Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Веденина Ольга Николаевна

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр. 

Цель реализации программы: формирование устной речи детей среднего дошкольного возраста и навыков их речевого общения посредством дидактических игр с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Месяц

Мероприятие

Цель

Сентябрь

1 неделя

Диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста (Методика

О.А. Безруковой О.Н. Каленковой)

Дидактические игры «Кто в домике живет?»

«Какое время года?»

Определение уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Создать условия для формирования у  детей  навыка определять игрушку по звукоподражанию

Способствовать формированию умения определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных

2 неделя

Дидактическое пособие «Домик с сюрпризом»

 Дидактические игры: «Назови части»,

«Волшебный паровозик»,

«Дары осень»

Способствует пополнению активного словаря, уточнению лексических и грамматических средств и формированию развернутого речевого высказывания.

Закреплять с детьми части тела животных

Упражнять в назывании овощей и фруктов, обобщать их по общим признакам

3 неделя

Родительское собрание «Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Дидактические игры: Лото «Угадай-ка» «Что бывает осенью?»

«Я собрал на огороде»

Объяснить родителям важность использования дидактических игр в развитии речи детей

Создать условия для формирования знаний по временам года, их последовательности и основным признакам

Расширение объема словаря

4 неделя

Групповая консультация с родителями

Дидактические игры:

«Что бывает круглым?»

«Лови да бросай – грибы называй»

Объяснить родителям важность использования дидактических игр в развитии речи детей

Расширение словаря детей за счет прилагательных

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов

Октябрь

1 неделя

«Кто как разговаривает?»

«Назови части»

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции

Учить называть части предметов

2 неделя

Дидактическое пособие «Разноцветный сундучок»

Дидактические игры:

«Кукушка и дудочка»

«Угадай, чего не стало?» 

Лото «Нужные предметы»

Создать условия для активизации словаря, формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи, умения правильно выражать свои мысли.

Развивать фонематический слух детей, речевое внимание

Расширение объема словаря

3 неделя

Дидактические игры: «Кто как разговаривает?»

«Волшебный мешочек»

Расширение словарного запаса

Упражнять в назывании предметов одежды, их частей, называть обобщающее слово

4 неделя

Подготовка памятки для родителей по использованию дидактических игр в развитии речи детей

Дидактические игры: «Один и много»

«Одень куклу»

Развитие педагогической компетентности родителей в развитии речи детей, стимуляция использования дидактических игр на развитие речи дома

Дать знание как образовывать слова во множественном числе

Развивать глагольный словарь

Ноябрь

1 неделя

Дидактические игры: «Такой листок – лети ко мне»

«Посуда»

Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза)

Упражнять в назывании предметов посуды

2 неделя

Дидактические игры: «Поручение»

«Назови ласково»

Закреплять знания и развивать умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

3 неделя

Дидактические игры: «Назови одним словом»,

«Закономернос-ти»

«Бывает – не бывает»

Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы»

Расширение активного словаря

4 неделя

День открытых дверей для родителей

«Магазин»

Дидактические игры:

 «Назови одним словом»

Открытые занятия с ребятами с использованием дидактических игр на развитие речи

Актуализация и систематизация знаний детей о материалах, из которых сделаны различные предметы, активизация словаря, развитие мышления

Способствовать формированию у детей навыка составлять обобщающее слово - существительное

Декабрь

1 неделя

Дидактические игры: «Что кому?»

«Семья»

Дать знание детям как различать и называть профессии, соотносить с предметами

Называть членов своей семьи

2 неделя

Дидактические игры: «Кто быстрее соберет вещи?»

«Профессии»

Упражнять детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие

Развивать глагольный словарь

3 неделя

Дидактические игры:

 «Какое небо?»

«Транспорт»

Создать условия для формирования у  детей умения составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя, подбирать относительные прилагательные

Упражнять в назывании транспорта, развивать словарь существительных

4 неделя

«Дидактические игры:

Угадай, что изменилось»

«Логический поезд

«Контрасты»

Развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения

Способствовать формированию умения называть противоположные по смыслу слова

Январь

1 неделя

Дидактические игры:

 «Парные картинки»

«Умные карточки».

«Накроем на стол»

Организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки

Развивать глагольный словарь

2 неделя

Дидактические игры:

 «Как «говорит»...?»

Лото «Дикие животные»

«Кто больше увидит?»

Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного

Расширение объема словаря

3 неделя

Дидактические игры: «Узнай дерево»

«Мяч бросай и животных называй»

Учить детей узнавать деревья по листьям, давать описание листьев, указывая их форму, цвет. Активизировать в речи названия деревьев, понятия связанные с их строением (ствол, ветви, листья, корни)

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов

4 неделя

Подбор книг с дидактическими играми на развитие речи для родителей

Дидактические игры: «Скажи ласково»

«Логика»

«Чей малыш?»

Повышение педагогической компетентности родителей в развитии речи детей

закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции

Развивать активный словарь

Февраль

1 неделя

Дидактические игры: «Забавные истории»

«Кто что слышит?»

«Назови части тела»

Упражнять детей в различении звуков, издаваемых разными предметами, учить подбирать слова для их обозначения, обучать использованию в речи конструкций предположения («Я думаю, что...», «Это может быть...»).

Упражнять в назывании частей тела

2 неделя

Дидактические игры: «Когда это бывает?»

Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток, дать знание как можно развернуто отвечать на вопросы воспитателя

3 неделя

Дидактические игры: «Назови одним словом»

«Как передвигается»

Способствовать формированию у детей умения подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории

Определять способы передвижения животных, расширять глагольный словарь

4 неделя

Дидактические игры: «Что в мешочке?»

«Наш город»

Закрепить правильное произнесение детьми в словах звука «ц», учить их выделять слова с данным звуком, выбирать только предметы, в названии которых есть звук «ц».

Активизировать словарь

Март

1 неделя

Дидактические игры: «Где что лежит?»

«Мой адрес»

Дать знание как можно давать характеристику взаимного расположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные

Развитие активного словаря

2 неделя

Дидактические игры: «Подберем игрушки»

«Назови признаки весны»

Закрепить правильное произнесение детьми звука «ж» в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Развивать словарь прилагательных

3 неделя

Дидактические игры: «Придумай историю» «Придумай историю»

Способствовать формированию умения у детей подбирать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам (тема «Зимняя одежда»), пояснять, кому могут принадлежать предметы одежды, называемые водящим, а кому те, что называют игроки

Расширение  словаря

4 неделя

Консультация для родителей по использованию дидактических игр на развитие речи

Дидактические игры: «Скажи наоборот»

«Угадай по описанию»

Повышение педагогической компетентности родителей в развитии речи детей

Дать знание детям как можно подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры

Расширение объема словаря

Апрель

1 неделя

Дидактические игры: «Было, будет»

«Найди лишний предмет»

Обсудить с детьми значение слов «сегодня», «вчера», «завтра», учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя

Развивать умение детей выделять общий признак в словах

2 неделя

Дидактические игры: «Повтори, как я»

«Твой дом»

Создать условия для формирования у детей умения повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Развитие словаря

3 неделя

Дидактические игры: «Что где растет?»

«Переезжаем в новую квартиру»

Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»)

Развитие словаря

4 неделя

Дидактические игры: «Назови одним словом»

«Круглый год»

Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы»

Развивать словарь прилагательных

Май

1 неделя

«Разбери посуду»

«Лови да бросай – мебель называй»

Способствовать формированию умения у детей объединять предметы в группы: кухонная, столовая, чайная посуда, закреплять знания о ее назначении.

Развитие словаря существительных

2 неделя

Дидактические игры:

 «Лото»

«Назови части цветка»

Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова.

Развитие словаря

3 неделя

Дидактические игры: «Каких животных мы знаем?»

 

«Животные и их детеныши»

Закрепить правильное произнесение детьми звуков «л», «ль» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Закрепление в речи детей название детенышей животных

4 неделя

Повторная диагностика речевого развития детей

Выявить динамику уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динам...

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Развитие речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста посредством сказки

Развитие речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста посредством сказки...

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности  у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...

Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

В данной статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме исследования, определены понятия познавательной активности, экспериментирование, рассмотрены особенности развития позна...

Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятель...

Педагогический проект «Развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, посредством сказки как нетрадиционной формы образовательной деятельности»

Именно сказка благотворно влияет на развитие речи и способствует формированию разносторонней  личности дошкольника. Посредством сказки дети осваивают культурные нормы и правила, речевые и коммуни...