Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
материал (средняя группа) на тему
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Цель - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.
Задачи:
1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.
Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста
Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).
Способность соотносить цвет с названием.
Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.
Характеристика критериальной базы.
Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.
Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.
Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Способность | Способность | Особенности цветового | |||
Уровни | различать | соотносить | решения рисунков | ||
цвета | цвета с | ||||
названием | |||||
Способен | Легко | Соответствие цветового решения | |||
различать все | идентифицирует | поставленной изобразительной | |||
основные цвета: | предмет по цвету, | задаче. Передача цветовых | |||
красный, | опирается на | соотношений, близких к | |||
1 | оранжевый, | зрительное | реальным. Наличие элементов | ||
уровень | желтый, | соотнесение. | фантазии в цветовых | ||
зеленый, | Называет цвет и | соотношениях. Наличие | |||
голубой, синий, | оттенок предмета. | гармоничного соотношения | |||
фиолетовый. | По словесной | цветового решения узора с | |||
Различает | инструкции | фоном. Использование в | |||
разные оттенки | взрослого | рисунках различных оттенков | |||
цвета по | показывает | цвета. Передача насыщенности | |||
светлоте: | предмет | и | цвета. Количество используемых | ||
«светлый». | называет его цвет. | цветов в соответствии с | |||
«темный», | оттенок. | изобразительной задачей. | |||
«светлее», | Способен | Овладение детьми правильной | |||
«темнее»; | с | группировать | техникой работы с | ||
заданием | предметы | по | художественными материалами. | ||
ребенок | цветовому | позволяющей создавать и | |||
справляется | оттенку. | применять разные цвета и | |||
самостоятельно. | оттенки. Умение размывать | ||||
краски с целью получения | |||||
оттенков цвета, добавлять | |||||
белила в основной цвет, при | |||||
рисовании гуашью. | |||||
Ребенок | При | Соответствие цветового решения | |||
различает | идентификации | поставленной изобразительной | |||
2 | основные цвета, | предмета | по | задаче достигается не всегда. | |
уровень | показывает их | с | цвету испытывает | Цветовые соотношения, близкие | |
незначительной | незначительные | к реальному, но бывают | |||
помощью | затруднения, | но с | отступления. | ||
взрослого, | помощью | Наличие элементов творчества в | |||
затрудняется | в | воспитателя | передаче цветовых соотношений | ||
различении | находит | и | проявляется не во всех случаях. | ||
промежуточных | исправляет | Использование в рисунках | |||
цветов | и | ошибки. | Не | различных оттенков цвета. | |
оттенков. | соотносит | Количество используемых цветов | |||
некоторые цвета | небольшое. | ||||
и оттенки с | их | ||||
названиями. | При | ||||
группировании | |||||
предмета | по | ||||
незначительные | |||||
ошибки. Может | |||||
их исправить. | |||||
Испытывает | С трудом | Соответствие цветового решения | |||
трудности в | подбирает цвета и | поставленной изобразительной | |||
3 | различении | оттенки. | задаче достигается не всегда. | ||
уровень | некоторых | соответствующие | Цветовые соотношения, близкие | ||
основных | предметам По | к реальному, но бывают | |||
цветов и | словесной | отступления. Наличие элементов | |||
оттенков, путает | инструкции | творчества в передаче цветовых | |||
«светлее и | взрослого. | соотношений проявляется не во | |||
темнее». | Соотносит цвета | всех случаях. Количество | |||
и оттенки только | используемых цветов небольшое. | ||||
в половине | Правильная техника работы | ||||
случаев. Называет | предлагаемыми | ||||
цвета и оттенки. | художественными материалами | ||||
Допускает | применяется не всегда. | ||||
ошибки, | |||||
исправляет их с | |||||
помощью | |||||
воспитателя. | |||||
4 | Не различает | Ребенок не | Неадекватно применяет цвет в | ||
- | основные цвета, | соотносит цвет с | рисунке, рисунок беден. | ||
уровень | оттенки цвета | названием. | |||
по светлоте. |
В соответствии с критериями и показателями сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ был подобран диагностический инструментарий, позволяющий отнести детей к различным уровням сформированности сенсорного эталона цвета.
Методика № 1 «Закрой окошко».
Цель: выявить способность различать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Различает все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно | 3 | I |
Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. | 2 | II |
Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью | 1 | III |
Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. | 0 | IV |
Методика № 2 «Подбери пару».
Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.
Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.
- Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.
- Подбери пары к вещам и назови цвет.
Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т.д.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно | 3 | I |
Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. | 2 | II |
С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. | 1 | III |
Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. | 0 | IV |
Методика № 3 «Подбери дорожку».
Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.
Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.
Ход проведения:
- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.
- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)
- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. | 3 | I |
При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. | 2 | II |
С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. | 1 | III |
Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. | 0 | IV |
Методика № 4 «Попади в кольцо»
Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.
Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя), вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.
Ход проведения:
- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.
- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.
- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.
Анализ результатов
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:
Качественная характеристика | Баллы | Уровни |
Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. | 3 | I |
При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. | 2 | II |
С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. | 1 | III |
Не справляется с заданием даже с помощью педагога. | 0 | IV |
Анализ детских рисунков на тему «Осень».
Цель: выявить особенности цветового решения рисунка: адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета. Анализ деятельности рисунков проводился в соответствии методики Комаровой Т. С. «Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках».
Количественная оценка
Качественная характеристика | Баллы |
Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. | 3 |
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. | 2 |
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. | 1 |
Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....
Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста
Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...
презентация «Формирование представления о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»
Презентация по сенсорике для детей младшего возраста....
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы у детей среднего дошкольного возраста
Выявить умение определять жанр произведения....