Диагностика уровня сформированности исследовательской деятельности дошкольника
материал (старшая, подготовительная группа)
Цель: выявить исходный уровень сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую деятельность на основе технологии «путешествие по «реке времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика исследовательской деятельности дошкольника | 268.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Качканарского городского округа
ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
исследовательской деятельности дошкольников.
МОНИТОРИНГ
уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: выявить исходный уровень сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую деятельность на основе технологии «путешествие по «реке времени».
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
В таблице 1 представлены показатели, критерии, уровни сформированности исследовательской деятельности и методы отслеживания.
Таблица 1
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.
Показатели и критерии | Уровни | Методы отслеживания | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). | Самостоятельно видит проблему | Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. | Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. | Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
2.Формулирование вопросов. | Формулирует вопросы. | Формулирует вопросы. | Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. | |
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). | Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. | Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. | Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). | Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. | Наблюдение. | |
5.Способность описывать явления, процессы. | Полное, логическое описание. | Не совсем полное, логическое описание. | Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. | |
6.Формулировка выводов и умозаключений. | Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. | Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. | Анализ высказываний, отчетов. |
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. | Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. | Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. | Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. | Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
По выделенным уровням можно проводить наблюдение за развитием исследовательской деятельности.
Данным умениям необходимо целенаправленно обучать детей. Также для успешного осуществления исследовательской деятельности важно соблюдать логику проведения исследования, не нарушая последовательность и не исключая отдельные его этапы.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня сформированности исследовательской деятельности.
2. Обобщить полученные результаты.
3. Установить типичные затруднения, которые испытывают дети при овладении навыками и умениями исследовательской деятельности.
4. Наметить основные пути преодоления выявленных затруднений и совершенствования методики обучения проведению исследований старшими дошкольниками.
Сроки проведения диагностики: старшая группа; сентябрь 2014 года.
Методы исследования: наблюдение, индивидуальный опрос, анализ деятельности детей, метод математической обработки данных.
Содержание:
Детям были предложены задания:
Задание 1.
Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.
Соглашаясь с мнением А.И. Савенкова, что «исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая имеет свою специфику» мы не требуем от ребенка ясного, словесного оформления проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность к фактическим материалом; она должна быть обоснованной, указывающей на путь исследовательского поиска. Однако, мы согласны с точкой зрения А.И. Савенкова, что для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».
Оборудование: карточки с изображением Медведя, Лисы и Зайца; изображения окон в доме каждого из животных; карточка прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани.
Задача 1. Проверить уровень сформированности умения видеть проблему.
Формулировка задания: трое друзей – Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин «Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани?
Дети предлагают свои варианты.
Задача 2. Проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани?
Задание 2.
Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.
Оборудование: карточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста.
Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. Пожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки.
Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 – 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными.
Задание 3.
Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать.
Оборудование: 2 полоски – ленточки, например, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки – белая и красная, разной длины.
Формулировка задания: наши знакомые Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать, наши друзья не знают. Посмотри внимательно на ленты. Как ты думаешь, одинаковой длины они или нет? Давай проверим твои предположения с помощью мерок (ребенку предлагается измерить одну ленту белой меркой, другую – красной). Сколько раз уложилась по длине первой ленты белая мерка? А по длине второй ленты – красная мерка? Как ты думаешь, почему получились разные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины?
Задания 4.
Цель: определить умение проводить эксперимент с реальным объектом, проверить умение делать выводы и умозаключения.
Задача 1. Определить умение проводить эксперимент.
Оборудование: пианино, кубик, карандаш, кружка, лист бумаги, мяч, веревка, кирпичик.
Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, а в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место? Если дети затрудняются, подтолкнуть их к выводу, что можно было бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще можно проверить? Обратить внимание ребенка на предметы, которые лежат перед ним. Можно помочь ребенку, подсказав, что, используя некоторые из имеющихся предметов, можно проверить, войдет ли место пианино. Как это сделать? Какими предметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать?
Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения.
Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?
Степень самостоятельности ребенка не этапах проведения исследования оценивалась по результатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности.
Для количественной обработки материалов была использована 3-бальная система. Использование математических расчетов дало возможность достаточно точно и объективно определить уровни сформированности исследовательских умений старших дошкольников, а также четко фиксировать их продвижение в знаниях и умениях.
После выполнения задания и стоящих в нем задач в специальную графу таблицы заносились отметки о баллах. В процессе выполнения заданий использовались некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения – похвалу, одобрение; помощь воспитателя.
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, отраженные в диаграммах по каждой диагностической методике, проведенной с двумя группами детей:
Диаграмма 1
Уровень сформированности умения выделять и формулировать проблемы:
Диаграмма 2
Уровень сформированности умения выдвигать гипотезы и строить предположения:
Диаграмма 3
Уровень сформированности умения формулировать и задавать вопросы:
Диаграмма 4
Уровень сформированности умения описывать явления, процессы; рассуждать и обобщать:
Диаграмма 5
Уровень сформированности умения делать выводы и умозаключения:
Диаграмма 6 Степень самостоятельности при проведении эксперимента:
Результаты диагностики приведены в сводной таблице 2 и 3 (приложение). Исходя из полученных данных, имеем следующие результаты, указывающие на сформированность исследовательской деятельности у детей:
высокий уровень – 4,8%
средний уровень – 39,7%
низкий уровень – 55,5%
Диаграмма 7
Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности по итогам диагностики:
1/3 часть детей показали средний уровень сформированности исследовательской деятельности; меньшее число из них (39,7%) – достаточно обладают навыками исследовательской деятельности; и довольно большой процент ребят (55,5%) не умеют вести исследовательскую деятельность по тем или иным причинам. И только 10,3% детей владеют навыками ведения исследовательской деятельности ( таблица 4).
Таблица 4
Уровни овладения детьми исследовательской деятельности
Показатели | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1. Умение формулировать проблему. | 9,5% | 42,9% | 47,6% |
2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. | 14,3% | 28,6% | 57,1% |
3. Умение формулировать и задавать вопросы. | 14,3% | 71,4% | 14,3% |
4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать. | 14,3% | 71,4% | 14,3% |
5. Умение делать выводы и умозаключения. | 9,5% | 38% | 52,5% |
6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента. | 0% | 28,6% | 71,4% |
Главные трудности детей заключались в том, что не у всех был сформирован устойчивый познавательный интерес; даже принимая поставленную задачу или видя проблему самостоятельно, они проявляли малую активность в поиске решения, осуществляли его с направляющей помощью воспитателя; трудно давалось построения гипотез (рис. 2); рассуждения по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов, затруднялись в формулировании вопросов. Встреча с проблемной ситуацией вызывала у детей затруднения, часто они не могли оформить ее словесно. Вызывали затруднения и ситуация связанная с задаванием вопросов. В свободной беседе дети задавали вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что они хотят узнать. Однако в ситуации, требующей от них задавание вопросов (при выполнении предлагаемого задания), испытывали затруднения, и часто вместо вопросов описывали ситуации. Для вопросов была характерна также некоторая стереотипность: вопросы только одного типа, в одной форме. Отсутствовали казуальные вопросы, направленные на поиск причин того или иного явления. Дети не могли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме, быстро теряли интерес к выявленной проблеме. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали либо игры с однообразными действиями (например, катание машин), либо настольные игры со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий. Дети описывали явления, процессы, но не могли сделать выводов, заключений, не могли оценить собственную деятельность, часто не замечали ошибок, затруднялись в выражении собственной точки зрения, обсуждении решения.
В мае 2019 года мы провели промежуточную диагностику для выявления уровня развития исследовательской деятельности и осуществлении коррекционной работы по развитию компонентов исследовательской деятельности.
Промежуточная диагностика показала, что у детей уже формируется устойчивый познавательный интерес. Дети проявляют активность в поиске решения, многие дети стали задавать вопросы типа: «А зачем…», «А почему…», «А что будет, если…». Но и остались трудности в построении гипотезы. Дети не могли сделать выводов, заключений, не замечали ошибок, затруднялись в выражении собственной точки зрения, обсуждении решения. В связи с этим мы проводили коррекционную работу.
Коррекционная работа заключалась в следующем:
1. Индивидуальная работа с детьми. Детям повторно предлагалось выполнить те же задания; более простые задания; различные дидактические игры типа: «Найди пару», «Лото» различного вида. В группу были приобретены каждому ребенку тетради для развития логического мышления, они так же использовались для индивидуальной работы с детьми.
2. Различные беседы с детьми, чтение художественной литературы с последующее беседой по ней, составление творческих рассказов. Все это проводилось для сформирования умения детей рассуждать, обобщать свои рассказы, строить умозаключения, делать выводы.
3. Наблюдения в природе: «Какое у нас сейчас время года?», «А как вы догадались?», «А почему это птица голубь?» и др. Дети хорошо на наблюдениях в природе доказывали свою точку зрения, классифицировали деревья и кустарники, кустарники и цветы.
4. Взаимодействие с родителями. В свою очередь и с родителями проводились индивидуальные и групповые беседы, занятия, дискуссии, собрания: «Как читать детям сказку», «Отвечай на детские вопросы», «Воспитать любознательных детей».
Мы решили эту коррекционную работу провести до апреля 2016 года, для развития у всех детей исследовательской деятельности при проведении путешествий-исследований по «реке времени».
Итоговая диагностика выявления уровня развития исследовательской деятельности у дошкольников.
Цель: определить уровень развития исследовательской деятельности старших дошкольников после проведения эксперимента.
Условия: детям предлагаются задания, используемые в первоначальной диагностике. Задания выполняются индивидуально.
Методы: наблюдения, анализ деятельности, метод математической обработки данных.
Проведя диагностику, получены следующие результаты, отраженные в диаграммах по каждой диагностической методике, проведенной с двумя группами детей:
Диаграмма 8
Уровень сформированности умения выделять и формулировать проблему:
Диаграмма 9
Уровень сформированности умения выдвигать гипотезы и строить предположения:
Диаграмма 10
Уровень сформированности умения формулировать и задавать вопросы:
Диаграмма 11
Уровень сформированности умения описывать явления, процессы; рассуждать и обобщать:
Диаграмма 12
Уровень сформированности умения делать выводы и умозаключения:
Диаграмма 13
Степень самостоятельности при проведении исследования:
Результаты итоговой диагностики приведены в сводной таблице 5 и 6. Исходя из полученных данных, имеем следующие результаты, указывающие на сформированность исследовательской деятельности у детей:
высокий уровень – 22,4%
средний уровень – 59,5 %
низкий уровень – 18,1%
Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности по результатам итоговой диагностики
Опыт организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии «путешествие по «реке времени» показал, что дети стали активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы. Все это говорит о том, что у детей появилась мотивационно-творечская активность, которая является основой успешной творческой деятельности. В процессе занятий у детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать гипотезы.
Дошкольники стали внимательнее друг к другу и к себе, проявляли сотрудничество, пытались находить причину своих удач или ошибок.
Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении исследований, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов (таблица 7).
Таблица 7
Уровни овладения детьми исследовательской деятельности (итоговая диагностика)
Показатели | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Конст. Контр. эксп. эксп. | Конст. Контр. эксп. эксп. | Конст. Контр. эксп. эксп. | ||||
1. Умение формулировать проблему. | 9,5% | 23,8% | 42,9% | 66,6% | 47,6% | 9,5% |
2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. | 14,3% | 23,8% | 14,3% | 57,1% | 71,4% | 19% |
3. Умение формулировать и задавать вопросы. | 14,3% | 33,3% | 71,4% | 57,1% | 14,3% | 9,5% |
4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать. | 14,3% | 23,8% | 71,4% | 66,6% | 14,3% | 9,5% |
5. Умение делать выводы и умозаключения. | 9,5% | 14,3% | 38% | 57,1% | 52,4% | 28,6% |
6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента. | 0% | 14,3% | 28,5% | 52,4% | 71,4% | 33,3% |
Выводы
1. В результате анализа литературы были определены показатели, критерии и уровни исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют сформированность исследовательской деятельности. Показатели сформированности исследовательской деятельности: умение видеть проблему; умение формулировать и задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи; умение самостоятельно действовать на этапах исследования. Критерии сформированности исследовательской деятельности: самостоятельность; полнота и логичность ответа; правильность выводов и формулировок. По трем уровням сформированности исследовательской деятельности можно проводить наблюдение за его развитием.
2. Проведя итоговую диагностику, получили, что большая часть всех детей показали средний уровень сформированности исследовательской деятельности; меньшее число из них – достаточно обладают навыками исследовательского поведения; и довольно большой процент ребят не умеют вести поисковую деятельность по тем или иным причинам. И только 9,5% детей владеют навыками ведения исследовательской деятельности. Деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации учебной деятельности была направлена на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
3. Работа по формированию исследовательской деятельности у старших дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно: 1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включало в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций. 2 этап – ознакомление дошкольников с технологией «путешествие по «реке времени» 3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекалась вся группа, дети сами ставили цели и методы их достижения.
4. Результаты контрольной диагностики показали, что дети стали активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы. У детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать определения понятий. Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов. Таким образом, мы считаем, что комплекс упражнений и заданий по формированию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста при применении технологии «путешествие по «реке времени» был подобран правильно в соответствии с возрастными особенностями детей. Задания предлагались детям от простого к сложному, был индивидуальный подход к каждому ребенку. К работе с детьми мы привлекали родителей, чтобы и они могли участвовать в обучении своих детей.
Также для отслеживания динамики познавательной активности и познавательной инициативы-любознательности детей старшего дошкольного возраста при внедрении в педагогический процесс технологии «Река времени», в сентябре 2014г. и в мае 2016г. проведена диагностика познавательной активности детей.
Цель: исследование познавательной активности детей в процессе внедрения технологии «Река времени».
Диагностика проводилась с помощью методики В.С. Юркевич «Древо желаний».
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
итого | Сентябрь 2019г. | Декабрь 2019г. | Май 2020г. |
высокий уровень познавательной активности | 2 | 5 | |
средний уровень познавательной активности | 11 | 11 | |
низкий уровень познавательной активности | 6 | 4 |
Приняли участие 21 ребёнок.
Проведенное исследование зафиксировало рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: увеличилось количество детей (с 10 % до 35%), отличающихся стремлением проникнуть в причинно-следственные связи явлений, проявляющих исследовательский интерес к миру: «откуда появляются цветы?», «как делают кирпичи?», «как можно изготовить зеркало?», «хочу попасть на север, чтобы увидеть белого медведя», «мне интересно, почему вымерли динозавры и почему лето всегда быстро кончается?», «хочу узнать, можно или нельзя потрогать солнечные лучики?», «откуда взялась земля?», «где живут инопланетяне», «где добывают воду?», «какие бывают звезды?» и др.
Сократилось количество детей, дающих ответы потребительского содержания (с 30% до 10%): «хочу машинку», «хочу новое платье и куклу», «хочу узнать, почему мне не покупают игрушки», «хочется на море купаться и загорать» и др.
Однако у подавляющего большинства детей (55%) потребность в знаниях носит пока достаточно поверхностный характер, привлекает конкретная информация: «хочу попасть на крышу, или на вокзал, или к бабушке», «я бы спросила, где взять коня, чтобы покататься», «буду рубить деревья и строить баню», «посмотрела бы, как в другом детском саду дети живут», «хочу превратиться в черепашку-ниндзю» и др.
Вывод: В процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» познавательная активность детей возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.
2. В течение полугодия проводилось наблюдение 1 раз в неделю со стороны воспитателей (с привлечением родителей) группы с использованием параметров оценки познавательной инициативы, предложенной Н.А.Коротковой и П.Г.Нежновым (положенной в основу нормативной карты развития).
Типы инициатив: творческая, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная, познавательная инициатива-любознательность.
Мы взяли за основу познавательную инициативу (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).
Результаты исследования познавательной инициативы – любознательности
(наблюдение педагогов за познавательно-исследовательской деятельностью детей)
уровни | Ключевые признаки | Количество детей | ||
2018 | 2019 | 2020 | ||
1 уровень | Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. | 6 | 4 | |
2 уровень | Задаѐт вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата. | 10 | 10 | |
3 уровень | Задаѐт вопросы об отвлечѐнных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). | 2 | 4 |
Проведенное исследование зафиксировало рост уровня сформированности познавательной инициативы-любознательности у детей старшего дошкольного возраста. На 10% увеличилось количество детей с третьим (высоким) уровнем развития познавательной инициативы-любознательности. Эти дети характеризуются следующим:
-задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно обследуемого (рассматриваемого) объекта (как? почему? зачем?);
-обнаруживают стремление объяснить связь фактов, используя простое причинное рассуждение (потому что...);
-стремятся к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции);
-проявляют интерес к познавательной литературе, к символическим языкам;
-самостоятельно берутся делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать).
На 20% сократилось количество детей с первым (низким) уровнем познавательной инициативы-любознательности. Эти дети характеризуются следующим:
- замечают новые предметы в окружении, проявляют к ним интерес;
-активно обследуют вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулируют, разбирают-собирают, без попыток достичь точного исходного состояния);
-многократно повторяют действия, поглощены только процессом.
Большинство детей подготовительной группы имеют 2 (средний) уровень познавательной инициативы-любознательности. Они характеризуются следующим:
- сопровождают вопросами практическое исследование новых предметов (что это? для чего?);
-обнаруживают сознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (как это получается? как бы это сделать? почему это так?);
-высказывают простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремятся достичь определенного эффекта (если сделать так..., или так...), не ограничиваясь простым манипулированием;
-встраивают свои новые представления в сюжетные игры, темы рисования, конструирования.
Таким образом, отмеченный рост уровня сформированности познавательной инициативы-любознательности у детей старшего дошкольного возраста свидетельствует об эффективности используемой технологии.
Также проводился мониторинг по всем образовательным областям.
Мониторинг работы за 2018 – 2019гг Старшая группа
№п/п | Образовательная область | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Социально-коммуникативное развитие | - | 13 - 72% | 5 – 28% |
2 | Познавательное развитие | - | 15 - 83% | 3 – 16% |
3 | Речевое развитие | - | 11 - 61% | 7 – 38% |
4 | Художественно-эстетическое развитие | - | 14 - 77% | 4 – 21% |
5 | Физическое развитие | - | 16 - 88% | 2 – 12% |
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
На начало учебного года, согласно программе, была поставлена
цель – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей.
Мониторинг работы за 2019г Подготовительная группа
№п/п | Образовательная область | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Социально-коммуникативное развитие | - | 8 чел.- 44% | 10 - 54% |
2 | Познавательное развитие | - | 11- 54% | 7- 38% |
3 | Речевое развитие | - | 7- 38% | 11-64% |
4 | Художественно-эстетическое развитие | - | 11- 61% | 7-38% |
5 | Физическое развитие | - | 14-77% | 4-22% |
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В итоге коррекционной работы дети:
- понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- используют в самостоятельной речи простые распространенные предложения, объединяющие их в рассказ;
- могут выполнить пересказ;
- приобщаются к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ);
- владеют грамматически правильно оформленной самостоятельной речью в соответствии с нормами языка. (падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно);
- используют в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий; -правильно артикулируют звуки речи в различных позициях и формах речи не в полном объеме;
- четко дифференцируют все изученные звуки;
- умеют правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеют элементами грамоты: проводят звуковой анализ слова;
- -ознакомлены с понятием «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
Целевые ориентиры прописаны в рабочей программе и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные - наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, мимические упражнения.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку, применение современных педагогических технологий.
ЛИТЕРАТУРА:
Т.М. Бондаренко: Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие
Подробнее:http://www.labirint.ru/books/284678/
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Методикиа В.С. Юркевич «Древо желаний».
Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г.
Савенков А.И. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»/ Савенков А.И.//«Дошкольное воспитание» - 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....
Диагностика уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников
Для изучения проблемы формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста мною был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что игры являются важнейшим средством форм...
Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...
Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах
Диагностика уровня сформированности представлений старших дошкольников о птицах включает тест и ключ к нему....
Диагностика уровня познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Данная диагностика позволяет выявить исходный уровень сформированности познавательно- исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формиров...
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольниковНаправления диагностической работы:- диагностическая работа с детьми;- диагностическая работа с родителями;- диагнос...
Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).
Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа)....