овощей, знают особенности строения растения и условия их роста. Дети стали проявлять инициативу в различных видах деятельности, расширились коммуникативные и творческие способности детей, пополнился словарный запас детей. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам экологического воспитания детей. Родители являлись активными участниками проекта.

   Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

                                Список использованной литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под. Ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 192 с.
  2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  3. Проектный метод в деятельности ДУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003. -96 с.
  4. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 104 с.
  5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. -72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект для детей второй младшей группы «Зеленый лучок»

В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участв...

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"

познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы "Огород на подоконнике"...

Познавательно- исследовательский проект для детей второй младшей группы "Это маленькое чудо - цыплёнок!"

Познавательно -исследовательский проект во второй младшей группе. Знакомство с домашними птицами (курица, петух, цыпленок). Руководители проекта: воспитатели Папулова Юлия Владимировна и Строкова...

Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Всё о льне»

Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Всё о льне»...

Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы

Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей  группы...