Программа саморазвития воспитателя Ловцовой Нины Алексеевны
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Тема: «Поддержка детской инициативы посредством проектной деятельности детей младшего и среднего возраста»
Цель:
- Повышение собственной профессиональной компетентности в вопросе поддержки детской инициативы посредством проектной деятельности.
- Создание эффективной модели самообразования, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг.
- Создание системы работы по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_moya.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Светлячок»
ИНН 5257043703 АДРЕС: 603059; Нижний Новгород, ул. Вольская, 1
Телефон/ факс (8312) 45-60-78 E-mail: detsad6@yandex.ru
Программа саморазвития
воспитателя
Ловцовой Нины Алексеевны
на 2017- 2020 учебные годы
Г. Нижний Новгород
Тема: «Поддержка детской инициативы посредством проектной деятельности детей младшего и среднего возраста»
Цель:
- Повышение собственной профессиональной компетентности в вопросе поддержки детской инициативы посредством проектной деятельности.
- Создание эффективной модели самообразования, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг.
- Создание системы работы по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности.
Актуальность: В 2017 учебном году я взяла тему по самообразованию «Поддержка детской инициативы посредством проектной деятельности детей младшего и среднего возраста». В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Показателями развития инициативы и самостоятельности дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы в проектной деятельности.
Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Как развивать инициативность?
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, на мой взгляд, является проектная деятельность. Также Н. Е. Веракса в программе «От рождения до школы» рекомендует активно использовать данную технологию в работе, так как использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность предполагает интеграцию образовательных областей, что дает возможность многогранно и глубже рассматривать любую тему. Проект, реализуемый по принципам ФГОС, предполагает модель партнерства. Таким образом, педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.
Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Для разработки проектов, мы используем форму индивидуализации обучения и развития детей - детский совет. Детский совет - это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)
Безусловно, инициативность и творчество наших детей зависит от активности и творчества наших родителей. Они с большой охотой поддерживают все наши проекты и начинания, шьют костюмы, готовят декорации, делают опыты со своими детьми.
Данная тема «Поддержка детской инициативы посредством проектной деятельности» современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми.
Непосредственный переход к такому взаимодействию позволит:
- Повысить качество образовательного процесса в условиях модернизации системы образования;
- Внедрить новые педагогические технологии в образовательный процесс.
Поиск решения этих проблем потребует от педагога изучения и анализа собственных педагогических возможностей, творческого потенциала, оригинальной и продуктивной деятельности, что является непременным условием саморазвития педагога, повышения его профессиональной компетентности, а сам образовательный процесс сделает прозрачным и открытым для участия родителей, воспитанников, всех членов педагогического коллектива и других социальных партнёров.
Программа будет реализовываться через повышение собственной профессиональной компетентности, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями.
Задачи:
1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать подход к детям, создавая условия для поддержки детской инициативы посредством проектной деятельности .
2. Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по вопросу эффективного взаимодействия с детьми.
3. Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с семьями воспитанников.
4.Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
Основные направления реализации программы:
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Этапы работы по самообразованию:
- Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
- Планирование работы по самообразованию.
- Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)
- Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике).
- Подведение итогов самообразования.
План мероприятий по реализации программы:
Мероприятия | Цель | Сроки |
1. Поиск информации, подбор современной литературы по вопросу формирования поддержки детской инициативы посредством проектной деятельности детей младшего и среднего возраста. 2.Изучение условий и современных педагогических технологий по данному вопросу. 3.Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности современных педагогических технологий по вопросу поддержки детской инициативы посредством проектной деятельности детей младшего и среднего возраста. 4.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. 5.Мероприятия направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем. Поиск и формирование общей стратегии воспитания детей:
| Изучить современные нетрадиционные технологии для повышения собственной профессиональной компетенции по данной проблеме. Повышение собственной профессиональной компетенции по данной проблеме. Повышение качества дошкольного образования по средствам эффективного взаимодействия с детьми и их семьями. Участие в профессиональных конкурсах; участие в конкурсах в сети интернет; мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, и детьми и воспитателем. Изучение педагогических установок родителей. | 2017-2018г.г. 2017-2018г.г. 2017-2018г.г. 2017-2018г.г 2017-2018гг. |
Изучение и анализ результативности своей работы
Мероприятия | Цель | Сроки |
Рефлексивно-аналитический семинар по вопросу формирования детской инициативы посредством проектной деятельности детей младшего и среднего возраста. Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом. |
Систематизировать продуктивность и результативность совместной деятельности:
| 2018-2019г.г 2018-2019г.г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития воспитателя
В помощь педагогам!...
Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...
Индивидуальная программа саморазвития воспитателя
Индивидуальная программа саморазвития воспитателя, план по теме самообразования....
Программа саморазвития воспитателя группы компенсирующей направленности
Тема: «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».Цель: Повысить свою профессиональную кв...
Программа саморазвития Воспитателя МБДОУ «Детский сад №270» Тресковой Нины Владимировны
Учебно-методический материал...
Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...
Программа саморазвития воспитателя дошкольной группы МБОУ Верховской ООШ воспитателя Ломтевой Т.А. по теме: " Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе ознакомления с малой родиной"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...