Программа саморазвития воспитателя Шмелёвой Нины Анатольевны по теме: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43»
Программа саморазвития
воспитателя
Шмелёвой Нины Анатольевны
по теме:
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания»
г. Арзамас
Актуальность темы:
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что уровень развития логического мышления дошкольника при поступлении в школу ниже среднего. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного и математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей. Такие ученые, как: П. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, установили, что большое место в общем развитии ребенка занимает умение мыслить, думать, свободно владеть логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Имея многолетний опыт общения со старшими дошкольниками, все проанализировав, сделала вывод, что довольно большая часть детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в умении логически мыслить, рассуждать, совершать мыслительные операции. А без этих мыслительных операций ребенку очень трудно обучаться в школе.
Родители часто имеют ошибочное мнение, что ребенок их готов к обучению в школе, если он знает цифры, читает, складывает и вычитает. Но это далеко не так. Ребенок должен уметь мыслить. Исследования ученых доказали, что в начальной школе трудно дается обучение не тем детям, у которых недостаточный запас знаний и умений, а тем, которые не имеют привычки, желания думать, узнавать, что -то новое.
Актуальность этого вопроса позволила мне выбрать и определить тему моей работы: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания».
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, конечно же, является игра. А.С. Макаренко писал: «Игра без активной деятельности - всегда плохая игра.» Игру можно сравнить с волшебной палочкой, которая поможет научить дошкольника доказывать, рассуждать.
Одним из приоритетных направлений моей педагогической работы является формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Логическое мышление-это одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка, развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют усваивать новое.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать логические умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем внедрения инновационной технологии в процессе обучения и воспитания.
Задачи:
- формировать базисные математические представления, речевые умения ( рассуждать, доказывать, анализировать);
-развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, креативности логического мышления;
-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию;
воспитывать интерес к логико-математическим играм, самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
-формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через дидактические игры и упражнения,
-обогащать ППРС необходимым материалом математического содержания, исходя из возрастных особенностей и индивидуальных возможностей группы;
-повысить показатели низкого уровня развития логического мышления детей через использование дидактических игр и упражнений.
Предполагаемые результаты:
Проявление любознательности, самостоятельности.
Развитие интереса детей к решению познавательных и творческих задач, способности к синтезу, обобщениям, анализу.
Умение детей сравнивать, классифицировать, делать умозаключения.
Умение решать логические и проблемные задачи.
Развитие памяти, мышления, творческого воображения.
Всё это позволит успешнее учиться в школе.
Этапы саморазвития
Этапы | Направления деятельности | Задачи | Предполагаемые сроки выполнения | Ответственные |
Первый этап. Подбор и изучение методической литературы. | Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания. Изучение литературы по теме. Подбор технологий, методик, форм работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания. | Повысить собственный уровень знаний. Совершенствовать уровень аналитических навыков. Изучить состояние выбранной темы. Определить цели и задачи, содержание практической деятельности, средств и методов работы. Изучить формы работы с детьми. Составление перспективного плана работы. Подготовить материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. Изготовление дидактических игр, способствующих развитию логического мышления старших дошкольников: «Умные клеточки», « Рассеянный художник», «Сколько-какой». «Логическое лото», изготовление лэпбуков: «Математика- гимнастика ума, «Занимательная математика» | 2022г. 2023г. | Шмелёва Н.А..- воспитатель. Усимова Н.Н. – старший воспитатель. |
Второй этап. Участие в мероприятиях посвященных теме саморазвития. | Посещение и участие в городских мероприятиях, участие в методической работе детского сада. | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Участие во Всероссийской конференции «Новые подходы к образовательному процессу в ДОУ с докладом «Занимательная математика для дошкольников» Выступление на педсовете с консультацией для педагогов на тему: «Универсальная развивающая игра- блоки Дьенеша». Оформление информации для родителей: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания». Анкетирование родителей по теме « Математика для развития вашего ребенка». Выступление на семинаре с докладом на семинаре «Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности». Арзамасские сретенские образовательные чтения. Выступление с докладом «Русская народная культура в рамках духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Написание статьи в журнал «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания» | 2022-2023 г. 2023г. 2023 г. 2023г. 2024г. | Шмелёва Н.А..- воспитатель. Усимова Н.Н. – старший воспитатель Участие в ГМО Участие в ГМО |
Третий этап. Формирование опыта по теме саморазвития. Внедрение в практику детского сада. | 1.Разработка перспективного плана. 2.Выполнение практической части программы саморазвития 3.Защита педагогических разработок на педагогических советах МБДОУ. 4.Самооанализ. | 1.Разработать и провести конспекты совместной деятельности: «Научим зверюшек доброте и вежливости» Конспект образовательной деятельности «Русская матрешка» Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в страну «Математика». 2.Провести конспект открытого мероприятия для педагогов ДОУ на тему «Яблони в цвету». 4.Оформить компьютерные презентации по теме саморазвития для распространения педагогического опыта. 5.Провести самоанализ своей профессиональной деятельности. | 2022г. 2023г. 2023г. 2024г. 2024г. | Шмелёва Н.А..- воспитатель. Усимова Н.Н. – старший воспитатель Шмелева Н.А.-воспитатель Усимова Н.Н. старший воспитатель |
Реализация.
Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного
банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе ДОУ, подготовка сообщений и методических материалов.
Участие в мероприятиях, посвящённых теме саморазвития.
Дата проведения | Тема мероприятия | Форма участия |
2022год | На уровне ДОУ: Выступление на педагогическом совете с консультацией для воспитателей на тему: «Палочки Кюизенера- средство познания логики и математики в старшем дошкольном возрасте» | Информационный материал для педагогов МБДОУ «Детский сад №43» в рамках подготовки к педсовету. |
2023 год | На региональном уровне: Участник регионального конкурса методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций. Конспект образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну Математики ». | Участие в показе ГМО |
2024 год | На федеральном уровне: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания» | Размещение статьи в журнале «Молодой ученый» |
Представление опыта работы по теме.
- Консультация для педагогов ДОУ «Палочки Кюизенера- средство познания логики и математики в старшем дошкольном возрасте»,2022 г.
- Информация для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания».2023 г.
- Фотоотчет.
Литература:
1. Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л.В. Алабина. - М., 2003.
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев. - М., 2004. - 313 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2006. - 177 с.
4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артомонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: "Просвещение", 2005. - 218 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: " Просвещение", 1991. - 160 с.
7. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский. - М.: " Модек", 2003.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М.: МПСИ, " Флинта", 2003.
9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валон. - М., 2007. - 303 с.
10. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер. - М.: " Просвещение", 1989. - 127 с.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания»
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Диагностика. Задачи на смекалку. Загадки. Задачи-шутки. Ребусы, головоломки. | Выявить уровень развития мыслительных операций детей. |
Октябрь | Логические блоки Дьенеша. | Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, удерживать в памяти 1-3 свойств одновременно. |
Ноябрь | Палочки Кюизенера. | Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. |
Декабрь | Круги Эйлера Игровое упражнение « Поможем Хрюше собрать разбросанные игрушки». | Упражнять в умении сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивать умение группировать предметы по признакам величины и формы. |
Январь | Дидактические игры и упражнения: «Детское лото», «Логическое домино», «Что лишнее?», «Найди недостающую фигуру», «Продолжи ряд». | Тренировать мышление при выполнении логических операций и действий. |
Февраль | Игры на пространственные преобразования, воссоздание силуэтов : «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм, «Чудо крестики». | Развивать моторику, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы. |
Март | Дидактическая игра «Найди все дороги». Задания из альбома «Спасатели спешат на помощь». | Развивать умение ориентироваться в пространстве, творческое воображение. |
Апрель | Д/И «Найди отличия», «Путаница», «Собери что получится». | Закреплять умение находить признаки предметов, сравнение. |
Май | Диагностика. Итоговое мероприятие «Умники и умницы». | Произвести сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей. Проверить уровень сформированности определенных умений и навыков, развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде. |
Перспективный план взаимодействия с родителями развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Выступление на родительском собрании «Что такое занимательный математический материал?»» |
Октябрь | Анкетирование родителей «Математика для развития вашего ребенка». |
Ноябрь | Индивидуальные беседы с родителями «Как часто вы занимаетесь математикой дома с ребенком?» |
Декабрь | Выставка совместных работ. |
Январь | Информация «Царица наук - математика». |
Февраль | Папка-передвижка в родительский уголок «Математика вокруг нас»». |
Март | Информация для родителей: «Как привить интерес к математике?»». |
Апрель | Мастер-класс для родителей «Путешествие во времени». |
Май | Создание альбома «Путешествие в страну игр». |
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания»
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Чтение математической сказки: «Полезные игры» Д/И: «Найди пару» | Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений. Познакомить с играми-головоломками. Повторить признаки имеющихся частей в играх. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры путем присоединения одной детали к другой. |
Октябрь | Разгадываем кроссворд: «Геометрические фигуры» Сказка «В царстве блоков» | В увлекательной форме закрепить знания детей о фигурах имеющихся в играх-головоломках. Упражнять детей в сочинении собственной сказки развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. |
Ноябрь | Д/И: «Второй ряд» Д/И: «Составь фигуру» Д/И: «Одноцветные узоры» Д/И: «Угощение для медвежат» | Развивать умение анализировать, сравнивать и выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Составлять заданную фигуру, из определенного количества палочек. Составлять узор используя одноцветные грани кубиков. Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам; понимание слов: «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. |
Декабрь | Математическая викторина «Умники и умницы» Д/И: «Составь фигуру-измени фигуру» Д/И: «Соревнование» | Формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах. Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников. Повышать опыт составления фигур из определенного количества палочек. Развивать умение преобразовывать одну фигуру в другую путём изменения количества палочек. Совершенствовать конструктивные навыки, пространственное воображение. |
Январь | Д/И: «Украсим елку бусами» Д/И: «Сложи узор и нарисуй» Д/И: «Загадки» | Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам; понимание слов: «разные», «одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. Формирование умения складывать узоры по образцу, зарисовывать полученные узоры. Отображать ответ загадки на планшете резинками, разного цвета, размера, формы из отдельных частей, по образцу воспитателя и по контурным образцам. Закреплять умение словесно описывать свою работу. |
Февраль | Д/И: «Хоровод» Д/И: «В гости к зверятам» Д/И: «Преврати одну в другую» | Повышать умение классифицировать блоки по двум - трем признакам: цвету, форме; цвету-форме-размеру. (блоки Дьенеша) Формировать умение воссоздавать сюжет по контурным образцам. Развивать пространственные представления, восприятие формы.(танграм) Упражнять преобразовывать фигуру путем изменения определенного количества палочек. Развивать операции анализа, сравнения, обобщения. |
Март | ||
Апрель | Математическое развлечение «Проделки Бабы Яги» Д/И: «Этот загадочный космос» | Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам; Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему; Развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память. Упражнять в умении создавать фигуры по замыслу, опираясь на тему. |
Май | «Диагностика. Итоговое мероприятие «Танграм» | Произвести сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей. Проверить уровень сформированности определенных умений и навыков, развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде. Закреплять умение выделять общий признак ряда предметов, устанавливать закономерность в группе изображений, применять геометрические фигуры для создания плоскостных изображений. |
Перспективный план взаимодействия с родителями по развитию
логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Выступление на родительском собрании «Путешествие в страну математики" |
Октябрь | Анкетирование родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей» |
Ноябрь | Индивидуальные беседы с родителями ««Дидактические игры по развитию математических способностей у детей». |
Декабрь | Выставка совместных работ. |
Январь | Консультация «Ориентировка в пространстве». |
Февраль | Папка-передвижка в родительский уголок «Математика для дошкольников» |
Март | Информация для родителей: ««Игры и упражнения на развитие логического мышления»». |
Апрель | Мастер-класс для родителей «Дидактическая сказка по математике» |
Май | Создание альбома «Математика нам всем нужна». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
В настоящее время доказано, что логическое мышление есть наиболее поздний продукт в истории развития мышления и что это переходная ступенька от наглядного мышления к мышлению абстрактному....
деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....
Деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Деловая игра...
ПРОЕКТ «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»
ПРоект «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.»...