План работы по теме самообразования «Развитие речевой активности у детей среднего возраста посредством пальчиковых игр»
методическая разработка (средняя группа)
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
по теме самообразования
««Развитие речевой активности у детей среднего возраста
посредством пальчиковых игр»
Месяц | Пальчиковая игра |
Сентябрь | «Дружба» «Овощи» «Фруктовая ладошка» «Мы идём в осенний лес» |
Октябрь | «Дорожных правил очень много» «Осенние листья» «Дружная семья» «Осень» |
Ноябрь | «Домашние животные» «Домик для зайчат» «Домашние птицы» |
Декабрь | « Дикие животные» «Зима» «Маша варежку надела» «Новый год» |
Январь | «Зимние забавы» «Кормушка» «Кто спит зимой?» |
Февраль | «Наша армия» «Профессии» «Мебель» «Игрушки» |
Март | «Мамин праздник» «Наши мамы» «Весна» «Комнатные растения» |
Апрель | «Перелётные птицы» «Пять воробьёв» «Любимые сказки» «Насекомые» |
Май | «Транспорт» «Пчела» «Цветы» «Лето» |
Пальчиковые игры
Дружба
Дружат в нашей группе (хлопаем в ладоши)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (стучим кулачками друг об друга)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики поочерёдно, начиная с мизинца)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики поочерёдно, начиная с мизинца, на др. руке)
Мы закончили считать.
«Овощи»
В огороде много гряд, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Тут и репа, и салат, (загибаем пальцы поочерёдно)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (хлопаем в ладоши)
Нас прокормит целый год.
Фруктовая ладошка.
Этот пальчик - апельсин, (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (показываем ладошками вокруг и на себя)
Мы идём в осенний лес.
Мы идём в осенний лес. (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошёл (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрим то в одну, то в другую сторон)
И в корзинку собирать. (сводим руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибаем по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. (делаем манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозим
Дорожных правил очень много.
Дорожных правил очень много. («грозим» пальчиками)
Раз - внимание дорога! (загибаем поочерёдно пальчики)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показываем «класс!» большим пальцем)
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём (пальчики «шагают» по столу)
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
Осень
Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щёки)
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует всё сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами.
(показываем поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)
Домик для зайчат.
Стук, стук, постук,
раздаётся где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат. (кулачками друг о друга стучим)
Вот с такою крышей (ладошки над головой)
Вот с такими стенами (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
Домашние птицы
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
(большим пальцем поочерёдно касаемся остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(показывают пальчики, играя ими)
Поздняя осень
Ветер северный подул, (подуем на пальцы)
Все листочки с липы сдул с-с-с (смахиваем руками, будто ветер сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опускаем на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучим пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, (постучим кулачками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения вперёд-назад кистями рук)
Одеялом их накрыл. (ладони прижимаем крепко к столу)
«Дикие животные»
Я сейчас вам назову,
(руки лежат на столе ладонями вниз, разводим и соединяем пальцы правой руки)
Кто живёт в глухом лесу.
(руки лежат на столе ладонями вниз, разводим и соединяем пальцы левой руки)
Зайцы, белки, барсуки, (сжимаем и разжимаем пальчики, хлопаем в ладоши) Волк, медведи и ежи.
Зима
Наши ручки замерзают. (кулачки крепко прижимаем друг к другу)
Поиграем – ка немножко (разжимаем кулачки, хлопаем в ладони)
Да похлопаем в ладошки. (хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (прижимаем ладони друг к другу)
Сильно надо растереть. (трём ладонь о ладонь)
Пальчики мы согреваем, (греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Маша варежку надела….
Маша варежку надела: (сжимаем пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (пальцы разжимаем, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (разогнуть большой палец)
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (сжимаем пальцы в кулачок, отделяем большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
Новый год
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.
(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на ёлке шарики,
(поочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (фонарики)
Вот сверкают льдинки,
(сжимаем и резко разжимаем кулаки поочерёдно)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигаем кистями)
В гости Дед Мороз идёт, (пальцы шагают по коленям)
Всем подарки он несёт. (трём друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (хлопаем по коленям)
Будем пальцы загибать: (загибаем по одному пальчики и считаем их)
Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идём" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп")
Спать легли (ладошки под щёчку)
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)
Прилетело?
Мы расскажем, (на каждое название птицы загибаем по одному пальчику)
Две синицы,
Воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (опять сжимаем и разжимаем кулачки)
Кто спит зимой?
(сжимаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится - убегает от лисицы.
(показываем большой палец, вращая им)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
(поочерёдно «шагаем» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(соединяем пальцы правой руки с большим)
И полезных, и приятных.
(соединяем пальцы левой руки с большим)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(последовательно соединяем пальцы обеих рук с большим)
Сразу всех не называю,
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Вам продолжить предлагаю.
(вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
(поднимаем зажатые кулачки вверх)
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
(попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.)
Два медведя, (загибаем поочерёдно все пальчики)
Буратино,
И весёлый Чипполино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем поочередно пальчики)
Помогаем нашей Тане (попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками)
Мы игрушки сосчитать.
«Мамин праздник»
Мамочка хорошая, (хлопаем в ладоши)
Мамочка любимая
Очень я её люблю, (воздушный поцелуй над ладонью, воздушный поцелуй над другой ладонью)
Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с одной ладони, потом с другой ладони)
«Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(разводим руки в стороны, затем крепко обхватываем
себя за плечи)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(поочерёдно сгибаем пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Мамы разные нужны,
(сжимаем обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
«Весна»
Вот уж две недели (опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)
Капают капели.
Снег на солнце тает (руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает. (обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
«Комнатные растения»
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветёт герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
(сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Мы все названья помним!
(раскрываем ладошку)
Мы взрыхлим цветы, польём,
(шевелим опущенными вниз пальцами)
Пусть подрастают день за днём!
(обе ладошки соединяем «бутоном», поднимаем над головой и
раскрываем «цветком»)
Перелётные птицы
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка (поочерёдно сгибаем пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж (скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют»)
Пять воробьёв
Пять воробьёв на заборе сидели, (показываем пять пальцев, а затем загибаем их по одному)
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четверо осталось.
Сидели вчетвером и немного устали,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали,
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.
Любимые сказки
Будем пальчики считать, (хлопаем в ладоши)
Будем сказки называть:
(поочерёдно загибаем пальчики на левой руке)
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя.
Волк – Лиса. (поочерёдно загибаем пальчики на правой руке)
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопаем в ладоши)
Насекомые
Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем - разжимаем пальцы)
Насекомых надо знать:
(поочерёдно загибаем пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
И у каждого шесть ног! (накрываем левую руку правой рукой раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев)
«Транспорт»
Называть я транспорт буду: (сжимаем - разжимаем пальцы)
(соединяем последовательно
пальцы обеих рук между собой)
Поезд, лодка, самолёт
Про автобус не забуду
И машину-вездеход. (соединяем последовательно пальцы обеих рук между собой)
Пчела.
Прилетела к нам вчера (машем ладошками)
Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибаем пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делаем кружочки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали, (сжимаем - разжимаем пальцы)
От усталости упали. (роняем ладони на стол)
«Цветы»
(выполняем действия в соответствии с содержанием стихотворения)
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
«Лето»
Вот за что люблю я, лето? (разводим ладони в стороны)
Лето солнышком согрето – это раз. (загибаем пальцы по одному на каждый счёт)
Два – в лесу растёт трава.
Три – ромашки,
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идёт,
Землянику нам несёт.
Десять – всё вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я, лето! (хлопаем в ладоши)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...
Перспективный план по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста»,
перспективный план работы для группы раннего возраста...
План работы по самообразованию «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность и социальную значимость. Медики, психологи, педагоги отмечают общую тенден...
Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр...
план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности....
Самообразование "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Цель самообразования: Формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений....
Педагогический проект «Развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, посредством сказки как нетрадиционной формы образовательной деятельности»
Именно сказка благотворно влияет на развитие речи и способствует формированию разносторонней личности дошкольника. Посредством сказки дети осваивают культурные нормы и правила, речевые и коммуни...