Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.
методическая разработка (средняя группа)
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №116»
Программа саморазвития воспитателя
Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.
Выполнила:
воспитатель Волкова Е. П.
г. Дзержинск, 2022 г.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - В.А.Сухомлинский.
Введение.
Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование развивающих игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой и прочное усвоение основных математических знаний.
В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающих мир, и расширить его кругозор. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель – сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием развивающих и дидактических игр.
Развивающие и дидактические игры играют огромную роль в развитие личности. С одной стороны, это один из методов обучения, с другой – возможность приучить малыша к самостоятельной деятельности, когда он должен находить себе занятие сам. Одни игры помогают малышам познавать окружающий мир, природу. Другие прививают первые навыки, необходимые для усвоения школьной программы – знания по математике и логическому мышлению, развивают речь, умственные способности.
Цель – формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций с использованием развивающих и дидактических игр.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
- Обогащать развивающую среду в группе развивающими и дидактическими играми.
- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий, и развивающих и дидактических игр.
- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста.
Формы проведения:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы обучения:
- Наглядно-действенные приемы.
- Игры с мелкими предметами.
- Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).
- Сюжетные игры.
- Использование цветных палочек Кюизенера.
- Игры с использованием блоков Дьенеша.
- Словесные игры.
Ожидаемый результат:
- Пополнение развивающих центров развивающими и дидактическими играми по математике.
- Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.
Сроки | Содержание работы | Цели |
Сентябрь | 1.Чтение детской литературы: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»; стихи детских поэтов С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет»; математические сказки. | 1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2.Подбор развивающих и дидактических игр. |
Октябрь | 1.Дидактическая игра «Составь предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него). 2.Геометрические фигуры в загадках. 3.Изготовление дидактической игры «Цветное домино». 4.Дидактическая игра «Не ошибись» (квадрат – синим цветом; круг – красным). | 1.Развивать мышление, воображение, творчество; 2.Закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок; 3.Пополнение дидактической игрой группу; 4.Закрепление цвета. |
Ноябрь | 1.Сюжетная игра «Магазин игрушек» (много, один, поровну). 2.Дидактическая игра «Правильный счет». 3.Дидактическая игра «Кто где». 4.Дидактическая игра «Помоги цыплятам». | 1.Совершенствовать навыки счета в пределах 3; 2.Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета; 3.Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху); 4.Учить детей умению устанавливать соответствие между множествами. |
Декабря | 1.Дидактическая игра «Веселый колокольчик» 2.Игра «Разложи в коробки». 3.Игра «Самолеты». 4.Игра с использованием блока Дьенеша. 5. Игра «Украсим елочку». | 1.Совершенствование умения считать в пределах 4; 2.Учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины; 3.Закрепление понятий «один», «много»; 4.Развитие умения выявлять и абстрагировать свойств, умение «читать схему»; 5.Закрепление навыков порядкового счета. |
Январь | 1.Игра «Поручение». 2.Дидактическая игра «Найди и назови». 3.Игровое упражнение «Снеговик и снежинки». 4.Игры с крышками от бутылок «Собери фигуру». | 1.Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади; 2. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета; 3.Учить сравнивать по высоте, обозначить результаты, сравнение словами: низкий, высокий, выше, ниже; 4.Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счетные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение дидактической игрой группу. |
Февраль | 1.Считалки с иллюстрациями. 2.Игры с использование блоков Дьенеша «Логический поезд». 3.Дидактическая игра «Построй числовой ряд». 4.Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми». | 1.Упражнять считать в пределах 5; 2.Развитие способности к логическим действиям и операциям; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; 3.Закрепить знание последовательности чисел по порядку и обратно; 4.Предложить родителям картотеку игр по математике. |
Март | 1.Игровое упражнение составление из геометрических фигур «Цветок для мамы». 2.Игра «Соберем бусы». 3.Дидактическая игра «По какому мостику катится колобок». 4.Игра «Найди различия». | 1.Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину; 2.Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине фигур). Счет в пределах 5; 3.Развитие мышления, логики; 4.Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления. |
Апрель | 1.Игровая ситуация «Весна пришла». 2.Игровое упражнение «Разложи предметы по форме». 3.Игры с использованием блоков Дьенеша «Угощение для медвежат». 4.Лото «Геометрические фигуры». | 1.Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине; 2.Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (счет в пределах 5); 3.Развитие умение сравнивать предметы по одному – четырем свойствам, понимание слов: «разные», «одинаковые»; 4.Развитие представлений о геометрических фигурах. |
Май | 1.Дидактическая игра «Разноцветные фонарики». 2.Игровое упражнение «Письмо от волшебника». 3.Составлять из счетных цветных палочек Кюизенера. Разнообразные фигуры. 4.Игровое упражнение «Найди такой же и положи в корзинку». | 1.Упражнять в счете в пределах 5 и различии цветовой гаммы; 2.Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь в пределах 5; 3.Упражнение в составление геометрических фигур на плоскости стола; 4.Развивать умение подбирать одинаковые по цвету и форме. |
Работа с родителями:
Содержание работы | Сроки |
1. Участие родителей в изготовлении развивающих, дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года. |
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей. | В течение года. |
3. Консультация на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | Ноябрь. |
4. Консультация на тему «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» | Март. |
5. Оформление папки «Занимательная математика дома и повседневной жизни». | Январь. |
6. Оформление уголка познавательного развития. | В течение года. |
Консультация для воспитателей. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное. Мозайка-Синтез, Москва, 2015
- Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб: Детство-пресс, 2004г.
- Лебеденка Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста /Е.Н. Лебеденко – СПб Детство-пресс, 2003г.
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. Баласс, 2003г.
- Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений» Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования – М: ВАКО, 2005г.
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М,: Просвещение, 1990г
- «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - А.А.Смоленцева.
- Под ред. Б.Б.Финкельнтейн «Давайте вместе поиграем» Комплекс игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001г.
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"
В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-270413-1391954611.jpg)
Мастер - класс "Развивающие игры В.Воскобовича в формировании элементарных математических представлений" (средняя группа).
Игра помогает развивать навыки счёта, умение различать геометрические фигуры, развивает логическое мышление....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-1062992-1538123928.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ на 2016-2021 учебный год на тему «Использование развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений ».
В данном материале опубликован план воспитателя детского сада по самообразованию на 5 лет. На тему: «Использование развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических пред...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-399009-1488955622.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/07/picture-1160689-1567807500.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-444256-1552941225.jpg)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)
Картотека по ФЭМП(средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1296217-1615835948.jpg)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ &la...