ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Григорьева Ирина Владимировна

Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольников

Направления диагностической работы:

- диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании В Российской Федерации»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольников

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего развития и подготовки к школе. К математическим относятся представления о свойствах предметов (множестве, числе, величине, форме), о времени и пространстве и об отношениях (выстраивание последовательности ряда предметов по разным признакам, установление зависимостей между числами, целым и его частью, определение пространственных и временных отношений).

Математические представления помогают ребенку более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выделять форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве и во времени необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, бытовой) и являются немаловажным фактором социальной адаптации и подготовки к обучению в школе.

Занятия математикой в дошкольном возрасте способствуют:

– формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);

– сенсорному развитию (развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать предметы по определенному качественному или количественному признаку, рисовать, измерять, последовательно выполнять действия с целью достижения результата и др.);

– познавательному развитию (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, рассуждать, систематизировать накопленные знания, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости и др.);

– развитию речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные, временные и пространственные отношения, действия с множествами и др., задавать вопросы, доказывать правильность суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи).

Таким образом, математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, формирования наглядных форм мышления и овладения речью.

На всех этапах развития и воспитания дошкольников проводится диагностика уровня сформированности математических представлений. И сама диагностика, и подведение ее результатов сравниваются с некоторой нормой того, что ребенок должен знать и уметь в том или ином возрасте.

Дети отличаются и по уровню своего развития, и по врожденной предрасположенности к усвоению того или иного вида материала. Известно, что у детей легко формируются геометрические представления, хуже идет работа с величинами, может западать ориентировка в пространстве. Часто можно услышать, как даже взрослые люди говорят о своем пространственном кретинизме, объясняя свои затруднения в ориентировке на местности.

Воспитателям необходимо знать не столько возрастные нормы, сколько последовательность и этапы формирования представлений о числе, величине, форме предметов, пространстве и времени. Уметь диагностировать эти этапы и определять зону ближайшего развития ребенка по содержательным линиям. Разрабатывая занятие по математике, воспитатель должен учитывать представления детей по каждой программной задаче и включать в занятие те дидактические игры, которые им посильны в данный момент. Воспитатели же в большинстве случаев стараются жестко придерживаться программы и последовательно вести занятия, предложенные в ней независимо от особенностей детей группы. Это называется выполнять программу.

Дошкольные учреждения проверяют усвоение того материала, которому обучали по принятой программе в соответствии с возрастной группой. Но ребенка развивают и родители, и домашняя среда, и дополнительные образовательные учреждения. При диагностике часто оказывается, что ребенок неравномерно осведомлен по разным вопросам. Он может считать в пределах сотни, но не ориентироваться во времени или в пространстве, не знать некоторых геометрических фигур. Подготовка ребенка к школе не всегда идет систематически, не все дети ходят в дошкольные учреждения постоянно, не со всеми детьми занимаются родители и т.д.

В ходе диагностики для воспитателя важны следующие моменты.

1.Выбор картинки. Дети будут по разному выбирать картинку. Один ребенок посмотрит все картинки и выберет наиболее интересную, которую хочет обсудить с воспитателем. Другой – просматривая каждую картинку, рассказывает, что на ней изображено. Третий – мечется от картинки к картинке и не может остановить свой выбор. Четвертый – пассивен и воспитатель сам предлагает ему картинки.

Следовательно, важен сам процесс выбора картинки, так как ситуация выбора проявляет самостоятельность ребенка или зависимость его от взрослого, проявление познавательной активности или пассивности, какой уровень проверки знаний задает сам ребенок.

2.Умение ребенка строить диалог с воспитателем. Понимает ли дошкольник инструкцию воспитателя? Умеет ли выполнять инструкцию? Умеет ли задавать вопросы? Умеет ли четко и правильно отвечать на вопросы?

3.Желание ребенка общаться с воспитателем в ходе решения познавательной задачи. Возможны следующие ситуации.

-Ребенку нравится общение с воспитателем и он готов продолжать общение, хотя диагностика завершена. Воспитатель говорит, что занятие закончено, ребенок расстроен и не хочет уходить.

-Ребенок быстро просматривает картинки, отвечает на вопросы и хочет побыстрее закончить диагностику и заняться чем-то более для него интересным. Может расстроиться, что затягивается диагностика и воспитатель продолжает задавать вопросы и предлагать другие картинки.

-Ребенок равнодушен к общению, инициативы не проявляет, на вопросы воспитателя либо отвечает либо нет.

4.Рассказ ребенка по картинке. Что ребенок самостоятельно выделяет на выбранной картинке, о чем рассказывает? Как строит предложения? Каков словарный запас ребенка? Какова последовательность составления рассказа по картинке?

5.Математические представления ребенка о свойствах предметах и их отношениях .

Воспитатель в ходе диагностики получает много информации о ребенке: о манере общения со взрослым, о познавательном развитии, о познавательной активности, о развитии речи и о математических представлениях. Все показатели воспитатель фиксирует для себя, выделяя направления коррекционной работы с ребенком, в таблицу же заносятся только результаты диагностики математических представлений детей. В таблице указывается возраст ребенка и знание разных разделов программы, при этом места на каждого ребенка выделяется столько места в строках таблицы, сколько потребуют записи.

Главное, чтобы воспитатели поняли, что проводимая диагностика нужна им для работы, а не для отчета. Так как по результатам станет понятно, какие занятия нужно провести индивидуально с каждым ребенком и по каким разделам программы, чтобы подготовить его к участию в коллективных или групповых занятиях. При разработке занятия будет понятно, какие игры включить в занятие, а от каких отказаться в зависимости от их доступности для детей конкретной группы.

Сводные таблицы по группе, а затем по детскому саду, по городу, по региону покажут уровень математического развития дошкольников по возрастам. Полученные результаты обследования детей дадут возможность сравнить их с понятием нормы в разных программах. А также будет видно, какие разделы программы усваиваются лучше, а какие хуже и в каком возрасте. С какими проблемами встретятся те, кто готовит детей к школе? С какими трудностями встретятся учителя начальных классов? Ведь за последние 15 лет произошли большие изменения в уровне подготовки детей к школе. Если раньше около 90% – 95% детей посещали постоянно дошкольные учреждения и систематически готовились к школе, то в последнее время отмечается, что их посещают около 50% по стране и около 35% по отдельным регионам России. Сегодня учителя начальных классов работают в условиях большого разрыва между уровнями подготовки детей, прошедших дошкольную подготовку по усиленным программам развития и воспитания и детей, с которыми не занимались. Настало время, когда учителям начальных классов приходится осваивать дошкольную методику формирования элементарных математических представлений детей, чтобы провести коррекционную работу и создать стартовую площадку для успешного усвоения программы начальной ступени образования.

Таким образом, диагностическая работа по определению уровня сформированности математических представлений у дошкольников нужна не только дошкольным работникам, но и учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Направления диагностической работы:

- диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании В Российской Федерации»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольников

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего развития и подготовки к школе. К математическим относятся представления о свойствах предметов (множестве, числе, величине, форме), о времени и пространстве и об отношениях (выстраивание последовательности ряда предметов по разным признакам, установление зависимостей между числами, целым и его частью, определение пространственных и временных отношений).

Математические представления помогают ребенку более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выделять форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве и во времени необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, бытовой) и являются немаловажным фактором социальной адаптации и подготовки к обучению в школе.

Занятия математикой в дошкольном возрасте способствуют:

– формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);

– сенсорному развитию (развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать предметы по определенному качественному или количественному признаку, рисовать, измерять, последовательно выполнять действия с целью достижения результата и др.);

– познавательному развитию (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, рассуждать, систематизировать накопленные знания, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости и др.);

– развитию речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные, временные и пространственные отношения, действия с множествами и др., задавать вопросы, доказывать правильность суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи).

Таким образом, математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, формирования наглядных форм мышления и овладения речью.

На всех этапах развития и воспитания дошкольников проводится диагностика уровня сформированности математических представлений. И сама диагностика, и подведение ее результатов сравниваются с некоторой нормой того, что ребенок должен знать и уметь в том или ином возрасте.

Дети отличаются и по уровню своего развития, и по врожденной предрасположенности к усвоению того или иного вида материала. Известно, что у детей легко формируются геометрические представления, хуже идет работа с величинами, может западать ориентировка в пространстве. Часто можно услышать, как даже взрослые люди говорят о своем пространственном кретинизме, объясняя свои затруднения в ориентировке на местности.

Воспитателям необходимо знать не столько возрастные нормы, сколько последовательность и этапы формирования представлений о числе, величине, форме предметов, пространстве и времени. Уметь диагностировать эти этапы и определять зону ближайшего развития ребенка по содержательным линиям. Разрабатывая занятие по математике, воспитатель должен учитывать представления детей по каждой программной задаче и включать в занятие те дидактические игры, которые им посильны в данный момент. Воспитатели же в большинстве случаев стараются жестко придерживаться программы и последовательно вести занятия, предложенные в ней независимо от особенностей детей группы. Это называется выполнять программу.

Дошкольные учреждения проверяют усвоение того материала, которому обучали по принятой программе в соответствии с возрастной группой. Но ребенка развивают и родители, и домашняя среда, и дополнительные образовательные учреждения. При диагностике часто оказывается, что ребенок неравномерно осведомлен по разным вопросам. Он может считать в пределах сотни, но не ориентироваться во времени или в пространстве, не знать некоторых геометрических фигур. Подготовка ребенка к школе не всегда идет систематически, не все дети ходят в дошкольные учреждения постоянно, не со всеми детьми занимаются родители и т.д.

В ходе диагностики для воспитателя важны следующие моменты.

1.Выбор картинки. Дети будут по разному выбирать картинку. Один ребенок посмотрит все картинки и выберет наиболее интересную, которую хочет обсудить с воспитателем. Другой – просматривая каждую картинку, рассказывает, что на ней изображено. Третий – мечется от картинки к картинке и не может остановить свой выбор. Четвертый – пассивен и воспитатель сам предлагает ему картинки.

Следовательно, важен сам процесс выбора картинки, так как ситуация выбора проявляет самостоятельность ребенка или зависимость его от взрослого, проявление познавательной активности или пассивности, какой уровень проверки знаний задает сам ребенок.

2.Умение ребенка строить диалог с воспитателем. Понимает ли дошкольник инструкцию воспитателя? Умеет ли выполнять инструкцию? Умеет ли задавать вопросы? Умеет ли четко и правильно отвечать на вопросы?

3.Желание ребенка общаться с воспитателем в ходе решения познавательной задачи. Возможны следующие ситуации.

-Ребенку нравится общение с воспитателем и он готов продолжать общение, хотя диагностика завершена. Воспитатель говорит, что занятие закончено, ребенок расстроен и не хочет уходить.

-Ребенок быстро просматривает картинки, отвечает на вопросы и хочет побыстрее закончить диагностику и заняться чем-то более для него интересным. Может расстроиться, что затягивается диагностика и воспитатель продолжает задавать вопросы и предлагать другие картинки.

-Ребенок равнодушен к общению, инициативы не проявляет, на вопросы воспитателя либо отвечает либо нет.

4.Рассказ ребенка по картинке. Что ребенок самостоятельно выделяет на выбранной картинке, о чем рассказывает? Как строит предложения? Каков словарный запас ребенка? Какова последовательность составления рассказа по картинке?

5.Математические представления ребенка о свойствах предметах и их отношениях .

Воспитатель в ходе диагностики получает много информации о ребенке: о манере общения со взрослым, о познавательном развитии, о познавательной активности, о развитии речи и о математических представлениях. Все показатели воспитатель фиксирует для себя, выделяя направления коррекционной работы с ребенком, в таблицу же заносятся только результаты диагностики математических представлений детей. В таблице указывается возраст ребенка и знание разных разделов программы, при этом места на каждого ребенка выделяется столько места в строках таблицы, сколько потребуют записи.

Главное, чтобы воспитатели поняли, что проводимая диагностика нужна им для работы, а не для отчета. Так как по результатам станет понятно, какие занятия нужно провести индивидуально с каждым ребенком и по каким разделам программы, чтобы подготовить его к участию в коллективных или групповых занятиях. При разработке занятия будет понятно, какие игры включить в занятие, а от каких отказаться в зависимости от их доступности для детей конкретной группы.

Сводные таблицы по группе, а затем по детскому саду, по городу, по региону покажут уровень математического развития дошкольников по возрастам. Полученные результаты обследования детей дадут возможность сравнить их с понятием нормы в разных программах. А также будет видно, какие разделы программы усваиваются лучше, а какие хуже и в каком возрасте. С какими проблемами встретятся те, кто готовит детей к школе? С какими трудностями встретятся учителя начальных классов? Ведь за последние 15 лет произошли большие изменения в уровне подготовки детей к школе. Если раньше около 90% – 95% детей посещали постоянно дошкольные учреждения и систематически готовились к школе, то в последнее время отмечается, что их посещают около 50% по стране и около 35% по отдельным регионам России. Сегодня учителя начальных классов работают в условиях большого разрыва между уровнями подготовки детей, прошедших дошкольную подготовку по усиленным программам развития и воспитания и детей, с которыми не занимались. Настало время, когда учителям начальных классов приходится осваивать дошкольную методику формирования элементарных математических представлений детей, чтобы провести коррекционную работу и создать стартовую площадку для успешного усвоения программы начальной ступени образования.

Таким образом, диагностическая работа по определению уровня сформированности математических представлений у дошкольников нужна не только дошкольным работникам, но и учителям начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...

Дидактическая игра «Муха» для диагностики уровня формирования математических представлений.

как сформировать у детей элементарные математические представления  ,  интеллектуальное развитие детей, приёмы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладени...

Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет

3 балла – высокий уровень развития (соответствует возрастной норме)2 балла – средний уровень развития (ниже возрастной нормы)1 балл – низкий уровень развития (не соответствует возрас...

Диагностика развития сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой к разделу "формирование элементарных математических предс...

Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).

Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа)....

«Мониторинг уровня сформированности математических представлений у обучающихся 3 года обучения с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР» АООП вариант II

Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждо...

Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста

Сборникматериалов для диагностики уровня сформированности математическихпредставлений у детей дошкольного возраста...